Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №11 Виды, формы, методы финансового контроля, их характеристика




Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом - это система институтов, инструментов и методов по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины.

Назначение финансового контроля — содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному использованию финансовых ресурсов государства.

Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием государственных средств.

Методология финансово-экономического контроля базируется на научно обоснованном проведении следующих этапов контроля:

1) анализ финансовой отчетности по данным публичной финансовой отчетности;

2) бухгалтерский анализ на основе действующего законодательства по бухгалтерскому учету;

3) обобщающий финансовый анализ на базе стандартизованного анализа финансовых потоков;

4) финансово-правовой анализ;

5) выводы, рекомендации.

Таким образом, контроль может быть охарактеризован как одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации, обнаружения и предупреждения отклонений и неблагоприятных ситуаций.

Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие критерии определяются финансовым законодательством и другими правовыми нормами организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методов их работы.

Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается прежде всего процесса определения объема финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. Для этого нужна квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного принимаемого решения. При этом предварительный контроль на основе глубокого анализа и просчета финансовых результатов обеспечивает объективность оценки целесообразности принимаемых решений.

Предварительный контроль должен предшествовать расходованию финансовых ресурсов и принятию каких-либо решений по финансовым (и не только финансовым) вопросам. Он должен способствовать выбору наиболее экономичных решений, обеспечивающих наряду с наибольшей эффективностью использования финансовых ресурсов оптимальную сбалансированность стои­мостных и натурально-вещественных пропорций и показателей экономического и социального развития общества. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.

Текущий финансовый контроль осуществляется финансовыми органами. Это контроль за оперативной текущей деятельностью, и он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Этот вид финансового контроля оказывает наибольшее превентивное воздействие на процесс формирования и использования финансовых ресурсов во всех структурах общественного воспроизводства.

Последующий финансовый контроль — это контроль за финансовыми результатами деятельности, он обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности. Последующий финансовый контроль — база для анализа и оценки не только эффективности использования финансовых средств, но и эффективности организации финансовой работы и применения конкретных финансовых норм и нормативов.

Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);

в). обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово - кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.

Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I. Государственный финансовый контроль:

а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.