Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля




Комитет государственного контроля Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Министерство финансов Республики Беларусь

Правовой статус государственных специализированных финансовых органов

 

К специализированным государственным финансовым органам относятся Министерство финансов Республики Беларусь (Минфин), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС), Национальный банк Республики Беларусь (НБ), Комитет государственного контроля Республики Беларусь (КГК) и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК). ГТК относят к специализированным финансовым органам, фактически, по одному признаку – как орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет таможенных платежей. В связи с этим, функции ГТК, во многом, схожи с функциями МНС, и в данном разделе отдельно рассматриваться не будут.

 

Центральным специализированным финансовым органом является Министерство финансов Республики Беларусь. Минфин является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Минфин осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также на основании Положения о Минфине Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 (с изменениями и дополнениями) «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».)

В соответствии с п. 3 указанного Положения, основными задачами Минфина являются:

1. Проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

2. Обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

3. Разработка предложений по обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитных ресурсов;

4. Эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

5. Участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

6. Контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

7. Государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

8. Формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;

9. Проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

10. Осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

11. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

12. Государственное регулирование аудиторской деятельности;

13. Государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам.

В соответствии с возложенными на него задачами, Минфин выполняет большое количество функций, в соответствии с п. 4 Положения.

Минфин в установленном законодательством порядке имеет право (п. 7 Положения):

1. Требовать и получать:

- от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;

- от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г.Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;

2. Ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;

3. Вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;

7. Взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в соответствии с законодательными актами;

10. Истребовать данные о доходах и расходах государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций;

11. Давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;

12. Проводить в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, а также внеплановые проверки, осуществляемые в соответствии с законодательством при проведении оперативного контроля за целевым использованием бюджетных средств в случаях, установленных Положением

13. Проводить проверки по вопросам соблюдения аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных условий и требований;

14. Осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций;

15. Вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Минфина;

16. Применять меры ответственности к юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательными актами;

17. Имеет также другие права, предоставленные Минфину законодательством.

Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов. В качестве территориальных органов, Минфин создает Главные управления по областям и городу Минску.

В структуру Минфина входят департаменты с правами юридического лица, главные управления, в том числе Главное государственное казначейство, управления, в том числе Государственная инспекция пробирного надзора, отделы. В частности, в структуру Минфина входят:

- Департамент по ценным бумагам;

- Департамент государственных знаков;

- Главное управление бюджетной политики;

- Главное управление налоговой политики и доходов бюджета;

- Главное управление финансирования социальной сферы и науки;

- Главное управление финансов производственной сферы;

- Главное управление международных финансовых отношений и государственного долга;

- Главное управление драгоценных металлов и драгоценных камней;

- Главное управление страхового надзора;

- Главное государственное казначейство;

- Главное контрольно - ревизионное управление;

- Управление финансирования государственных органов;

- Управление финансирования обороны, правоохранительных и судебных органов;

- Управление развития финансового рынка;

- Управление финансов агропромышленного комплекса;

- Управление аудита;

- Управление финансирования чрезвычайных мероприятий и финансов строительной сферы;

- Управление методологии бухгалтерского учета и отчетности;

- Управление контроля, делопроизводства и организационной работы;

- Управление информационных технологий;

- Юридическое управление;

- Управление финансов, учета и отчетности;

- Государственная инспекция пробирного надзора;

- Отдел кадровой политики.

Минфину подчинены следующие организации:

- Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах";

- Республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация";

- Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования "Белэксимгарант";

- Государственное учреждение образования "Минский финансово-экономический колледж";

- Республиканское алмазообрабатывающее унитарное предприятие "Гомельское ПО "Кристалл";

- Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь";

- Республиканское научное учреждение "Научно-исследовательский центр Министерства финансов Республики Беларусь";

- Учреждение образования "Государственный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов".

Официальную информацию о структуре и деятельности Минфина можно получить на его официальном сайте (http://www.minfin.gov.by).

 

 

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также Положением о МНС Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1592 (с изменениями и дополнениями) «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»).

Основными задачами МНС являются (п. 4 Положения):

1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

3. Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

4. Разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, установленные п. 5 Положения.

МНС имеет право:

1. Получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

2. Вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

3. При проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

4. Запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию в установленном законодательством порядке;

5. Доступа при проведении налоговой проверки на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательством;

6. При осуществлении контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих организациям и физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются и могут использоваться для извлечения доходов;

7. Взыскивать в установленном порядке:

- неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов;

- денежные средства, полученные от реализации имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, наложенных штрафов, а также подлежащие перечислению в бюджет за полученное для собственного либо иного использования имущество, не внесенные в установленные сроки в доход республиканского и (или) местного бюджетов;

- возмещенные расходы по хранению, проведению обязательной сертификации, экспертной оценки, государственной санитарно-гигиенической и иных видов экспертиз, транспортные расходы по доставке к месту хранения и (или) реализации имущества должника, не реализованного и подлежащего возврату;

8. Приостанавливать в случаях, установленных законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

9. В целях налогового контроля в порядке, определяемом законодательством, создавать налоговые посты, обеспечивая нахождение должностных лиц налоговых органов на территории и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

10. Приостанавливать или запрещать в установленном порядке реализацию алкогольной продукции и табачных изделий, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов;

11. Принимать в соответствии с законодательными актами решения об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, о прекращении действия специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками;

12. Заявлять ходатайства о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, прекращения действия их специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности;

13. Проводить в порядке, определяемом законодательством, контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг для проверки соблюдения плательщиками налогового законодательства, установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций;

14. Вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь физических лиц до погашения ими задолженности по налоговому обязательству;

15. Обращаться в установленном законодательством порядке в общие и хозяйственные суды с исками (заявлениями);

16. Изымать при проведении выездной налоговой проверки в случаях и порядке, установленных законодательством, кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры для их направления на техническое освидетельствование;

17. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

МНС возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В качестве территориальных органов, МНС создает инспекции МНС по областям, районам, городам (не имеющим районного деления) и районам в городах (всего на 25.03.2010 года – 157 инспекций).

Структурными подразделениями МНС являются:

- Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения;

- Главное управление методологии налогообложения организаций;

- Главное управление налогообложения физических лиц;

- Главное управление международного налогового сотрудничества;

- Главное управление учета налогов и ведомственного контроля;

- Главное управление информационных технологий;

- Главное управление организации контрольной деятельности;

- Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий;

- Управление организационно-кадровой политики;

- Юридическое управление;

- Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности;

- Управление собственной безопасности и спецработы;

- Отдел информационно-разъяснительной работы.

Информацию о структуре и деятельности МНС можно получить на официальном сайте министерства (http://www.nalog.by).

 

 

В соответствии со ст. 136 Конституции Республики Беларусь, банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (с изменениями и дополнениями), законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (с изменениями и дополнениями)) и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Национальный банк выполняет следующие функции:

1. Разрабатывает Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно–кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;

2. Осуществляет эмиссию денег;

3. Регулирует денежное обращение;

4. Регулирует кредитные отношения;

5. Организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

6. Является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

7. Осуществляет валютное регулирование;

8. Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии с законодательством;

9. Осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

10. Выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

11. Осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно–финансовых организаций;

12. Осуществляет лицензирование банковской деятельности;

13. Регулирует деятельность банков и небанковских кредитно–финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

14. Устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

15. Определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

17. Организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в п. 16 Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;

18. По согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;

19. Формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

20. Устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом по согласованию с Министерством финансов порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

21. Организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;

22. Выполняет другие функции в соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Председатель и члены Правления назначаются на должности Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Указанные лица освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Национальный банк состоит из центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

К структурным подразделениям Национального банка относятся:

1. Главные управления по областям с их отделениями в городах;

2. Специализированное управление;

3. Учебный центр;

4. Центральное хранилище;

5. Расчетный центр;

6. Детский санаторий "Ружанский".

Национальный банк имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. В частности, к организациям Национального банка относятся:

1. Учреждение образования "Полесский государственный университет";

2. Юридические лица, созданные с участием Национального банка Республики Беларусь:

• ОАО "Центр банковских технологий";

• ОАО "Банковский процессинговый центр";

• ОАО "Санаторий "Озерный";

• ОАО "Белорусская валютно–фондовая биржа";

• ГУ "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов".

Информацию о деятельности Национального банка можно получить на официальном сайте банка (http://www.nbrb.by).

К вопросу о деятельности национального банка мы еще вернемся в теме «Порядок функционирования банковской системы Республики Беларусь».

 

 

Комитету государственного контроля Республики Беларусь посвящена глава 8 Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 129 Конституции, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством, и прежде всего, Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369 (с изменениями и дополнениями) «О комитете государственного контроля Республики Беларусь» и Положением «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 г. № 647).

КГК обладает широчайшей компетенцией в сфере финансового контроля, о чем свидетельствуют направления его деятельности. Так, в соответствии со ст. 2 Закона КГК и п. 9.1. Положения, КГК и его территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за:

1. Исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2. Расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества;

3. Исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;

4. Соблюдением государственными органами, иными юридическими лицами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законодательства в области инвестиционной деятельности;

5. Соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

6. Состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

7. Соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дисциплины цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиты потребительского рынка и прав потребителей, и др.

Для реализации обширного перечня направлений деятельности КГК и его территориальные органы правомочны:

- получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;

- получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;

- проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;

- запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);

- привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;

- направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;

- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по вопросам, относящимся к компетенции КГК и его территориальных органов;

- давать заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.

В структуру КГК входят:

- Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля;

- Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;

- Главное управление контроля бюджетно–финансовой сферы и деятельности государственных органов

- Главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;

- Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;

- Главное управление контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью;

- Главное управление контроля по г. Минску;

- Главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;

- Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;

- Главное экспертно–правовое управление;

- Главное информационно–аналитическое управление;

- Секретариат;

- Управление инспекционно–кадровой работы;

- Финансово–хозяйственное управление;

- Отдел координации деятельности контролирующих органов;

- Отдел по работе с обращениями граждан;

- Комитеты государственного контроля областей;

- Управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску;

- Межрайонные комитеты государственного контроля;

- Межрайонные отделы управлений Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску.

Особая роль в осуществлении финансового контроля на территории Республики Беларусь отводится Департаменту финансовых расследований КГК (далее - Департамент), созданному на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь. Департамент является отдельным структурным подразделением КГК.

В состав Департамента входят управления Департамента финансовых расследований по областям и г. Минску, межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (территориальные органы финансовых расследований).

Департамент возглавляет заместитель Председателя КГК - директор Департамента финансовых расследований, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя КГК.

Правовой статус Департамента наряду с Законом «О Комитете государственного Контроля Республики Беларусь» определяется Законом Республики Беларусь от 16.07. 2008 г. № 414 - З «Об органах финансовых расследований Республики Беларусь».

В соответствии со ст. 6 указанного закона основными задачами органов финансовых расследований являются:

1. Предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сферах предпринимательства и налогообложения;

2. Производство дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным законом к ведению органов финансовых расследований;

3. Разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах;

4. Взаимодействие с правоохранительными органами республики и других государств, ведущими борьбу с преступностью.

В целях совершенствования системы мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408 «Об образовании Департамента финансового мониторинга КГК Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 апреля 2006 года), (далее – Указ № 408) в структуре КГК образован Департамент финансового мониторинга (далее - Департамент), который является его структурным подразделением с правами юридического лица.

К основным задачам Департамента относятся:

1. Принятие эффективных мер по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;

2. Создание и обеспечение функционирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;

3. Осуществление международного сотрудничества по вопросам предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

Департамент имеет право запрашивать в установленном порядке у государственных органов Республики Беларусь, в том числе Национального банка, а также у лиц, осуществляющих финансовые операции, информацию (за исключением информации о частной жизни граждан) по вопросам относящимся к его ведению; определять в соответствии с законодательством Республики Беларусь порядок формирования автоматизированной системы учета, обработки и анализа информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю; разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции методические материалы, программы и рекомендации; осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Информацию о деятельности КГК и его структурных подразделений можно получить на официальном сайте комитета (http://www.kgk.gov.by).


Тема 3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Финансовый контроль является разновидностью функций государственного управления, осуществляемых особыми органами и направленных на выявление полноты и правильности наполнения и распределения государственных денежных фондов, финансовый контроль охватывает не только государственные органы, но и всех субъектов финансового права.

Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики.

Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Существующая система учета и отчетности, отражение движения денежной массы путем двойной записи по счетам является необходимым элементом функционирования финансовой системы государства, которая позволяет производить учет и контроль всех финансово-хозяйственных операций.

Результаты финансового контроля могут иметь количественный и фактический характер. Количественный указывает на цифровые показатели объема ресурсов, а фактический – на факты финансовой деятельности.

Различаю финансовый контроль на макро (масштаб государства) и микроуровне (отдельные предприятия).

Для общегосударственного финансового контроля (т.е. контроля на макроуровне) характерны следующие задачи:

1. Обеспечение полного и своевременного финансирования установленных направлений расходов бюджетов;

2. Поиск наиболее рациональных способов мобилизации и использования денежных фондов;

3. Содействие оптимальному использованию денежных ресурсов, сбалансированности наличия финансовых ресурсов и потребности в них;

4. Обобщение и анализ практики;

5. Разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства.

Объект контроля на макроуровне– государственные финансы.

Предмет контроля – сводные финансовые планы.

Субъектом общегосударственного контроля являются высшие или местные исполнительно-распорядительные органы.

Задачами финансового контроля на микроуровне являются:

1. Обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования и гражданами действующего финансового законодательства;

2. Обеспечение полноты и своевременности выполнения субъектами своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;

3. Содействие рациональному использованию ресурсов и выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Объект контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность конкретного предприятия, а в установленных случаях – деятельность и доходы граждан.

Предмет – финансовые показатели (прибыль, доход).

Субъектами контроля на микроуровне являются специализированные органы финансового контроля.

Финансовый контроль классифицируется по двум основным критериям:

1. В зависимости от сферы осуществления выделяют следующие виды финансового контроля:

1) налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное наполнение бюджета и внебюджетных фондов за счет обязательных налоговых поступлений. Этим видом контроля охвачены все субъекты хозяйствования и граждане.

Налоговый контроль осуществляют МНС, КГК, ГТК.

2) бюджетный контроль - контроль за выполнением бюджета по доходам и расходам, сбор и анализ финансовой информации с целью рационального использования бюджетных средств, контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Бюджетный контроль на макроуровне осуществляют Президент Республики Беларусь, Парламент, Правительство, органы местного управления и самоуправления. На микроуровне данный вид контроля осуществляют Минфин, КГК, а также МНС и ГТК – в отношении доходной части бюджета.

3) валютный контроль проводится с целью проверки законности и эффективности проведения валютных операций, эффективности использования валютных средств и изыскание источников пополнения государственных валютных резервов.

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З (с изменениями и дополнениями) «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что если иное не определено Президентом Республики Беларусь:

- органами валютного регулирования и валютного контроля являются Правительство Республики Беларусь и НБ;

- органами валютного контроля являются КГК, ГТК;

- агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

4) страховой контроль осуществляется за своевременным и полным образованием страховых фондов, их целевым использованием, а также за соблюдением правил проведения страховых операций. Осуществляется органами Минфина, КГК, МНС в отношении страховых и перестраховочных организаций, страховых брокеров. Кроме того, контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании осуществляется органами Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

5) банковский контроль осуществляется в сфере функционирования банковской системы в целом, а также, деятельности банков и НКФО. Данный вид контроля возлагается на НБ и КГК. Кроме того, в некоторых случаях можно говорить о том, что банки осуществляют контроль в отношении клиентов. В частности, действующим законодательством на банки возложена обязанность:

- выполнять функции агента валютного контроля;

- в установленных случаях контролировать соблюдение клиентами Инструкции о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (утверждена Постановлением Правления НБ Республики Беларусь от 17.01.2008 г. № 4 (с изменениями и дополнениями));

- в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 июля 2000 г. № 426-З (с изменениями и дополнениями) «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности» составлять и направлять в соответствующие органы специальные формуляры по регистрации операций, подлежащих особому контролю.

2. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность выделяют:

1) Государственный (в некоторых источниках данный вид контроля может называться вневедомственным или общегосударственным). Осуществляется государственными органами, уполномоченными на осуществление контроля в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» (далее 0 Указ № 510). Данный вид контроля осуществляется специализированными финансовыми органами в отношении всех субъектов, независимо от подчиненности и формы собственности, а также, в установленных случаях, в отношении граждан.

2) Ведомственный контроль - контроль, осуществляемый органами и организациями (их структурными подразделениями (подчиненными организациями), отнесенными к органам ведомственного контроля в соответствии с Указом № 510, для обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, нотариальными конторами требований законодательства. Органами, осуществляющими ведомственный контроль являются Генеральная прокуратура, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Национальная академия наук Беларуси, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный статистический комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Государственная служба медицинских судебных экспертиз, Национальная государственная телерадиокомпания, местные исполнительные и распорядительные органы, а также республиканские государственно-общественные объединения, соответствующие структурные подразделения (подчиненные организации) этих органов и организаций.

В рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:

- плановые проверки не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска;

- внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

3) Внутрихозяйственный контроль. Осуществляется непосредственно на предприятии их соответствующими службами: бухгалтерия, финансовый отдел и др. Особенностями данного вида контроля являются:

- охватывает все сферы деятельности предприятия;

- носит постоянный характер;

- включает в себя проверку деятельности предприятия в целом и структурных подразделений.

Необходимость осуществления данного вида контроля вытекает из положений Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями). В частности ст. 6 указанного закона устанавливает, что: «Руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.» Статья 7 закона возлагает на главный бухгалтера организации обеспечение контроля за движением активов и выполнением обязательств.

При осуществлении своих функций бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

4) Аудиторский контроль. Для характеристики аудиторской деятельности необходимо выделить виды аудита. В зависимости от субъекта, осуществляющего аудит выделяют:

- внутренний аудит. Осуществляется управлениями (отделами) внутреннего аудита, созданными непосредственно в организации. Работники данного управления (отдела) являются штатными сотрудниками этой организации. Такие структуры создаются, как правило, в организациях, имеющих большое количество территориально-обособленных подразделений (например, банк и его филиалы или центры банковских услуг). На крупных предприятиях также могут создаваться отделы внутреннего аудита или вводится должность бухгалтера-аудитора. Внутренний аудит в некоторых источниках рассматривается как разновидность внутрихозяйственного контроля:

- внешний аудит. Осуществляется аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями – аудиторами. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями), аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее – аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Аудитор – физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации.

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов.

Аудиторские организации, аудиторы, проводят аудит: достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга; правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета; целевого использования кредитов и инвестиций; финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта); финансового состояния эмитента ценных бумаг; формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд; достоверности налоговой декларации (расчета); состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса; стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица; иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Аудиторские организации, аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги в соответствии со ст. 2 Закона об аудиторской деятельности.

Внешний аудит осуществляется на основании хозяйственного договора об оказании аудиторских услуг, заключаемого между аудитором и аудируемым лицом.

Внешний аудит подразделяется, в свою очередь, еще на два вида в зависимости от инициатора проверки:

● добровольный – осуществляется по инициативе аудируемого лица. В частности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности может предоставляться учредителям организации одновременно с отчетностью, в банк при решении вопроса об открытии крупной кредитной линии и т.д.;

● обязательный – осуществляется в случаях, установленных законодательством. Так, ст. 3 Закона об аудиторской деятельности, ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности: открытых акционерных обществ; банков, небанковских кредитно-финансовых организаций; бирж; коммерческих организаций с иностранными инвестициями; страховых организаций, страховых брокеров; резидентов Парка высоких технологий; организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц; иных организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

Обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

В случае проведения контролирующими органами проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц, эти лица освобождаются от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в части, проверенной данными органами.

Аудируемые лица, у которых проведен обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должны устранить выявленные аудитором нарушения законодательства и внести соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от проведения обязательного ежегодного аудита. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные случаи освобождения аудируемых лиц от проведения обязательного аудита.

5) Общественный контроль. В соответствии с п. 3 Указа № 510 общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.

Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, а также физическими лицами запрещается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.