КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и объект социологии
Лекция 1. Социология как наука об обществе Лекция 7. Социальная структура и социальная стратификация Лекция 5. Личность как субъект и объект общественных отношений………………………………………………………..44 1. Личность как субъект общественных отношений 2. Структура личности 3. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль 4. Формирование личности в процессе социализации
Лекция 6. Социальные общности и группы……………………………..55 1. Понятие социальные общности и группы 2. Виды социальных общностей и групп 3. Групповое поведение и поведение личности в группе общества…………………………………………………………..66 1. Понятие «социальная структура общества» 2. Понятие «социальная стратификация общества» 3. Важнейшие дифференцирующие признаки стратов 4. Факторы, под влиянием которых происходят стратификационные сдвиги в современном обществе
Лекция 8. Социальные институты и социальные организации………77 1. Понятие «социальный институт» Институционализация общественной жизни 2. Основные функции социальных институтов 3. Основные черты социальной организации 4. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление 5. Государство и гражданское общество
Лекция 9. Социальные изменения и социальное развитие……………90 1. Понятия «социального изменения», «социального развития», «социального прогресса», «модернизации» 2. Концепция эволюционного и революционного развития общества 3. Теория культурно-исторических типов 4. Глобализация социальных и культурных процессов в современном мире 5. Нелинейный характер социального развития
Лекция 10. Эмпирические социологические исследования………… 105 1.Теоретическая подготовка исследовательской программы 2. Методы сбора социальной информации 3. Способы анализа и интерпретации данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций
Список литературы……………………………………………………….. 120 Глоссарий……………………………………………………………………121
1. Предмет и объект социологии 2. Социологические подходы 3. Структура социологических знаний 4. Функции социологии
Термин «социология» произошел от двух слов: латинского «societas» - общество, греческого «logos» - наука. Социология – один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, «почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, почему они поклоняются чему-то, женятся, разводятся, учатся, голосуют», то есть они изучают всё то, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений. Объектом исследований обычно принимают определенную часть окружающей нас природы или социального мира. Объектом социологии является общество, то есть люди, объединенные в общество и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединение в семейные, профессиональные, религиозные группы. Социология изучает общество сквозь призму социальных явлений, процессов и отношений. Своеобразие объекта социологии можно определить как развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей и их групп. Если объект исследований находится не в сознании человека его изучающего, то предмет находится всецело в голове того человека, который исследует какой-то объект окружающей действительности. Предмет возникает тогда, когда исследователь выделяет из объекта исследований какие-то существенно важные для него, в данный момент и в данном отношении, стороны, части или особенности. Объект – это то, что видит исследователь, а предмет – то, на что направлен его взор. Предмет социологии – есть выделение из всех многообразных проявлений определенного набора социальных отношений и взаимодействий как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельного человека. Ведь общество не есть сумма изолированных друг от друга людей, все люди взаимодействуют друг с другом. И только в процессе такого взаимодействия формируется и функционирует общество. Социолог видит общество как многоплановую картину многообразных взаимодействий различных людей. Эти люди связаны с другими людьми какими-либо осмысленными отношениями, например, родства, дружбы, вражды и взаимодействуют с другими людьми, объединяющихся в определенные группы. Предметом социологии являются исследования взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогография, социомедицина, социобиология. Естественные науки помогают социологии объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии и с социальными науками: науки об обществе, предметом которых является социальный мир, изучающие человеческие отношения, включают в себя: антропологию, экономику, политологию, психологию и историю. С политологией её объединяет исследование политических отношений и вопросов власти, гос. управления. С экономикой она граничит, затрагивая сферу социального обращения товаров и услуг, в исследованиях социальных последствий производства, распределения и обмена. Как и антропология, социология делает своим предметом культуру, верования, традиции, но рассматривает их под особым социологическим углом. С психологией ее роднит то, что она исследует личность и ее жизнь в группе. Наконец, в отличие от истории, которая изучает только то, что свершилось и вошло в историю, социология фокусируется на современности, включает в себя социальное планирование и прогнозирование.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |