Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их взаимодействие с практикой




ПЛАН

1. Своеобразие социокультурной ситуации в Западной Европе XVII – XVIII вв.:

– Новые идеалы человека и общества как источник поиска новых целей воспитания.

– Отражение педагогических процессов в искусстве.

2. Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция.

3. Новизна и оригинальность педагогических идей Ж-Ж. Руссо.

4. Педагогическая деятельность и педагогические сочинения И.Г.Песталоцци.

Уже к началу XVII столетия феодализм ощущается, а затем и осознается, как тормоз общественного развития. Революционные устремления буржуазии в эту пору едины с устремлениями всего «третьего сословия». При этом в разных странах Европы исторические события и следующие за ними мировоззренческие и собственно педагогические выводы складываются по-разному:

В Англии, после нескольких десятилетий гражданских и религиозных войн, устанавливается новая королевская династия, но парламент при этом расширяет свои полномочия («Билль о правах» - 1689). Английские просветители видят свой долг в закреплении произошедших изменений и воспитании человека в духе буржуазных добродетелей.

Борьба французской аристократии и церкви с «вольнодумством» становится все более жесткой. Французские просветители стремятся к расширению числа единомышленников за счет просвещения всех слоев общества. Наблюдается расширение «потребителей» культуры за счет представителей третьего сословия и образованных женщин-аристократок.

Во всех странах возникает множество теорий общественного переустройства, авторы которых – философы – в большой моде.

Искусство не только любуется хрупким изяществом «уходящей» аристократии (Ватто), но и предлагает новые просвещенные идеалы:

–.......................................................................... (Шарден);

–.................................................................. (Гейнсборо, Рейнолдс);

–............................................................... (Бомарше, Дефо,Гольдони);

–.............................................................................................., присущие отнюдь не аристократам (Шиллер)

Основные философские, социальные и эстетические идеи Просвещения:

Ø Вера в разум. Движущей силой исторического процесса просветители считают борьбу разума с суевериями и фанатизмом.

Ø Исторический оптимизм. Утопизм. Просветители верили в возможность установления Царства Разума, построенного на свободе, равенстве и братстве людей как результат всеобщего просвещения.

Ø Научный скептицизм. Просветители стремились подвергнуть сомнению все устоявшиеся авторитеты – в религии, политике, искусстве.

Ø Идея естественного права. Нашла отражение в требованиях общественного равенства и личной свободы. Примеры, подтверждающие эту идею, просветители искали в природе.

v Выражение «естественное право» принадлежит английскому философу Локку.

v Высказывания французских философов, иллюстрирующие эту идею:

«Человек – общественное животное» (Вольтер),

«Назад – к природе!» (Руссо)

Ø Энциклопедизм. Распространение знаний, образование и самообразование – необходимые условия самосовершенствования человека и совершенствования общества. Искусство – лучшее средство популяризации идей Просвещения.

v Вольнодумство, «вольтерьянство» становятся своего рода модой. Философы впервые после эпохи Античности приобретают популярность в обществе.

v Необычайную популярность приобретает созданная Дидро «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел».

 

Развившаяся в эту пору эстетика …………………………. с ее упорядоченностью, ранжированностью возводит в ранг важнейшей добродетели подавление чувства во имя долга. Под влиянием этой идеи складывается новая цель воспитания – формирование……………………….

 

Детские образы в произведениях изобразительного искусства становятся все более достоверными. В связи с модой на «вундеркиндов», начало которой было положено необыкновенными выступлениями юного Моцарта, начинают создаваться музыкальные произведения для........................................................................(Вивальди). Детской литературы по-прежнему не существует, и образы детей и подростков только начинают появляться на страницах литературных произведений. Так же, как это было в изобразительном искусстве, они пока еще весьма условны.

 

Поиски содержания обучения и воспитания, отвечающего новым целям: педагогические взгляды Локка, Дидро, Гельвеция.

Джон Локк (1632 –1704) закончил Оксфорд, по политическим мотивам был вынужден эмигрировать в Голландию. После воцарения Вильгельма Оранского, в 1688 году вернулся в Англию, где до конца жизни пользовался большим авторитетом.

«Опыт о человеческом разуме» (1690). В противовес бытовавшим представлениям об особом предназначении аристократии в силу наличия у нее «врожденных идей», позволявших ей управлять обществом, высказал мысль, что душа ребенка подобна.....................................................(tabula rasa). Помимо опыта внешнего, человека, по мнению Локка, формирует опыт внутренний (результат деятельности рассудка). Поиск истины состоит в согласовании внешнего и внутреннего опыта.

Локк, таким образом, положил начало самоанализу.

«Мысли о воспитании» (1693). Это сочинение изложено в виде писем некоей даме, которая, овдовев, воспитывает сына и советуется с известным мыслителем относительно трудностей этого процесса. Согласно Локку, главная задача –........................................................Это дворянин, отличающийся «утонченностью в обращении», умеющий «вести свои дела толково и осмотрительно». Стать таковым возможно не в школе, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния», но лишь дома, с помощью хорошо подготовленного, солидного воспитателя. Основные требования к домашнему воспитанию:

– Здоровье – без изнеживания (жесткая постель, открытое во всякую пору окно, простая еда).

– Мораль – исходя из принципа пользы и интересов личности.

– Воспитание привычек.

– В содержание обучения помимо наук входят законоведение, бухгалтерия, верховая езда, танцы.

– Обязательное овладение каким-либо ремеслом.

Локк популяризировал, описав в своей книге, одну из первых обучающих игрушек – кубики с буквами.

Известен Локк и антидемократичным проектом о «рабочих школах», где дети простых людей должны своим трудом зарабатывать на кусок хлеба и слушать религиозные проповеди.

Французский мыслитель Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) отвергал религиозное воспитание. В своем трактате «Об уме» (1758) он писал: «Горе нациям, которые доверяют попам воспитание своих граждан». Книга была сожжена, автор вынужден иммигрировать. В другом трактате «О человеке, его способностях и его воспитании»(1773), писал, вслед за Локком, что все люди в равной мере способны к образованию, а результат определяется лишь средой и воспитанием.

Дени Дидро (1713-1784), поддерживал мысль Гельвеция о необходимости светского воспитания, но не соглашался с его абсолютизацией воспитания без учета природных особенностей. Главный труд Дидро –................................................................................................– носит открыто просветительный характер и предназначен для самообразования взрослых. В 1773-1774 гг. по приглашению Екатерины II Дидро посетил Россию и составил «План университета для России», который так и не был реализован.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.