КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактор трудовых ресурсов
Фактор трудовых ресурсов оказывает влияние на размещение двояким образом: через издержки на труд (через заработную плату) и уровень производительности труда (трудовые навыки и квалификационный уровень работников). “Рабочие пункты” по Веберу — места, где имеются самые низкие издержки на рабочую силу по уровню з/п и производительности труда. Если к схеме размещения предприятий, полученной на основе учета транспортного фактора, добавить расположение рабочих пунктов, то либо произойдет перемещение оптимального для предприятия места перемещения в рабочий пункт, либо останется в месте с минимальными транспортными издержками. В общем случае рабочие пункты будут перетягивать к себе оптимальные места для размещения промышленных предприятий от пунктов с минимальными транспортными издержками только в тех случаях, когда экономия на рабочей силе превысит перерасход на транспортных издержках, вызванный перемещением производства.
В анализе процессов размещения производства используются понятие изодапаны — кривой, которая соединяет точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек. Если транспортные затраты от некоторой точки А увеличиваются одинаково во всех направлениях, то семейство изодапан представляет собой концентрические окружности с центром в рассматриваемой точке А, если транспортные затраты изменяются неравномерно, то изодапана может принять любую форму. Изодапана, на которой отклонения от минимальных транспортных затрат равны экономии на издержках на рабочую силу, называется критической. Если данный рабочий пункт лежит внутри своей критической изодапаны, то перемещение производства из транспортного в рабочий пункт выгодно, если вне ее — не выгодно. В зависимости от степени влияния на формирование совокупных затрат стоимости трудовых ресурсов либо затрат на транспортировку можно выделить два типа производств: транспортно ориентированные и трудоориентированные. В случае, если транспортные и трудовые затраты при разных вариантах размещения производства оказываются одинаковыми или несущественными, определяющими становятся агломерационные или дегламерационные факторы. Величина экономии от агломерации, рассчитанная на единицу продукции, называется индексом экономии от агломерации. Стремление предприятий получить экономию от агломерации ведет к отклонению пунктов размещения производства от пунктов транспортных минимумов и рабочих пунктов в тех случаях, когда эта экономия покрывает дополнительные издержки на транспорт и рабочую силу, возросшие вследствие перемещения промышленности в пункты агломерации.
Предположим, что при изолированном размещении трех фирм, исходящих из минимальных транспортных затрат, пункты размещения выбраны в точках А B С. Известно, что при размещении всех трех фирм в одном месте возникает агломерационный эффект. Каждая из фирм готова изменить пункт размещения и увеличить свои транспортные затраты, поскольку предполагаемый агломерационный эффект перекроет возможные потери. Пункты размещения, которые удовлетворяют все три фирмы, расположены внутри сектора abc, где производство дешевле, чем во всех остальных местах для всех трех фирм. В общем случае центр агломерации должен быть расположен в части, ближайшей к транспортному пункту, обладающему наибольшей массой выпуска.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |