Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Схоластика




Раннехристианская философия

Речь идет скорее о богословии, которое проходит несколько этапов. Первый – «отцы и учителя церкви» - кто внес большой вклад, писали труды в защиту церкви от нападок язычников. Со временем христианство оказывается все более насущной потребность в христианском богословии. Вопрос очень сложным. Некоторым кажется, что они что-то придумывают. ЗДеьс нужно понять, что основные положения христианской веры лежат в священном писании. Задача христианского богословия была – найти тому, что было в этом придании точные богословские формы. Сделать это было очень сложно. Об этом свидетельствует история «вселенских соборов», на которых обсуждались богословские проблемы: учение о Троице (триатология) и учение о Христе (христология).

Эти учения составляли суть христианского богословия.

Когда мы говорим о философии этой эпохи и называем ее раннехристианской, понятно, что она опиралась на эти учения.

В христианской традиции трудно выделить чисто философские аспекты. Она не претендовала быть философией. Уже Апостол Павел сказал, что философия – это внешняя мудрость (речь о языческой философии – другой тогда не было).

В Средние века получает развитие теология – философия – служанка богословия.

Правда не все отцы церкви считали, так. Уже в раннехристианской философии встречались отцы церкви, которые говорили о лучших учениях античной философии как о «детоводительнице по Христу».

Отношение к античной философии было двояким – одни ценили философские учения, другие отвергали, потому что теперь философия была не нужна, потому что Сверхистинный воссиял над миром и философия перестала быть необходимой.

Философские термины были использованы для выражения христианских истин. Отцы церкви мастерски использовали философию для создания христианского богословия.

Христианство существовало и на западе и на востоке – было представлено в двух традициях с 1054 года. Богословие на латинском языке в меньше степени обращалось к Платону и Аристотелю, а греческое – опиралось на греческий язык. Греческое богословие было глубже, интересней и богаче западного богословия.

 

10.11.04

 

Иоанн Дунс Скотт, Уильям Окка, Фома Аквинский – крупнейшие представители учения «схоластика» (от слова «схола» = школа). Что представляет собой эта школьная философия? Это философия, которая, во-первых, тесно связана с христианским богословием, настолько тесно, что в строгом смысле этого слова трудно назвать эту философию философией, более того, в это время принято считать философию служанкой богословия. Существовала такая формула: ancila teologia. По этим причинам философия средних веков наряду с тем философским содержанием содержит в себе огромное количество проблем, выходящих за рамки философии. Прежде всего это богословские проблемы.

Развитие богословия на западе шло путем соединения философии и богословии, соединения традиций античной философии и христианского богословия. Поэтому в этой школьной философии чрезвычайно большое место принадлежит богословской проблематики. Что же касается способов обоснования, то они близки к философским. Т.о. мы видим, что средневековая философия – есть сложное образование, которое по содержанию может считаться богословием, по методам же обоснования этой проблематики и по характеру ее разработки – это философия. Отсюда вытекают сложности, связанные с оценкой этой философии.

Источники этой философии. Большое влияние оказал Платон, но большее влияние – Аристотель. Для всего средневековья он был одним из важнейших философов. Аристотелизм сыграл очень важную роль в формировании средневековой философии. Достаточно обратиться к исследованию учения самого крупнейшего из философов средних веков Фомы Аквинского, чтобы убедиться в этом.

Фома Аквинский – 1225-1274 гг. Крупнейший богослов и философ схоластики. Один из приближенных римского Папы. Мыслитель, который разработал богословско-философскую доктрину Римско-католической церкви. Именно от Фомы Аквинского получила название богословская концепция католической церкви («Томизм»). В современном ее варианте название – «неотомизм». Бесспорно, Фома Аквинский в основу своего учения полагал христианское учение о Боге, хотя и в католической версии с признанием тех новых положений, которые приняла католическая церковь (в частности исхождение духа святого не только от отца, но и сына – чем католики отличаются от православных). Это нововведение присутствовало и в учении Фомы Аквинского. Но в целом, кроме некоторых особых учений, богословское учение Фомы Аквинского представляет собой попытку найти философские богословские формулы христианского учения. В этом смысле он признает авторитет священного писания и священного придания.

С одной стороны богословие, опирающееся на откровение, а с другой стороны – философия Аристотеля. Причем значение Аристотеля было для него настолько велико и казалось настолько очевидным, то он не стесняясь того, что Аристотель языческий философ, называет его учителем. Поэтому, соединяя богословие с Аристотелизмом он создает свою концепцию, получившую название «томизма». Конечно, Аристотель был им переработан, это уже истолкованный и приспособленный к христианству Аристотель, но тем не менее истоки этого учения совершенно очевидно связаны с античными традициями.

Из известных учений Фомы Аквинского – это «Традиционные доказательства бытия Бога». Вся схоластика так или иначе связана с доказательством бытия бога. Из основных доказательств:

онтологические - исходя из сущности Бога; сущность Бога мыслится такой, что его существование выводится из сущности самого Бога.

Космологическое – поскольку мир мог быть сотворен только богом, то само существование мира свидетельствует о существовании Бога.

Физико-теологическое – очень близко к космологическому.

В эпоху схоластики эти доказательства играют очень важную роль в построении философских и богословских учений.

Зачем эти доказательства и для кого они разрабатываются? Они совсем не играют той роли, что с помощью них кого-то можно убедить в существовании Бога (мы веруем, чтобы понимать). Сами доказательства – это попытка связать различные системы самой богословской концепции.

Проблема гармонии Веры и Разума. С точки зрения Фомы между Верой и Разумом нет противоречий. Более того, он пишет, что истины веры не противоразумны. Но вместе с тем он полагает, что высшие истины веры могут быть даны только лишь в откровении и разум не способен один постичь эти истины. Поэтому эта гармония между разумом и верой предполагает некоторое равновесие. Это мышление, не есть некое отдельное обособленное, существующее в стороне от веры, понимание истин веры. Оно так или иначе опирается на священное писание. Другое дело, что путь этого мышления осуществляется посредством логики, обоснования знаний.

 

Николай Кузанский 1401-1464

Некоторые относят его к средним векам, некоторые к Возрождению.

Его переводы появились еще в 20-30 годы ХХ века. Есть собрание его работ – двухтомник. Одна из работ «Об ученом незнании». Автор ряда выдающихся работ.

Тоже принадлежит к римско-каталической церкви, был кардиналом.

Этот философ отличается редкой для схоластов широтой взглядов. Очень плохо на Западе представляли, что происходит или происходило на Востоке. Почему это важно? Восточная церковь была связана с Восточной частью империи (с Византией). Западный Восток (хотя государство разделилось намного раньше) церковь разделил в 1054 году. Но до этого там складывались 2 традиции в богословии – западная и восточная. Восточная традиция была чрезвычайно богатой и не в последнюю очередь в связи с языком (латинский язык на западе, греческий на востоке). Греческий язык в философии был глубоко проработан (существовало очень подробное философская и богословская терминология), и это позволило Востоку (наряду с другими причинами) очень серьезно обсуждать богословские вопросы и разработать их так как они не были разработаны на Западе.

Почему Николай Кузанский по своим философских воззрениям превосходит других схоластов? Он занимался переводами и был очень неплохо знаком с большим количеством сочинений отцов и учителей восточой церкви. Основной метод Кузанского был разработан на Востоке – т.н. апофатическое богословие ( отрицательное богословие) – впервые был разработал в трактатах 5-го века. Отрицательное богословие – исходит из того, что Бог не постижим никакими нашими знаниями и что бы мы о нем не сказали, оно никогда не может быть истиной о Боге. Ни в каких суждениях о Боге мы не можем выразить природу Бога. Наряду с апофатическим существовало катофатическое – предполагавшее некоторые знания о Боги, опирающиеся на священное писание.

Метод апофатического богословия Кузанский использует при построении своей философской системы. Он не может не принимать во внимание учения о Троице и проч., но вместе с тем он вводит новую и в высшей степени плодотворную идею – максимум. Согласно диалектическим идеям Кузанского возможно соединение максимума и минимума. Если понимать бога как абсолют (как максимум), то он присутствует и в вещах (которые есть минимум). Надо отметить, что Кузанский, который не был математиком, открывает очень важную концепцию, которая была разработана математиками лишь в 19 веке – понятие актуальной бесконечности. Через это понятие возможно совмещение противоположностей – максимума в минимуме. Вводит такие понятия как ограниченный максимум и т.д.

 

Эпоха Возрождения была не самой плодотворной в истории философии, но у нее есть большая заслуга – именно в это время была предпринята невиданная по своим масштабам попытка собрать тексты античных авторов и издать их. Естественно, они нуждались в правке и как раз к этому времени относятся все первые издания Платона, Аристотеля и проч. Возможно, этим объясняется то, что эпоха возрождения следовала в своей философии традициям античности. Были платоники, сторонники Аристотеля. А гениальных мыслителей было не так уж много.

Астрология, алхимия – все в то время воспринималось в качестве серьезных наук (Парацельс).

 

Мистика. Существовала и в средние века и продолжает существовать в эпоху Возрождения. Особенно заметка немецкая мистика (Мастер Экхард, Яков Бёмме). Их книги появились в России вместе с масонами и многие их них были изданы Радищевым в начале 18 века.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.