Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского (1592-1670)




В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

 

ПЛАН

 

1. Духовная жизнь Западной Европы в XVI – XVIIвв. Образы детства, а также образы учителей и учеников в искусстве XVII в.

2. Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского.

3. Педагогические теория и практика, отразившиеся в книге «Великая дидактика».

4. Коменский о дошкольном воспитании («Материнская школа»).

5. Требования Коменского к познавательной литературе для детей («Мир чувственных вещей в картинках»).

6. Оригинальная методика обучения иностранным языкам Коменского («Открытая дверь языков и наук»).

 

Эпоха Реформации – не только период религиозного бунта простолюдинов, поддержанных третьим сословием. В этот период под влиянием идей и событий Реформации во всей Европе радикально изменяется место школы в жизни общества, а также формы школьного образования. Ломается отжившая средневековая система образования. Книга, напечатанная на родном языке, становится общедоступным предметом. Грамотность становится нормой, а неграмотность постепенно переходит в разряд явлений, которых следует стыдиться.

Распространению грамотности способствует удешевление книг. Это произошло, благодаря созданию технологии………………………: первая печатная Библия была издана И.Гутенбергом (1397–1468) в Нюрнберге в 1445 г.

Необычайно важным для развития образования стало требование Лютера (1483-1546), высказанное в одном из его 95 тезисов (1517): «Позвольте человеку беседовать с Богом на языке, которому учила его мать». Следствием реализации этого требования стали не только перевод христианского обряда на национальные языки, но и

– перевод …………………на живые современные языки народов Европы;

– перевод………………………………….., традиционно основанного на изучении Библии, на национальные языки.

Все чаще на полотнах художников мы видим читающих детей, юношей и девушек, женщин. Гравюры передают обстановку учебных заведений, книжных лавок, заполненных покупателями. Учиться – модно: шекспировский Гамлет приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, известного всей Европе как место, где преподавал Лютер; учителя танцев нанимает для своих дочерей герой комедии Лопе де Вега; и даже мольеровский Журден, пожелавший стать дворянином, не скупится на учителей.

Насущной потребностью общества становится интенсификация труда учителя. Ответом на эту потребность стала деятельность Я.А.Коменского.

 

Ян Амос Коменский родился в Южной Моравии (Чехия) в общине богемских братьев (религиозное направление «табориты», восходящее к идеям Яна Гуса). Рано осиротел, блестяще окончил латинскую школу, в которой учился за средства общины. На те же общинные деньги прошел обучение в университетах Германии. Вернувшись на родину, стал священником и учителем. Вместе со своей общиной вынужден был скитаться: сначала переехали в Польшу. После того, как приютивший их г.Лешно был сожжен, табориты перебрались в Амстердам. Отверг приглашение шведского короля поступить на службу в качестве учителя наследника престола.

Педагогическим взглядам Коменского присущ гуманизм: «школа должна быть не пугалом для мальчиков, не застенком для умов, а мастерской человечности».

Коменский предложил свою периодизацию детства, основанную на 6-летнем цикле:

От рождения до 6 лет –..........................................................

От 6 до 12 лет –............................................................; она обязательна и для мальчиков, и для девочек.

От 12 до 18 лет –...................................................., в которой учатся только мальчики.

От 18 до 24 – для самых любознательных и способных –.....................

Педагогические теория и практика, отразившиеся в книге «Великая дидактика».

Главным трудом Коменского стала его книга «Великая дидактика», рассказавшая миру о новых возможностях школы. В этой книге отражен педагогический опыт автора. Дидактику Коменский определяет как «искусство учить всех всему».

Сформулировал основные принципы дидактики.

Реорганизовал школу, построив ее по....................................принципу:

– единое для всех начало и конец учебного года, приуроченные к окончанию и началу полевых работ;

– объединение учеников в группы (классы) по годам обучения;

– деление учебного дня на уроки по предметам.

В процессе такой реорганизации возникают подвижные перемены, единая для всех классная доска, каникулы.

Выдвинул актуальные и поныне требования к школьной дисциплине; требования к учителям.

Предложил типологию учеников в зависимости от их природных характеристик и тактику поведения учителя в отношении каждого типа учеников, т. е. заложил основы …………………………………..к учащимся.

 

Коменский о дошкольном воспитании («Материнская школа»).

Книга «Материнская школа», изданная в 1633 г., выдвигает систему требований и дает советы матерям по семейному воспитанию и……….. ……………………………………Эти советы не потеряли актуальности и в наши дни. Мать, по мнению Коменского должна стать не только первым воспитателем, но и первым учителем ребенка. Естественно, что грамотность матери является для этого одним из необходимых условий. Мать, по мнению педагога должна сформировать у ребенка представления

– о важнейших нравственных ценностях,

– об основных пространственных, временных, количественных понятиях,

– о важнейших природных явлениях

– о мире, стране, населенном пункте, где живет семья,

– о занятиях людей и о профессиях членов семьи и т.д.

 

Требования Коменского к познавательной литературе для детей («Мир чувственных вещей в картинках»).

Коменский является изобретателем жанра детской иллюстрированной энциклопедии. Такая книга не просто учит – она развивает познавательную активность и навыки самостоятельного приобретения знаний. Книга «Мир чувственных вещей в картинках» была переведена на все европейские языки, ее переиздавали вплоть до конца XIX в. В России эту книгу впервые издал Н.Новиков в конце XVIII в.

Страницы энциклопедии содержат темы:………………………………

 

 

Оригинальная методика обучения иностранным языкам Коменского («Открытая дверь языков и наук»).

Опираясь на свой опыт освоения классических и современных иностранных языков, при помощи текстов Библии, Коменский создает методику параллельных текстов. В современном педагогическом процессе эта система не используется в силу низкой эффективности, но известно, что ряд известных людей, обладавших незаурядными способностями (А.Пушкин, Л.Толстой, открыватель Трои Г.Шлиман) пользовались методом параллельных текстов для самостоятельного изучения иностранных языков.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции

2. Как повлияли идеи Реформации на теорию и практику европейского образования?

3. Назовите наиболее яркие примеры воплощения процесса и результата образования в западноевропейском искусстве XVI – XVII вв.

4. Охарактеризуйте классно-урочную систему как педагогическую инновацию. В каком труде Я.А.Коменского она подробно изложена?

5. Что во взглядах Коменского на дошкольное воспитание актуально и сегодня?

6. Какой жанр литературы создан Я.А.Коменским? Приведите современные примеры изданий этого жанра.

7. На каком принципе основана система изучения иностранных языков, созданная Коменским? Почему она не получила широкого распространения?

8. Где раньше стала внедряться классно-урочная система – на Белорусских землях или в России? Почему?

9. Охарактеризуйте современное состояние классно-урочной системы как формы организации учебного процесса.

 


Тема 14. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.