КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды потребностей. Базовые экономические понятияБазовые экономические понятия Специфика экономического метода. Деньги и их функции.
Деньги — важнейшая макроэкономическая категория, позволяющая анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность работы товарного и денежного рынков и т.д. Деньги — вид финансовых активов, который может быть использован для сделок. Наиболее характерная черта денег — их высокая ликвидность, т.е. способность быстро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов. Обычно выделяют три основные функции денег: 1) средство обмена, 2) мера стоимости — (измерительный инструмент для сделок), 3) средство сбережения или накопления богатства. Количество денег в стране контролируется государством (монетарная, или денежная политика), на практике эту функцию осуществляет Центральный Банк.
Экономический метод отличается от методов исследования в др. науках (химии, биологии) так как:
- нельзя использовать инструменты, приборы (микроскопы, реактивы, и пр.) - эксперименты имеют ограниченные масштабы, то есть их можно проводить в определённых границах (в рамках фирмы, отдельных регионах)
1 потребности 2 ресурсы 3 выбор
Потребности – это чувство неудовлетворения, которое испытывает человек и из которого он стремится выйти.
Люди постоянно испытывают нехватку чего-либо: денег, времени…
1. По срочности удовлетворения - потребности первого порядка (первичные). Они вытекают из чувства самосохранения. Различают 5 базовых потребностей: пища (еда), одежда, кров (жильё), обувь, безопасность. - потребности 2-го порядка. (потребности выбора или конкурентные). Они зависят от природного и социального окружения. Их удовлетворение делает нашу жизнь удобнее и комфортнее. Напр. Потребность в роскоши (книги, путешествия, развлечения, модная одежда, украшения и т.п.)
Между потребностями 1 и 2 порядка граница условна.
2.По виду удовлетворения различают: - индивидуальные: они удовлетворяются самостоятельно (покупка парфюмерии, посещение врача) Источник финансирования – личные доходы. - коллективные: они удовлетворяются группой, сообща (строительство школ, дорог, охрана правопорядка, национальная безопасность) Источник финансирования –налоги.
Так же различают материальные потребности, духовные, социальные...
Потребности удовлетворяются с помощью благ. Благо – это любая полезность (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющая определенную человеческую потребность. Имеется множество подходов к классификации благ. Рассмотрим основные из них: • по степени редкости блага делят на экономические и неэкономические. Экономические блага –имеются в ограниченном количестве. -их производство требует затрат - не бесплатны, имеют цену. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода).
- различают материальные(вещественные) и нематериальные(выступают в невещной форме - услуги) блага
Различают взаимозаменяемые блага (аналогичного назначения – кофе, чай; чашка-стакан, сахар-конфеты) и взаимодополняемые ( комплиментарные, они потребляются одновременно, ботинки+ шнурки, одежда+ пуговицы)
Различают долговременные блага(их потребление ощущается в течение нескольких раз – диван, обувь…) И недолговременные (используются один раз – стакан молока)
Различают прямые и косвенные блага (пакет молока- прямое, пакет- косв.)
• по характеру дальнейшего использования блага делят на конечные и промежуточные. Конечные блага не подлежат дальнейшей переработке, доработке или перепродаже, они предназначены для немедленного потребления домохозяйствами; • исходя из возможности или невозможности производить благо в частном секторе экономики, блага делят на общественные и частные. Общественное благо таково, что нельзя лишить кого-либо возможности пользоваться им.
Для производства благ необходимы ресурсы, а они ограничены.
Экономические ресурсы. Это совокупность природных, трудовых и материальных ресурсов, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.
Природные ресурсы – это все даровые блага природы. Различают: возобновляемые и невозобновляемые (исчерпываемые) например,с/х земли, леса, воздух, вода. Трудовые – совокупность интеллектуальных и физических затрат, которые люди осуществляют при создании товаров и услуг. Материальные ресурсы – это все произведённые человеком средства производства, которые можно использовать при создании товаров и услуг (всё, что прошло через человеческие руки) Можно выделить финансовые ресурсы – (денежные средства, необходимые для приобретения природных, материальных и трудовых ресурсов). Ф инансовые ресурсы – это производные ресурсы, их напрямую нельзя использовать в производстве. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫДЕЛЯЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ. Ресурсы ограниченны. Различают - абсолютную ограниченность ресурсов (нельзя одновременно удовлетворить все потребности всех членов общества)
- относительную ограниченность ресурсов (можно одновременно удовлетворить отдельную потребность всех граждан, либо все потребности отдельного человека)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |