КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые формы обучения и воспитания. Педагогические нововведения Р.Оуэна
Развитие дидактики; вклад Ф.В.А.Дистервега в совершенствование этой отрасли педагогики. Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790 – 1866) – немецкий педагог-демократ, последователь Песталоцци. Получил университетское образование, познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Преподавал во Франфурте-на-Майне и других немецких городах в школах и учительских семинариях. Главный труд «Руководство к образованию немецких учителей»(1835). Издавал также педагогические журналы. Еще при жизни его стали называть «Учитель немецких учителей». Сформулировал принципы воспитания: – природосообразности, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника; – культуросообразности, т.е. учета условий, традиций и условностей среды, где живет и воспитывается человек; – самодеятельности, т.е. опоры на развитие детской инициативы. Разработал систему дидактических принципов, развив и методически разработав идею Песталоцци о развивающем обучении. Много внимания уделял руководящей роли учителя в учебном процессе. Считал, в отличие от Коменского, что хороший учитель важнее хороших учебников и методик: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Роберт Оуэн (1771 –1858) родился в семье английского ремесленника, с детства вынужден был жить своим трудом, но к 20 годам стал соруководителем предприятия. В 29 лет он уже находится во главе большой прядильной фабрики, где широко использовался женский и детский труд (дети работали с 6-7 лет, рабочий день продолжался 12-14 часов). Оуэн сократил рабочий день до 10,5ч., увеличил зарплату, улучшил условия труда и быта, запретил привлекать к труду детей моложе 10 лет. Открыл школу, «школу для маленьких детей» (от 1 до 6 лет, т.е. детский сад), вечернюю школу для подростков. В 1816 году все эти учреждения объединились в «Новый институт для образования характера» в Нью-Лэнарке. Образование и воспитание в этом учреждении было безрелигиозным. На фабриках Оуэна резко возросла производительность труда, снизился травматизм, изучать и перенимать его опыт приезжали предприниматели со всей Европы. В сущности, Оуэн стал создателем систем дошкольного воспитания и образования без отрыва от производства. В результате усилий Оуэна в 1819 г. в Англии был впервые в истории принят закон, ограничивающий детский и женский труд. От филантропии Оуэн перешел к коммунистическим взглядам. Он продал свои фабрики, перебрался в Америку и в 1825 г. основал там колонию «Новая Гармония». Однако колония распалась и в 1828 г., потеряв все деньги, Оуэн вернулся в Англию, где до конца своей долгой жизни занимался публицистикой. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ 1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции 2. Раскройте взаимосвязь социокультурной динамики западноевропейского и североамериканского общества – с процессами, происходящими в образовательной системе; – с образным строем произведений, созданных о детях и для детей. 3. Проанализируйте вклад И.Гербарта, Ф.Дистервега, Р.Оуэна в педагогическую теорию и практику. Какие идеи этих зарубежных деятелей не потеряли актуальности и в наши дни? 4. Распределите авторские идеи Гербарта, Дистервега и Оуэна в соответствии с современной классификацией отраслей педагогической науки. 5. Проанализируйте известные вам произведения зарубежных писателей XIX в., вошедшие в круг детского чтения: какие особенности формы и содержания обеспечили им интерес невзрослой аудитории? Тема 17 . ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В РОССИИ XIXначала XX вв. ПЛАН 1. Динамика социально-экономических явлений в России XIXначала XX вв. и их влияние на структуру образования. Новое в восприятии мира детства и отражение этой новизны в явлениях искусства. 2. Критика демократически настроенной частью общества системы образования. Педагогическая деятельность Н.И.Пирогова и Л.Н.Толстого. 3. Развитие отечественной дидактики. Деятельность К.Д.Ушинского. 4. Новые формы образования. Педагогическая деятельность П.Ф.Лесгафта.
1. Динамика социально-экономических явлений в России XIXначала XX вв. и их влияние на структуру образования. Новое в восприятии мира детства и отражение этой новизны в явлениях искусства. В экономике России XIXначала XX вв. на смену патриархальному примитивному хозяйству приходит производство товаров и торговля капиталистического типа, после отмены крепостного права и реформ 70-х годов начинает ощущаться влияние научно-технической революции. Это требует изменения масштабов образования и структуры образовательной системы. В начале века Александр Iотменяет старые, отжившие петровские коллегии и создает министерства. В 1802 г. создается Министерство народного просвещения (с 1817 – духовных дел и народного просвещения). Вводится разработанная Гербартом система образовательных учреждений:
уездные училища гимназии университет
В начале XIX в. в России 6 учебных округов, возглавляемых университетами:........................................................................................... .........................................................................................В начале, обучение провозглашается бесплатным, но с 1819 г. вводится плата за обучение в уездных училищах и гимназиях. В 1833 г. министром просвещения назначен Уваров, провозгласивший основой просвещения и культуры вообще триединство «самодержавие, православие, народность». Он прославился серией указов «о кухаркиных детях», подвергшихся резкой критике со стороны демократической общественности. Тем не менее, количество университетов постепенно увеличивается и значительную долю студентов в них составляет разночинная молодежь. В обществе меняется восприятие феномена детства, что очень ярко отражается в произведениях разных видов и жанров искусств: 1) Возникает чувство вины перед обездоленными детьми (...........................................................................................................). 2) Расширяются представления о богатстве внутреннего мира ребенка (.......................................................................................................детские портреты.................................................................................................). 3) Задолго до Фрейда русские литераторы воплощают в художественных образах догадку о роли душевных травм, перенесенных в детстве, в развитии психики человека. 4) Создание высокохудожественных произведений, адресованных детям-исполнителям (...............................................................) и детям-слушателям, читателям, зрителям (произведения Л.Н.Толстого. К.Д.Ушинского, иллюстрации к детским книжкам И.Билибина, А.Бенуа, опера Ц.Кюи «Кот в сапогах», спектакль МХТ «Синяя птица» и т.д.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |