КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и показатели производственной программы предприятия
ТЕМА 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности Персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение госзаказа является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В Республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции. Производственная программа состоит из двух разделов: - план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; -план производства в стоимостном выражении. П лан производства продукции в натуральном выражении одержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах, измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, донные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — |в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции. При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается масса, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в миллионах штук условного кирпича, производство консервов — в условных банках. На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на машиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках,; тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагревa; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении. План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция. Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть. Плановый объем реализованной продукции (ПР) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле где ПТ|.— объем товарной продукции /-го вида в оптовых ценах предприятия; ОПС—изменение остатков готовой продукции 1-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода; ∆ОПО/ — изменение остатков готовой продукции /-го вида, отгруженной, но не оплаченной Потребителем на начало и конец планируемого периода; п — количество видов товарной продукции (/= 1, 2, 3,..., п). Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (ДВ) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг): ДВ=ПР= ДВi=Цi ▪ Оni Где: Дв, — валовой доход предприятия от реализации /-го вида продукции; Цi — цена единицы /-го вида продукции (оптовая, договорная); Оni —- планируемый объем продаж /-го вида продукции (/ = 1,2, 3,..., п) в натуральном выражении. Кроме валового дохода в плане может также предусматриваться средний доход. Это величина денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги. величина среднего дохода (Дсi.) определяется отношением общей ручки от реализации /-го вида продукции на количество проданных единиц изделий:
В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену, то есть ДС| = Ц,, а Дв/ = Ц, • ОП/. Товарная продукция включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств пред-приятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Товарная продукция выражается в оптовых ценах предприятия и сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом; вторые— для определения темпов, динамики и изменения структуры производства. Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле
где АП| — план выпуска /-го вида продукции в натуральном выражении; Цi — действующая оптовая цена i-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (/ = 1,2,3,..., п) Уi — объем услуг и работ /-го вида промышленного характера; т — количество видов работ промышленного характера (/ = 1,2, 3,..., т). Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах. Объем валовой продукции (П В) рассчитывается по формуле
ПВ =ПТ +(НК-НН)+(ИК – ИН)
где Н К, НН — остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно; Ик, Ин— остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец и начало планового периода. Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла. На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений. Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили. широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их * состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции. Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия. Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам: Пч = Пр-МЗ-Оа, (9.6) Пч = ЗП + Пб, (9.7) где МЗ — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП — заработная плата с начислениями на нее; Пб — прибыль от реализации продукции. Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам: ПУ = ПР + МЗ, (9.8) Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9) Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |