КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт России занимает 2-е место в мире (после США) по протяженности дорог — 88 тыс. км и 3-е место по объему перевозок (после США и Китая). На его долю приходится 85% грузовых и 40% пассажирских перевозок в стране. В сфере железнодорожного транспорта сохраняется тесная интеграция стран СНГ и Балтии. Совместно используется инфраструктура, действуют единые правила, инструкции по технической безопасности, тарифное соглашение железнодорожных перевозчиков. Стабильно работает Совет по железнодорожному транспорту государств, координирующий деятельность национальных железных дорог. В системе занято 1,5 млн чел. Имущество железнодорожного транспорта относится к федеральной собственности. Железные дороги, а также объекты и иное имущество железнодорожного транспорта, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс и аварийно-восстановительные работы, включены в хозяйствующий субъект — открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Учредителем ОАО «РЖД» выступает Российская Федерация, его устав утверждает Правительство РФ. Уставный капитал формируется путем внесения имущества федерального железнодорожного транспорта. Все акции находятся в собственности Российской Федерации. Строительство и реконструкция магистральных железнодорожных линий, приобретение подвижного состава осуществляются за счет собственных средств ОАО «РЖД». Строительство линий, вокзалов, платформ по обслуживанию населения регионов и приобретение поездов для пригородного сообщения может осуществляться за счет средств субъектов РФ, местных бюджетов, железных дорог и других источников. Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на условиях, которые определены уставом железных дорог и правилами перевозок. Предприятия и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на основе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Порядок формирования доходов железных дорог от перевозок устанавливается с учетом конкретного вклада каждой дороги в перевозочный процесс. В рыночных условиях железнодорожники ориентируются не на дополнительные тонны и километры, а на доходы. Однако эта цель не должна достигаться за счет повышения тарифов на услуги. Предложения по тарифной политике разрабатывает Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на железнодорожном транспорте. Решения о тарифах во внутреннем сообщении принимает Федеральная служба по тарифам, в прямом международном сообщении при транзите по территории России — Министерство транспорта РФ на основании решений Комиссии. Принятие решений об изменении тарифов производится с учетом данных мониторинга основных ценообразующих факторов, в том числе рыночной конъюнктуры, уровня налогообложения, прогноза цен на потребляемые железными дорогами ресурсы и др. При этом соблюдаются следующие принципы: • обеспечение возмещения затрат и получение прибыли; • недискриминационный доступ потребителей к услугам; • переход к договорным тарифам; • ограничение перекрестного субсидирования одних видов перевозок за счет других; • ведение раздельного учета затрат в монопольном и конкурентном секторах транспортных услуг; • гласность принятия решений; • дифференциация тарифов. Новый прейскурант делит тариф на грузоперевозки на две части: 1) плата за пользование инфраструктурой и локомотивами; 2) плата за вагоны (около 15% тарифа), которая стимулирует перевозки в собственных вагонах клиента. В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (от 27 февраля 2003 г. № 29) управление железными дорогами передано ОАО «Российские железные дороги». ОАО отвечает за финансирование и оперативную работу по перевозкам. В свою очередь, для развития конкуренции ОАО «РЖД» тоже подразделяется на: • естественно-монопольные подразделения (пути, технические и информационные системы и другие объекты инфраструктуры); • конкурентные подразделения (перевозки, грузовые терминалы, ремзаводы, пассажирские составы и другие услуги). Для проведения в отрасли государственной политики и осуществления лицензионной деятельности учреждается Федеральное агентство железнодорожного транспорта в составе Минтранса России (Росжелдор). Компания-оператор по грузовым перевозкам заключает с Федеральным агентством железнодорожного транспорта договор на перевозки по принадлежащим ОАО «РЖД» рельсам, в своих вагонах, ищет грузоотправителя, обеспечивает его контейнерами, документацией и доставляет груз от склада до склада (от двери до двери). За эти услуги компания получает определенную часть тарифа. На долю частных компаний-операторов приходится 20% всех перевозимых грузов, в том числе 40% нефтеналивных, 25% минеральных удобрений. Например, межрегиональная компания-оператор «Северстальтранс» обслуживает Череповецкий металлургический комбинат, является его официальным экспедитором; она выбирает по возможности оптимальные маршруты, используя разные виды транспорта, представляет интересы грузоотправителя и т.д. Явные достижения в работе компаний-операторов заметить трудно, а отрицательный опыт налицо. Появилась проблема гарантии равного доступа операторов к рельсам и другим элементам инфраструктуры. Чтобы его получить, необходим статус официального оператора, а для этого нужно обладать собственным парком вагонов. Чтобы обслуживать, например, компанию «Русал», надо иметь 2000 вагонов, цена каждого из них составляет около 25 тыс. долл. Операторы на эту проблему отреагировали объединением в ассоциацию. Кроме того, увеличивается потребность в вагонном парке, возрастает порожний пробег, добавляется еще одно звено управления. В системе железнодорожного транспорта 1/3 технических средств уже выработала ресурс, хотя и эксплуатируется. В обновление основных фондов необходимо вложить 25 млрд долл. в течение 10 лет. Инвестиционная программа, предусматривающая модернизацию за счет собственных средств, обеспечивается не более чем на 50%. Повышение тарифов на перевозки является непопулярной мерой, придется рассчитывать на коммерческие заимствования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |