Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типичные проблемы современного города

Читайте также:
  1. А.Шопенгауэр как основоположник современного европейского иррационализма
  2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы.
  3. Акселерация и децелерация и их гигиенические проблемы.
  4. Анализ проблемы
  5. Анкета для исследования качества жизни в городах
  6. Антропогенный фактор и глобальные экологические проблемы
  7. Атипичные формы ИМ
  8. В.1. Проблемы границы организаций. Внешняя среда организации.
  9. Важность и сложность проблемы информационной безопасности
  10. ВОЗМОЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМАНДЫ
  11. Вопрос 1. Предмет, основные понятия и проблемы макроэкономики.
  12. Вопрос 1. Сущность проблемы преемственности в работе по природоведению



Городская политика

Планирование экономического развития города

Проблемы, связанные с внутригородским транспортом

Воздействие на внешний транспорт со стороны города (муниципалитета), как правило, ограничивается содержанием вокзалов, транзитных шоссейных дорог и т.п., либо введением особого режима перевозок и паспортного режима. (Исключение составляют города-порты.) Поэтому основное внимание мы уделим проблемам внутригородского транспорта.

Можно выделить следующие проблемы, связанные с внутригородским транспортом, присущие основной массе городов:

- перегруженность общественного транспорта;

- “пробки” в “час пик”;

- проблема финансирования общественного транспорта;

- низкое качество автомобильных дорог;

- высокий травматизм на дорогах;

- загрязнение окружающей Среды и т.д.

Решение этих проблем имеет первостепенную важность для города.

 

Ситуацию, сложившуюся в российских городах, можно охарактеризовать как кризисную. Это связано со следующими тенденциями:

- трансформация собственности и изменение компетенций различных уровней власти привело к изменению системы планирования, прогнозирования и управления городом;

- появились новые для российских городов проблемы: падение производства, безработица, нищета, проблемы землепользования и т.д.;

- для всех городов характерно неблагополучное состояние социальной и инженерной инфраструктуры, объектов жилищного и коммунального хозяйства;

- растут социальные “болезни”: наркомания, преступность и т.д.;

- разрушается историко-культурное наследие;

- российские поселения принимают основную долю мигрантов;

- ухудшилась экологическая ситуация в городах и др.

Очевидно, что для решения этих и других проблем недостаточно “невидимой руки” рыночной саморегуляции, необходимо формирование в России новой городской политики.

Градостроительство в условиях административно-плановой системы рассматривалось как система прямого управления, без учета особенностей каждого конкретного города и интересов местных жителей, что привело к деформации развития городов, ухудшению состояния окружающей среды и т.п.

Необходим переход к новой городской политике, основанной на демократическом понимании общества, приоритете интересов городских жителей, на понимании города как местного сообщества.

При решении городских проблем необходимо опираться на следующие принципы:

- приоритетности интересов местных жителей;

- субсидиарности (максимальной децентрализации принятия решений);

- приоритетности убеждения над принуждением;

- социальной справедливости и др.

Местное самоуправление возникает как форма единения людей, проживающих на одной территории, а значит и связанных общими интересами проживания и деятельностью.



Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законамисубъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет следующие типы муниципальных образований:

- сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

- муниципальный район - несколько поселений (городских или сельских) или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческогохарактера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Город (городское поселение) может входить либо в состав городского округа, либо в состав муниципального района, в последнем случае перечень предметов ведения и полномочий городского поселения совпадают с сельским поселением.

Особенности модели организации местного самоуправления или местного управления определяются комплексным влиянием всех характеристик среды, в которой происходит их формирование.

Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта.

Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и, прежде всего, главным - обязательностью ее решений для населения муниципального образования.

Выделяют четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти - власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения).

3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами она выборная по своей природе.

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны государства.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ от 6 октября 2003 года определены следующие вопросы местного значения городского округа:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборовгородского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан,проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищногофонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению иорганизация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

охрана памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории городского округа;

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

20) создание условий для массового отдыха жителей городскогоокруга и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) опека и попечительство;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных вграницах городского округа;

26) планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;

27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:

1) принятие устава муниципального образованияи внесение в негоизменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования,а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8)осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

 

Важными характеристиками самоуправления города являются:

- отношения управленческих структур города с государственными структурами;

- отношения управленческих структур города с другими административно-территориальными и муниципальными образованиями;

- самоуправление граждан через территориальных органы самоуправления;

- самоуправление граждан через общественные организации;

- другие механизмы воздействия местных жителей на решение жизненно важных вопросов управления городом.

Организационно-управленческая структура города представлена совокупностью органов власти, лиц, сотрудников, учреждений, средств, обеспечивающих функционирование и развитие города как местного сообщества. Ключевая фигура в управленческой структуре города - распорядитель, руководитель (мэр, городской голова), имеющий свое поле деятельности. Организационно-управленческая структура города регламентируется уставом города, который является “конституцией города”.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Выделяют следующие функции местного правительства:

- функция контроля за соблюдением законности и порядка в городе;

- функция предоставления услуг населению;

- функция представительства интересов сообщества.

В зависимости от степени децентрализации власти в государстве выделяют три типа местных правительств:

1. Администрация. В этом случае местное правительство рассматривается как низший уровень системы государственного управления.

2. Агентство. В этом случае создаются местные органы с некоторой финансово-административной самостоятельностью.

3. Автономия. Здесь речь идет о передаче права принятия решений, постановки задач, соответствующих ресурсов на места и создании автономных, не зависимых от национального правительства органов местной власти.

Городская политика - это сфера деятельности государства и местных (городских) органов самоуправления по регулированию экономического, социального, пространственного и иного развития города как сложного социально-пространственного организма в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Город является одновременно и объектом управления и субъектом управления.

Региональная политика - это совокупность идей, принципов, задач, намерений и действий, которые реализуются государством для достижения и сохранения определенного пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных (локальных) интересов. Региональная политика осуществляется на 4 уровнях:

- межгосударственном;

- национальном (федеральном);

- субнациональном (региональном);

- локальном (местного самоуправления).

Градостроительная политика - это целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной Среды обитания населения, исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей. Эта политика разрабатывается совместно усилиями властей всех уровней.

Градостроительная деятельность - это деятельность по:

- пространственной организации систем расселения городов, других поселений;

- созданию условий для их территориального развития;

- формированию производственной, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

- строительству, реконструкции, ремонту и реставрации зданий;

- изменению размеров и границ участков и другой недвижимости.

Смысл городской политики состоит в формировании целей и интересов развития собственно города и согласование их с общенациональными и региональными целями и интересами.

Можно выделить следующие основные цели городской политики:

- создание и обеспечение в каждом городе условий и разнообразных возможностей для реализации творческого потенциала личности, наиболее полного удовлетворения профессиональных и духовных потребностей жителей, для жизнедеятельности каждого человека;

- подтверждение на практике способности населения города самому решать свои проблемы путем самоуправления;

- формирование новой идеологии отношений (солидарности, партнерства, сотрудничества) между федеральными, региональными и местными органами управления, между всеми субъектами градостроительной деятельности.

Методы городской политики:

- методы правового регулирования;

- административные и организационно-распорядительные;

- методы налогообложения;

- рыночные методы;

- финансовые методы.

Выделяют следующие направления городской политики:

- оценка социально-экономического, геополитического, природно-географического и иных потенциалов, учет условий и возможностей, которыми располагает город;

- определение стадии эволюции, которую проходит город в данный момент;

- выявление роли и места города в системе общегосударственных, региональных и агломерационных взаимодействий и отношений;

- постоянное поддержание динамического равновесия между уже накопленным потенциалом и тем, который предстоит создать, между производством, населением и окружающей средой;

- выявление наиболее острых проблем, определение приоритетных направлений и установление методов их решения, исходя из интересов улучшения условий жизнедеятельности населения.

Разумная городская политика - единственная возможность выхода российских городов из кризисного состояния.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2111; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.166.68
Генерация страницы за: 0.017 сек.