Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты бюджетного права, их взаимодействие




Понятие, система и источники бюджетного права Республики Беларусь

 

Бюджетное право Республики Беларусь – основная подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих особую группу финансовых отношений по поводу образования, распределения и использования республиканского и местных бюджетов, а также регламентирующих бюджетный процесс.

Выделяют материальные и процессуальные нормы бюджетного права:

- материальные закрепляют структуру бюджетной системы; перечень доходов и расходов бюджетов; механизм взаимоотношений между бюджетами и т. п.

- процессуальные регламентируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчетов об исполнения бюджетов.

Система бюджетного права Республики Беларусь – структура с присущим ей внутренним состоянием, объединением и расположением бюджетно-правовых норм в логической последовательности. Логичность в вопросах системы бюджетного права – это обязательное условия для совершенствования бюджетного законодательства. Система бюджетного права включает в себя общую и особенную часть.

К общей части относятся нормы бюджетного права, закрепляющие экономическую и правовую природу бюджета, в частности:

1. Бюджетное устройство Республики Беларусь;

2. Состав доходов и расходов бюджета;

3. Принципы и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, в т.ч. правовое регулирование межбюджетных трансфертов;

4. Бюджетные права Республики Беларусь и органов местного самоуправления;

5. Правовое регулирование дефицита бюджета и источников его финансирования;

6. Правовой режим целевых бюджетных, резервных и внебюджетных фондов;

7. Правовое регулирование государственных заимствований;

Особенная часть включает в себя;

1. Правовые основы бюджетного процесса;

2. Правовые основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства и ответственности за его нарушение.

Источники бюджетного права Республики Беларусь – правовые акты органов представительной и исполнительной власти всех уровней, регулирующие отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств.

К источникам относятся:

1. Конституция Республики Беларусь. Так, статья 133 Конституции устанавливает, что бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. В статье 135 Конституции определено, что отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в определенный законодательством срок. Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 18.07.2008 № 412-З (с изменениями и дополнениями) (далее – Бюджетный кодекс).

3. Законы Республики Беларусь. Прежде всего, необходимо назвать ежегодно принимаемый закон о республиканском бюджете.

4. Декреты, указы Президента Республики Беларусь. Например, в соответствии со ст. 111 Бюджетного кодекса, увеличение или уменьшение утвержденного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год объема доходов республиканского бюджета, расходов республиканского бюджета, дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, а также уточнение других показателей, утверждаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год производятся декретами и указами Президента Республики Беларусь.

5. Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Так, уточнение показателей республиканского бюджета в пределах сумм доходов и расходов республиканского бюджета, предельного размера дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, может производиться, в том числе, Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов в пределах прав, предоставленных ему законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

6. Нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов Республики Беларусь, или Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь, или другими республиканскими органами государственного управления совместно с Министерством финансов. Например, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30 января 2009 г. N 8 «О порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций».

7. Нормативные акты местных органов управления и самоуправления. В частности, решениями местных советов депутатов утверждается местный бюджет и отчет о его исполнении.

 

Субъекты бюджетного права – носители бюджетных прав и обязанностей в области образования и использования бюджетов всех уровней.

Субъекты бюджетного права определяются по его предмету, т.е. регулируемым отношениям.

К субъектам бюджетного права относятся:

1. Республика Беларусь. Основная особенность бюджетно-правового статуса Республики Беларусь состоит в том, что бюджетные полномочия представляют собой неотъемлемую часть компетенции суверенного государства.

2. Административно - территориальные единицы. Бюджетно-правовой статус административно-территориальных единиц характеризуется совокупностью материальных бюджетных прав, прежде всего – право на бюджет.

3. Государственные органы, которые в качестве субъектов бюджетного права представлены:

- высшими и местными представительными органами;

- органами государственного управления общей компетенции;

- органами государственного управления специальной компетенции.

Государственные органы вступают в бюджетные отношения как непосредственные их участники, главным образом, в процессе осуществления их процессуальных полномочий. Вместе с тем государственные органы имеют право на получение бюджетных ассигнований, т.е. имеют права и материального характера.

4. Бюджетные организации - организации, созданные (образованные) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций.

Субъекты бюджетного права, реализуя бюджетно-правовые нормы, вступают в бюджетные правоотношения.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения по образованию, распределению и использованию средств государственного и местных бюджетов.

Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. В то же время им присущи и некоторые особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений, касающиеся их содержания и субъектного состава:

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного фонда и денежных фондов соответствующих административно-территориальных образований.

2. Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана.

3. В бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государство и соответствующие органы местного управления и самоуправления.

4. Бюджетные правоотношения, как правило, не могут длиться более одного года и прекращаются в конце соответствующего года.

Бюджетные отношения можно классифицировать по двум критериям:

- по функциональному признаку:

1. Отношения, касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы.

2. Отношения, связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов государственного бюджета и распределением их между звеньями бюджетной системы.

3. Отношения по поводу разграничения полномочий, прав и обязанностей между республикой и местным управлением в бюджетном процессе.

4. Отношения по участию в бюджетном процессе.

5. Отношения по поводу организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса и применения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

6. Отношения по поводу дефицита бюджета и источников его финансирования, а также по обслуживанию внутреннего государственного долга и т.д..

- по субъектному составу отношения складываются между:

1. Представительной и исполнительной властью.

2. Внутри представительной власти и внутри исполнительной власти по вертикали и по горизонтали.

3. Государством, в лице органов его представляющих, и юридическими лицами.

4. Республикой Беларусь и иностранными государствами и международными финансовыми организациями в связи с привлечением внешних займов и предоставлением внешних кредитов.

5. Правительством и Минфином по поводу организации бюджетного процесса.

6. Минфином и НБ по поводу кассового исполнения бюджета.

7. Минфином и МНС и ГТК, по поводу формирования доходной части бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.