Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и показатели производственной программы предприятия




ТЕМА 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Важнейшим разделом тактического плана предприятия явля­ется производственная программа, или план производства и реали­зации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырье­вых ресурсах, численности Персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансо­вым планом.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребите­лей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, выпускаю­щим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа является престиж­ным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприяти­ям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В от­ношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государственного заказа, органами государственного управления

могут быть приняты штрафные санкции. Производственная программа состоит из двух разделов:

- план производства продукции в натуральном (условно-натуральном)

выражении;

-план производства в стоимостном выражении.

П лан производства продукции в натуральном выражении одержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах, измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, донные и кубические метры. На отдельных предприятиях при­меняются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — |в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потре­бительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование до­бычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается мас­са, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в миллионах штук условного кирпича, производство консервов — в условных банках.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на машиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках,; тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагревa; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега;

грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных продукции с потребностями рынка, производственными

мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходи­мых для ее производства. Однако натуральные измерители не поз­воляют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчи­тать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации про­дукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (вало­вой доход); товарная продукция; валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана яв­ляется реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой орга­низацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых из­делий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответ­ствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Плановый объем реализованной продукции (ПР) в стоимост­ном выражении рассчитывается по формуле

где ПТ|.— объем товарной продукции /-го вида в оптовых ценах предприятия; ОПС—изменение остатков готовой продукции 1-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;

∆ОПО/ — изменение остатков готовой продукции /-го ви­да, отгруженной, но не оплаченной Потребителем на начало и ко­нец планируемого периода; п — количество видов товарной про­дукции (/= 1, 2, 3,..., п).

Реализованная продукция характеризует валовой доход пред­приятия (ДВ) в плановом периоде. Он определяется как произведе­ние цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

ДВР= ДВii ▪ Оni

Где: Дв, — валовой доход предприятия от реализации /-го вида продукции; Цi — цена единицы /-го вида продукции (оптовая, договорная);

Оni —- планируемый объем продаж /-го вида продукции

(/ = 1,2, 3,..., п) в натуральном выражении.

Кроме валового дохода в плане может также предусматривать­ся средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. величина среднего дохода (Дсi.) определяется отношением общей ручки от реализации /-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:

 

В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть ДС| = Ц,, а Дв/ = Ц, • ОП/.

Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, вы­полненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств пред-приятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые— для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

 

 

где АП| — план выпуска /-го вида продукции в натуральном выра­жении; Цi — действующая оптовая цена i-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (/ = 1,2,3,..., п) Уi — объ­ем услуг и работ /-го вида промышленного характера; т — количе­ство видов работ промышленного характера (/ = 1,2, 3,..., т).

Товарная продукция характеризует объем произведенной го­товой продукции и используется для расчета затрат на производст­во, финансовых результатов, рентабельности и других показате­лей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное про­изводство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Объем валовой продукции (П В) рассчитывается по формуле

 

ПВТ +(НКН)+(ИК – ИН)

 

где Н К, НН — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин— остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с от­четным, снятии с производства отдельных видов продукции, соз­дании задела при переходе на выпуск новых изделий со значитель­ной длительностью производственного цикла.

На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйствен­ный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили. широкое распространение в планировании хозяйственной дея­тельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их * состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр-МЗ-Оа, (9.6)

Пч = ЗП + Пб, (9.7)

где МЗ — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов;

ЗП — заработная плата с начисления­ми на нее;

Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукцияу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

ПУ = ПР + МЗ, (9.8)

Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9)

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.