КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новоевропейская философия
См. первую лекцию там есть общее о новоевропейской философии.
Рене Декарт (1596-1650) Декарт принадлежит к числу величайших ученых. Наряду с Лейбницем, Ньютоном, он, пожалуй, самый крупный ученый этой эпохи. Получил образование в иезуитском колледже Ля-Флеш. Судьба Декарта складывалась достаточно сложно. Известно, что молодым человеком он вел довольно таки разгульный образ жизни, хотя не происходил из богатой семьи, скорее из обедневших французских дворян; даже записался в армию, чтобы повидать свет. Но затем, накопив достаточное кол-во впечатлений он ведет уединенный образ жизни и сосредотачивается на нескольких науках (математика, философия, оптика как раздел физики и проч.). Его достижения были огромны. Уже при жизни он слыл непререкаемым авторитетом в области математики. К этому можно только добавить, что когда исследователи начали разбирать архив Декарта, обнаружилось, что он решал задачи, которые не только в то время никем не решались, но были решены только 100 лет спустя. Эти архивные материалы поставили исследователей в тупик – они решили, что Декарт опубликовал не все свои теории. В это время большое значение имел приоритет в научном открытии. Многие изобретения быстро становились добычей других ученых. Кем был Декарт: ученым или философом? Значение Декарта как философа чрезвычайно высоко – он крупнейший философ этой эпохи и его значение определяется тем, что он первопроходец – он определил развитие новой европейской философии. Есть одна тема, которая хотя и не присутствует в сочинениях Декарта, но без нее трудно понять его философию – это тема Сознания. Это значительно отличало философию нового времени от античной, где в основном говорили о душе. Декарт разработал совершенно необычное учение о том, каким образом должна быть построена философская система. Правда, нужно иметь в виду, что Декарт был не достаточно систематизирован в плане философии. Дело в том, что поскольку он писал для себя и многие вещи схватывал на лету, он считал, что не обязательно что-то объяснять. Учения о Сомнении По мнению Декарта философия зашла в тупик. Так он судит схоластику. И он прав, т.к. схоластика несмотря на ее замечательные достижения, в лице своих последних представителей выродилась в направление, полностью оказавшееся в плену у философских понятий и терминов. Поэтмоу Декарт говорит, что надо начать все с начала, нужно найти оснвоания философского знания. С этой целью он предпринимает опасное и сложное предприятие – пытается выяснить основание самой философии, идет к фундаментам. Мысль выражена в следующих словах: «Надо хотя бы один раз в жизни усомниться во всем». Здесь каждое слово представляется важным. Можем ли мы усомниться во всем и почему мы должны сомневаться? Потому что все эти знания, с которыми мы имеем дело уходят настолько далеко, что мы не уверены каковы основания этих знаний. Для Декарта сомнение становится универсальной методической операцией. Принцип сомнения он полагал универсальным принципом. И каждый должен опираться на сомнение. Декарт начинает с самого элементарного, но и с самого сложного: «Чувства хотя бы один раз в жизни нас обманывали, поэтому надо усомниться в первую очередь в чувствах». Что это значит и как это сделать? Как раз мир, который мы знаем, дан нам через чувства, и если мы сомневаемся в чувствах, то мы сомневаемся в картине мира. Более того, это означает и то, что теперь мы рассматриваем мир с двух точек зрения: как он существует сам по себе и как он представлен нам чувствами? Декарт даже рассматривает, что возможно, что мира нет, а есть только лишь сознание и все, что происходит – происходит только в сознании. Перед Декартом встает необходимость доказать существование внешнего мира. Нужно усомниться во всех знаниях. Ссылается на то, что с детства мы всегда знаем только лишь благодаря тому, что мы верим в истинность сведений, передаваемых нам. Декарт уверен, что многие знания абсолютно истинны, но он должен усомниться во всех знаниях, т.к. при передаче от поколения в поколение где-то могла закрасться ошибка. Существует ли Бог? Бог не может обманывать, если обманывает, что какая-то нечистая сила. Если я усомнился в существовании нечистой силы, то кто меня обманывает? Вновь возникает тема Бога и Декарт рассуждает: «Могу ли я усомниться в существовании Бога?» Последнее что остается – усомниться в собственном существовании. Если я мог усомниться в существовании мира и Бога, то почему не усомниться в собственном существовании. Т.е. нет ничего, в чем нельзя было бы усомниться. Декарт находит выход: «Можно усомниться в существовании всего, кроме самого сомнения». По Декарту сомнение – это мысль. Мысль существует. Это не только чистая мысль, это и пожелания, и стремление. В толковании мысли обнаруживается много аспектов. Но следующий шаг уже в обратном направлении – он утверждает: «Я мыслю – следовательно существую». Таким образом от существоания мысли мы приходим к существованию нашего бытия. Придя к этому он задает вопрос: «Что представляет собой наше сознание? Существует ли Бог?» Декарт приводит несколько доказательств бытия Бога. Двигаясь от сомнения к наличности своего сознания, Декарт через внутреннюю достоверность наличия идеи бога в моем сознании доказывает существование Бога. Раз мы упоминаем Бога – значит его сущность подтверждает его существование. Бог по Декарту доказывается из глубины сознания человека. Это доказательство не вызывало восторга среди богослова, т.к. получается, что условием достоверности бога является существованием самого сознания. Нет ни одного племени, которое не верило бы в высшие силы. Связано с учением Декарта о «врожденных идеях» (в духе Платона). Рассуждает так: «Челвоек собственными силами никак не мог бы иметь идею Бога в своем сознании». Эта мысль о том, что человек создает себе Богов, появилась у Фейербаха, потом Маркс ее толковал и во всем атеизме. С т.зрения Декарта человек существо несовершенное, а бог совершенное. Человек не мог бы в своем сознании придумать такое совершенное. Но нет ни одного создания, которое не ощущало бы наличия этой идеи. Даже самый последовательный атеист так или иначе говорит о Боге (идея Бога у него есть). Это соображение служит основанием для следующего доказательства бытия Бога: «Раз идея бога не могла быть создана и раз она есть врожденная идея, то следовательно эту идею Бога в нашем сознании надо рассматривать как некое следствие, то отталкиваясь от следствия, мы идем к причине, к тому, кто вложил идею бога в нас». Т.е. каждое следствие содержит меньше реальности, чем причина этого следствия. Если двигаться от следствия (наличия идеи бога) к причине (самому Богу), то можно его доказать. Т.е. несколько доказательств существования Бога у Декарта. Зачем нужны эти доказательства? Декарт – философ. В эпоху нового времени перед философией не стояла проблема кого-то убеждать в том, что бог существует. Филсофия вообще никогда такой проблемы не решало (для этого была религия, богословия, катехизис и т.д.). Доказательство бытия бога нужно Декарту для его собственной философской системы. Доказав это мы приходим к важному результату: если Бог существует, то существует Истина. Истина и есть тот масштаб, с которым мы можем мерить наши знания. Только в соотношении с ней мы можем рассуждать правильны ли наши знания или нет. Бог, по Декарту, это гарантия истинности, как необходимого принципа всякого философского построения. Т.о. Декарт приходит к некоторым важным положениям своей философии: Бог – есть высшая субстанция, которой подчинены две подсубстанции – протяженная и мыслящая. Почему Декарт разделяет эти субстанции: изучение протяженной субстанции представляет собой самостоятельную задачу научного знания, когда мы их изучаем, мы можем отвлечься от вопросов о субстанции духовной. Вывод очень важный. Из него следует, что если мы изучаем тело человека, то мы вполне можем отвлечься от знания о душе, т.к. тело представляет собой самостоятельную организацию. Это относится и к другим материальным (протяженным) субстанциям. Но если мы изучаем душу, то мы должны изучать этот предмет в связи с учением о Боге. Природа - самостоятельна и не следует прибегать к божественным причинам для объяснения природы, но если говорить о Человеке, то мы не можем обойтись без причин, которые в итоге ведут к творцу человека, т.е. к Богу. Декарт впервые выдвигает на первый план тему сознания. И хотя он время от времени пользуется термином «душа», но в основном – сознание. Характерной особенностью является то, что сознание рассматривается в виде субъекта и объекта, существующих в сознании. Субъект и объект – есть некая формализация. Задается вопросами взаимосвязи субъекта и объекта. Задается теорией первичных и вторичных качеств? Первичные присущи самим вещам (протяжение), а если говорить о цвете, запахе, вкусе, то это качества вторичные, они обусловлены восприятием нами самого объекта. Разводя качества на первичные и вторичные Декарт вносит различение в то, какими вещи нам даны и как они существуют сами по себе.
24.11.04
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |