КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджмент в системе рыночной экономики
Принципы менеджмента. Законы и закономерности менеджмента. Роль менеджмента в экономическом развитии страны. Предмет практического менеджмента. Тема 1. Сущность и cОдержание понятия менеджмент. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Специальность: 200402 – Инженерное дело в медико-биологической практике
Дневная форма обучения
Рязань 2007 1. Предмет научной дисциплины «Менеджмент».
1. Менеджмент в переводе с английского (management) — управление, термин, который в приложении к изучаемой дисциплине можно свести к двум значениям: • совокупность профессионально подготовленных лиц (менеджеров), занятых управленческим трудом в сфере бизнеса; • область знания (наука), изучающая организационно-технические и социально-экономические аспекты управления. Управление — сложное явление, оно может быть весьма разнообразным, и это разнообразие зависит от многих факторов. Среди них различие объектов и систем управления, различие в уровне организационного, технологического, социально-психологического развития и др. Наибольшую роль в управлении играют два фактора — фактор социально-экономической среды, в которой функционирует объект управления, и человеческий фактор. Предметом менеджмента как научной дисциплины является формирование для последующего применения на практике всеобщих принципов, методов, форм управления, пригодных для любой человеческой организации. Менеджмент и организация неразрывно связаны. Менеджмент теряет смысл, если нет организации.
2. Менеджмент с точки зрения практической — это профессионально осуществляемые конкретные управленческие действия в отношении любой хозяйственной задачи данной организации в современных рыночных условиях, направленные на получение прибыли путем рационального использования материальных и человеческих ресурсов. В общедоступном понимании менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя имеющиеся ресурсы организации, труд, интеллект и мотивы поведения людей.
3. Современный период экономического развития России сопровождается ломкой старой социально-экономической системы, заменой административно-командных методов управления на рыночные. Рыночная экономика, развивающаяся во многом по законам естественного эволюционного развития, при общей тенденции к росту, процветанию, характеризуется также периодами спада, кризисными явлениями. В таких условиях функционирования производства и общества управленческий труд (менеджмент), отличающийся самостоятельностью, предприимчивостью, готовностью к риску, умением работать с людьми, может обеспечить стабильностью успешного роста и развития.
4. Законы и закономерности менеджмента Виды и классификация законов менеджмента. Характеристика законов менеджмента. Менеджмент основывается на системе экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности — это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов в области производства, распределения и обращения (обмена) материальных благи услуг. Они действуют независимо от воли и желания людей, больше того, как бы определяют поведение людей в сфере экономики. Все законы и закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся законы, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй — закономерности менеджмента. К числу законов управления (их называют общими законами) относятся следующие: • закон специализации управления; • закон интеграции управления; • закон экономии времени. Приведем краткую характеристику общих законов управления. Закон специализации управления. Современное производство товаров и услуг характеризуется использованием новейших технологических процессов, высокой степенью организации труда и информационных систем. Такое производство требует узкоспециализированного управления, глубоких знаний в различных областях науки и техники, что неизбежно приводит к расчленению общих функций управления на частные виды деятельности, к проявлению их в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент в этих условиях становится видом профессиональной деятельности, нуждающейся в специальном образовании, обладании определенными способностями. Закон интеграции управления вытекает из единства производства и управления. С одной стороны, это объединение структурных подразделений, цехов, производств в единый производственный организм — предприятие, фирму, с другой — это соединение узкоспециализированных управленческих действий в единый управленческий процесс. Организации, предприятия, фирмы в рыночных условиях могут объединяться в различные новые формы хозяйственных комплексов: концерны, ассоциации, акционерные общества, холдинговые компании. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы, потребность поддержания жизнедеятельности организации, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления связей на всех уровнях управления и соответствующим информационным обеспечением. Закон экономии времени. Эффективность предпринимаемых управленческих действий, а следовательно, достижение поставленных целей, определяется скоростью реакции менеджмента на потребности рынка. Принятие решения менеджером в более короткое время по сравнению с конкурирующей стороной обеспечивает положительное влияние на конечные результаты работы организации. Закон экономии времени имеет важнейшее значение в управлении организацией, отраслью народного хозяйства, государством в целом. Закономерности менеджмента как логически последовательное проявление основных законов менеджмента будут далее раскрываться через изложение ответов на последующие вопросы. 5. Принципы менеджмента. Общие принципы управления. Краткая характеристика принципов менеджмента. Принципы менеджмента — исходные положения теорий менеджмента, основные правила деятельности в этой области по осуществлению управления организацией. Общими принципами управления являются: объективность (научность), системность (рассмотрение управления организацией как целостного явления), эффективность, конкретность, принцип главного звена, рационального сочетания централизма и демократизма, единоначалия и коллегиальности, отраслевого и территориального управления. Ниже приведем краткую характеристику принципов менеджмента. Ведущим принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Наиболее приемлемым считается вариант распределения полномочий по принятию решений, при котором централизованно принимаются стратегические решения, а оперативное управление осуществляется децентрализованно. Принцип сочетания централизации и децентрализации предполагает умелое использование единоначалия и коллегиальности в управлении. Единоначалие, по сути, — это предоставление менеджеру права самостоятельного решения вопросов, входящих в его компетенцию, при персональной ответственности за порученный участок работы. Коллегиальность предполагает выработку коллегиального решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также мнений исполнителей конкретных решений. Соблюдение наилучшего соотношения между единоначалием и коллегиальностью обеспечивает эффективность и действенность принятых решений. Принцип научной обоснованности управления в конечном счете сводится к тому, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе использования научных методов и подходов. Суть принципа иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, когда первичные звенья управления подчиняются органам руководства следующего уровня, и т. д. Соответственно цели управления перед низшими звеньями структуры ставятся органами более высокого в иерархии органа управления. Контроль за деятельностью всех звеньев управления организацией осуществляется на основе обратной связи, благодаря чему становится возможной корректировка хода управленческого процесса. Принцип плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации. План представляет собой комплекс экономических и социальных задач для решения их в ближайшем и более отдаленном будущем (в перспективе). Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный обязан выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Суть принципа мотивации заключается в использовании мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мотивы определяются потребностями человека. Кроме того, человеку также присущи интересы. Реализация интересов сопровождает любую деятельность человека — на этом строится стимулирование, одна из основных функций управления. Важнейшим принципом менеджмента в современном производстве является принцип демократизации управления. Суть данного принципа — в участии всех сотрудников в управлении организацией, в партнерских отношениях между предпринимателем и работником. Формы проявления участия могут быть самыми различными — от широкого участия работников в собственности, прибыли и до принятия решений на всех уровнях управления.
6. Менеджмент в системе рыночной экономики Рыночная система — это сложный механизм взаимодействия производителя и потребителя, действующий свободно через систему цен и рынков, через механизм связи, служащий для объединения действий миллионов индивидуумов. Но это не царство хаоса и анархии. Рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Выбор товаров и услуг для производства происходит через «голосование рублем». Ресурсы поставляются в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Что касается распределения производственного продукта, то любой рыночный продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него рыночную цену (ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей играют цены на продукты). Рыночная система способна сигнализировать об изменениях потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны организаций и поставщиков ресурсов через функцию цен. Рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру прогрессивной организации, в противном случае их ждут убытки или даже банкротство. В рыночной экономике нет административного контроля над производством и потреблением. Функции контроля в такой экономике исполняет механизм конкуренции. Конкуренция в рыночных условиях носит всеобщий характер. Таким образом, рыночное хозяйство представляет собой систему экономически обособленных, конкурирующих производителей, ориентирующихся в своей деятельности на рынок. Сколько и каких товаров производить, по каким ценам их продавать, куда вкладывать капиталы — все это определяется не распоряжениями сверху, а механизмом спроса и предложения, прибылью, курсом акций, ссудным процентом, курсом валют. На практике рыночная экономика страдает рядом недостатков. К первому из них относится то, что в условиях рынка не находят удовлетворения общественные потребности, которые невозможно измерить в деньгах (оборона страны, образование, культура, управление государством, вопросы экологии и т. п.). Наконец, рыночная система порождает серьезные социальные проблемы — безработицу, чрезмерную дифференциацию доходов, коррупцию и инфляцию. Сведение к минимуму негативных сторон рыночной экономики является важнейшей задачей государства. Построение социально ориентированной рыночной экономики позволяет решить многие из названных проблем. Менеджмент в рыночных условиях представляет собой средство рационального управления экономикой, прежде всего экономикой в масштабах организации (фирмы, предприятия). Менеджмент рассматривает организацию не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента: – выявление микросоциальной структуры организации (группы работников и отношения между ними), в том числе социально-профессиональной, культурно-образовательной, квалификационной и демографической; – формирование малых групп («автономных рабочих бригад», «целевых групп», в том числе и среди специалистов) как главного условия мобилизации коллективных усилий; – подбор «неформальных» групп по результатам социологических исследований. Менеджмент реализует систему принципов микросоциального управления: – принцип «гуманизации производственных отношений», требующий максимального учета индивидуального потенциала каждого работника; – принцип «делового партнерства», предполагающий сплочение разных групп работников во имя процветания фирмы; – принцип «экономического децентрализма», делающий ставку на самостоятельность принятия административно-хозяйственных решений каждым звеном организации. В настоящее время менеджмент превратился в эффективную теорию социальной организации производства в рыночных условиях, опирающуюся на материалы специальных экономико-социологических исследований и опыт менеджеров.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 13971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |