Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество




Традиционные методы принятия плановых решений

Среди всех средств и методов обоснования плановых решений творчество занимает наиболее важное место: При всей важности формальных методов планирования значение творчества трудно переоценить, Однако в теории управления процесс творчества наименее изучен. Его обычно связывают с личностными характеристиками менеджера: его представлениями о ценностях; самосозна­нием; основной жизненной позицией; отношением к риску; ролью личностных мотивов; авторитетом; уровнем образования и творческим потенциалом. Эффективность плана определяется не столько наличием отдельных признаков и уровнем определенных личных качеств плановика, сколько eгo интуицией, новаторством, изобретательностью, опытом, способностью к творчеству. Поэтому представляется целесообразным уделить творчеству некоторое внимание при рассмотрении методов обоснования плановых решений.

Встречающиеся в литературе определения термина «творчество» отражают множество различных точек зрения. Нас будет интересовать это понятие под углом зрения связи творчества с процессом планирования. В таком аспекте процесс творчества можно определить как способность плановика разрабатывать и применять «новые и лучшие по сравнению с традиционными плановые решения и выходить за привычный образ мыслей и воплощать в плане новые и оригинальные идеи.

Следует обратить внимание на одно обстоятельство, содержащееся в данном определении. Необходимо различать идеи, воплощенные в плане, и идеи, реализованные на практике. Идеи сами по себе, если они не воплощаются в действие по намеченному плану, не являются производительными. Одного возникновения новой идеи и отражения ее в плане еще недостаточно для современного производства. На многих предприятиях идей больше, чем их можно использовать. Дж. Стейнер по этому поводу пишет: «Дорога от ценной идеи до воплощения ее в конечный коммерческий продукт и прибыль длинна и опасна, и творчество может и должно охваты­вать весь этот путь» [7, с. 144]. В этом смысле творчество является главной предпосылкой успеха предприятия.

Многие специалисты по управлению считают, что единствен­ная возможность сохранить жизнеспособность организации заключается в создании условий для творчества. Организации, у которых процесс производства и управления жестко регламентирован, а условия для творчества ограничены, считаются недостаточно гибкими и, как правило, не выдерживают темпов конкурентной борьбы. В то же время опыт многих фирм показывает, что стимулирование творческой активности работников вообще и плановиков в частности в направлении снижения затрат, повышения качества продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Проведенные исследования показывают, что структура про­цесса творчества весьма схожа со структурой процесса решения проблемы. Несмотря на некоторые различия, можно выделить сле­дующие этапы творческого процесса: подготовка; изучение про­блемы; получение идей и сбор данных; накопление гипотез и аль­тернатив; временное прекращение работы над проблемой, в про­цессе которого человек ждет озарения, думая о других вещах; синтез, то есть соединение всех частей проблемы воедино; четкое формулирование идеи или идей; проверка идеи путем эксперимен­та. Однако в процессе творчества редко можно выделить четко очерченные стадии. Поэтому такая структура носит больше умо­зрительный, чем рабочий характер. Чаще процесс творчества ха­рактеризуется длительными задержками, состоянием покоя, а за­тем резкими, непредвиденными рывками вперед.

Огромную роль в этом процессе играют предчувствие и интуи­ция, которые не тождественны творчеству, а являются его состав­ными частями и могут его стимулировать.

Предчувствие – это сильное, неосознанное ощущение того, что нечто произойдет или может произойти; предугадывание, ос­нованное на здравом смысле.

Интуиция – это способность к знанию или знание, полученное без логического рассуждения, без помощи умозаключений. Это мышление в спешке, врожденное инстинктивное знание. Установлено, что интуиция отличается от обдуманного суждения или проницательности.

Проницательность означает способность видеть внутренний характер явления, понимать подлинную природу вещей или распо­знавать скрытую истину путем абстрактного видения или интуи­тивного понимания.

С творчеством тесно связано новаторство и изобретательст­во, которые также являются частью творческого процесса. Когда говорят об изобретательстве, то обычно имеют в виду, что чело­век что-то придумал, создал новое, изобрел. Под новаторством понимают процесс воплощения изобретения или идеи в плано­вых действиях. Новаторство заключается не в том, чтобы приду­мать что-то новое, чего не было ранее, а в нахождении возможно­сти применения нового на практике. Однажды японский бизнес­мен на вопрос о причинах успеха своей фирмы ответил, что специалисты его компании замечают в чужих изобретениях та­кие свойства, которых не видят сами изобретатели, «приправля­ют» их оригинальными идеями и делают продукты, пользующие­ся спросом.

Люди должны иметь определенные склонности к творческой работе. Хотя показатели общего развития интеллекта не могут в полной мере характеризовать способность человека к творчес­кой работе, тем не менее следующие характеристики могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к твор­честву. Сюда входят: быстрота мышления; гибкость мышления; * оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения;.^импульсивность и т.п.

2. Адаптивный поиск, основанный на общем знании проблемы

Трудно найти для плановика более эффективный метод поиска решений при рассмотрении любой проблемы, чем его адаптивный поиск, основанный на личном знании вопроса. Строго говоря, дан­ное обстоятельство относится скорее к требованиям, которые предъявляются к плановым работникам, чем к методам. Тем не ме­нее знания и опыт — ключ к решению любой проблемы. С течени­ем времени большое число решений повторяется в работе плано­вика, если не в деталях, то в принципе. Прошлые плановые реше­ния становятся шаблоном при решении текущих задач. Во многих экономико-управленческих проблемах они могут представлять со­бой стереотипные решения. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. При пристальном рассмотрении оказывается, что это старые решения, сформулированные приме­нительно к новым условиям.

Однако опыт не всегда является хорошим средством в плани­ровании.

Во-первых, проблемы могут показаться одинаковыми, и в то же время быть фактически разными. Иными словами, проблема может быть той же самой, но текущие условия могут отличаться от условий в прошлом. В результате решение может привести к со­вершенно другим последствиям.

Во-вторых, плановик может забыть, как он решал аналогич­ную проблему в прошлом, и не осознавать этого, что может при­вести к ошибочным решениям.

В-третьих, отрицательные результаты, полученные в про­шлом, могут негативно сказаться на действиях плановика, напри­мер вызвать чувство страха, сковывающего инициативу.

Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения. Иногда данную процеду­ру с учетом ее важности при обосновании плановых решений рассматривают как самостоятельный метод, поскольку коррект­ное решение проблемы невозможно, если она была неверно сфор­мулирована. Четкое формулирование проблемы, в свою очередь, стимулирует адаптивный поиск путей ее решения на основе пос­троения различных качественных моделей, имитирующих пла­нируемое явление, например схем, диаграмм, изображающих ин­формационные и материальные потоки и т.п. Следует добавить,

|Что такие несложные модели стали прототипами многих новых экономико-математических методов.

3. Система бухгалтерского учета

Обычно бухгалтерский учет в планировании рассматривается " как один из источников данных, позволяющих сформировать ин­формационную базу. Вполне очевидно, что система бухгалтерского учета является не столько источником данных, сколько хорошей моделью, отражающей с достаточной простотой всю деятельность предприятия. Хотя большая часть данных в системе бухгалтерского учета имеет денежное выражение, в ней существуют натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых ре­шений, принятых в предшествующих периодах.

Ценность бухгалтерского учета для планирования определяется тем, что он прекрасно представляет результаты деятельнос­ти предприятия. Например, с помощью бухгалтерского учета можно увидеть финансовое положение фирмы на текущий мо­мент времени. На основе данных о движении денежных средств легко прогнозировать все основные источники и направления их расходования.

Наиболее важные показатели, с помощью которых планиру­ется стратегия деятельности фирмы и получаемые из данных бух­галтерского учета, можно свести в четыре группы:

• показатели, характеризующие платежеспособность;

• источники формирования средств;

• использование ресурсов в ходе хозяйственной и иной дея­тельности;

• рентабельность.

4. Предельный анализ

Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Если получение прибыли является основной целью предприятия, то предельный анализ является важным методом ее достижения. При планировании на предприятии он может быть использован 'различными путями, например, для установления цен на продукцию (услуги), для определения объемов производства и т.д.

Метод предельного анализа применим во всех случаях, когда возможно подсчитать предельные издержки на что-то и сопоста­вить их с предельными доходами. Если, к примеру, необходимо сравнить затраты на наем дополнительного коммивояжера с той пользой, которую он может принести компании, целесообразно воспользоваться данным методом.

Одним из вариантов метода предельного анализа является так называемая точка безубыточности, характеризующая объем про­даж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства

При определении этого показателя принимается, что издерж­ки на производство продукции могут быть разделены на услов­но-постоянные (Ипс) и условно-переменные (Ипр) (на единицу продукции).

Количество единиц реализованной продукции, необходимое для достижения точки безубыточности, будет равно

 

 

При расчете планируемых показателей необходимо следить за тем, чтобы значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее (надежнее) план.

увеличивается сметная стоимость проекта в связи с возмож­ными ошибками в проектной документации, непредвиденными расходами и пересмотром проектных решений;

• учитываются несвоевременность платежей, неритмичность поставок, внеплановые отказы оборудования, нарушения техноло­гии выполнения работ, штрафы, пени и неустойки, уплачиваемые и получаемые за нарушение договорных обязательств в процессе выполнения плана;

• увеличивается норма дисконта в связи с экономической си­туацией в стране;

• если проектом не предусмотрено страхование риска, в сос­тав его затрат включаются ожидаемые потери от риска и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.