Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура доходов и расходов бюджета




Читайте также:
  1. L1.Т1.2. Типи технологічних зв'язків. Структура ХТС.
  2. V. Організаційна інфраструктура
  3. Агропромисловий комплекс (АПК), його структура і функції
  4. Антигенная структура
  5. Антигенная структура
  6. Антигенная структура.
  7. Антигенная структура.
  8. Антигенная структура.
  9. Антигенная структура.
  10. Антигенная структура.
  11. Антигенная структура.
  12. Антигенная структура.

Бюджетная система и принципы построения бюджета;

Экономическая сущность бюджета

Бюджет необходим любому государству для удовлетворения потребностей в денежном фонде, в целях реализации его политических, экономических и социальных функций.

Слово "budget" пришло из Англии и в переводе означает "мешок, сумка". Первоначально, так называли мешок с деньгами который канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент, и произносил речь. Впервые попытка составить бюджет была успешно реализована также в Англии и с тех пор бюджет стал неотъемлемой частью экономики любого государства.

Бюджет – это центральное звено системы финансов. Следовательно, он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку финансы – это система денежных отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды, то бюджет – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется централизованный бюджетный фонд.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, наиболее полно проявляется в его функциях (см. тему «Финансы»):

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная функция.

Бюджетная система – это основанная на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Структура БС РФ состоит их бюджетов трех уровней (ст. 10 БК):

1) Федеральный бюджет и бюджет государств. внебюджетных фондов;

2) Бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных в/б.фон.

3) Местные бюджеты

3.1 бюджеты муниципальных округов и бюджеты муниципальных районов

3.2 бюджеты городских и сельских поселений

Все бюджеты утверждаются в форме федеральных законов и законов субъектов Федерации, местные бюджеты – в форме нормативных актов органов местного самоуправления.

Совокупность документов регулирующих бюджетную сферу включает:

- Бюджетный Кодекс РФ

- Федеральные законы и иные законные акты

- нормы международного права

- совокупность законов и решений субъектов Российской Федерации

-нормативные акты органов местного самоуправления.

Бюджетная система отражает принципы Федеративного государства в соответствии, с которым основной объем полномочий принадлежит Федеральному центру.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения.

Принципы бюджетной системы (Ст. 28 БК):

1. принцип единства бюджетной системы (Бюджетная система построена на единой правовой базе в формах бюджетной документации и отчетности в порядке финансирования расходов и штрафных санкций);



2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (означает закрепление определенных видов доходов за Федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением);

3. принцип самостоятельности бюджетов (означает право законодательных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, формировать доходы и определять направления расходования средств);

4. принцип сбалансированности бюджета (должно обеспечить равенство доходов и расходов)

5. принцип достоверности бюджета (означает надежность и реалистичность доходов и расходов бюджета);

6. принцип гласности (означает открытость для общества принятых законов о бюджетах, т.е. обязательное опубликование бюджетов и отчетов об их исполнении, доступность информации по спорным вопросам) и т.д.;

 

Бюджетное законодательство различают бюджет государства и государственный (с 1994г. федеральный) бюджет.

Бюджет государстваэто консолидированный бюджет и представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. По объему консолидированный бюджет России в 2 раза больше федерального бюджета (рис.4).

Применяется:

1) для обобщения информации об объеме бюджетных ресурсов на соответствующем уровне;

2) для определения пропорций разграничения финансовых ресурсов между уровнями власти.

Рисунок 4 – Структура бюджета России

Являясь центральным звеном системы финансов, бюджет выступает в качестве основного инструмента в проведении финансовой политики через особые инструменты: ДОХОДЫ И РАСХОДЫ (рис.5)

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Источником доходов бюджета выступает валовой внутренний продукт страны, а, точнее, его часть – национальный доход (ВВП за вычетом израсходованных в процессе производства ресурсы).

Под структурой доходов (расходов) – понимают процентное соотношение той или иной статьи бюджета к общему объему доходов (расходов) бюджета.

В РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 80 %) бюджета, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

В структуре налоговых доходов бюджета преобладают косвенные налоги (которые включаются в цену товара или услуги и, в конечном счете, оплачиваются потребителем) над прямыми(объектом выступает имущество или доход плательщика). Это связано с тем, что последние более удобны и легки для взимания, поскольку фактическая уплата налога происходит в момент приобретения товара или услуги и, следовательно, существует опасность их чрезмерного распространения. Негативными последствиями этого могут стать рост цен, падение покупательной способности населения и его жизненного уровня, а в конечном итоге – спад промышленного производства и экономики в целом. Следовательно, при составлении бюджета необходимо соблюдать определенный баланс между прямыми и косвенными налогами.

Определяющее влияние на состояние доходной базы бюджетов всех уровней оказывает закрепленной законодательством соотношение собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Чем больше собственных (или закрепленных) доходов, тем шире основа для финансовой самостоятельности органа власти в реализации собственной политики. Низкий удельный вес этих доходов говорит о высокой зависимости от вышестоящих бюджетов, нестабильности бюджетных процессов, ограниченной возможности воздействия на социально-экономические процессы.

Регулирующие доходы – это доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы либо перераспределяет переданные ему из бюджета другого уровня.

К безвозмездным перечислениям относятся:

§ Средства в виде финансовой помощи

Дотация - бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня для финансирования текущих расходов на безвозмездной и безвозвратной основе;

Субвенция – бюджетные средства, передаваемые бюджету или юридическому лицу на конкретные целевые расходы на безвозвратной и безвозмездной основе;

Субсидия - средства, предоставляемые бюджету, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

§ Поступления от нерезидентов;

§ Поступления от организаций.

 

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Многообразие видов расходов обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т.д.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства (см. рис. 5).

 

 

БЮДЖЕТ
ДОХОДЫ РАСХОДЫ

налоговые доходыобщегосударственные

федеральные налоги, вопросы

в т.ч. от налогов, предусмотренных

специальными налоговыми режимами национальная

региональные налоги безопасность и

местные налоги правоохранительная

штрафы, пени по налога и сборам деятельность

неналоговые доходынациональная

экономика

доходы от использования

имущества, находящегося жилищно -

в государственной или коммунальное

муниципальной собственности хозяйство

доходы от продажи имущества,

находящегося в государственной охрана окружающей

или муниципальной среды

собственности

доходы от платных услуг, оказы- образование

ваемых органами государственной

власти, местного самоуправления, культура,

бюджетными организациями кинематография

доходы, полученные в результате и СМИ

применения мер гражданско-правовой,

административной и уголовной здравоохранение,

ответственности, в т.ч. штрафы, физическая культура

конфискации, компенсации, а также и спорт

средства, полученные в возмещение

вреда; социальная

средства самообложения граждан; политика

иные неналоговые доходы.

межбюджетные

безвозмездные перечисления трансферты

трансферты (субсидии, субвенции, дотации)

безвозмездные поступления от физических прочие расходы

и юридических лиц, международных

организаций и правительств иностранных

государств, в т.ч. добровольные пожертвования.

Рисунок 5 – Структура бюджета

Помимо представленной на рис.5 классификации расходов в экономической литературе применяются и другие классификационные признаки:

1. По экономическому содержанию

- Текущие расходы:

а) Содержание органов государственной власти и управления; правоохранительных органов

б) Текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу.

в) Проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу.

г) Оказание поддержки бюджетам других уровней (дотации, субвенции, субсидии)

- Капитальные расходы:

а) Новое строительство

б) Развитие объектов государственной и муниципальной собственности

в) Реконструкцию и др.

Данная группа обозначается понятием бюджет развития.

Как правило, в условиях нехватки денежных средств текущие расходы составляют наибольшую долю, а капитальные могут совсем не получать финансирования. Такая ситуация является крайне неблагоприятной и свидетельствует о неэффективности проводимой финансовой политики.

2. По предметной направленности соответствующих денежных потоков (см.рис.5).

3. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют 4 группы расходов:

1) Расходы, финансируемые исключительно из Федерального бюджета – наиболее значимые потребности, которые должны финансироваться на всей территории страны (национальная оборона, использование космического пространства, обслуживание государственного долга и ВЭД).

2) расходы, финансируемые из Региональных бюджетов

3) расходы, финансируемые из Местных бюджетов

4) расходы, финансируемые совместно тремя уровнями бюджетной системы:

§ Охрана окружающей среды,

§ Государственная поддержка отраслей промышленности,

§ Научно-исследовательские работы,

§ развитие федеративных и национальных отношений,

§ деятельность СМИ,

§ предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Распределение расходных полномочий по этой группе является одной их самых острых проблем межбюджетных отношений.

4. Ведомственная группировка – группировка по Министерствам и ведомствам.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2535; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.