Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки социологии как науки




Предыстория и социально-философские

Лекция 2. История становления и развития социологии

1.Предыстория и социально-философские предпосылки

социологии как науки

2.Социологический проект О. Конта

3.Классические социоло­гические теории

4.Современные социологические теории

 

В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный.

Донаучный период. Первое представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Позже появились взгляды в средние века таких мыслителей как Никола Макиавелли, Томас Гоббс.

Классический. Его представители: Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, Макс Вебер. Они входят в научный этап развития социологии. Их взгляды включают достижения наук об обществе, приемы и методы конкретно- социологического подхода.

Современный. Начался в 20-е годы ХХ века. В это время центр социологической мысли переместился из Западной Европы в США. С 30-х годов американская социологическая мысль выступает в качестве лидера. В США в Чикагском университете была открыта первая кафедра социологии в 1892 году, а с 1901 г. стал читаться специальный курс «Социология».

В античную эпоху сформировались 2 традиции, объяс­няющие возникновение общества. Согласно первой, общество - это естественное образование; человек - су­щество по природе социальное; вне общества существовать не может. Представитель данной традиции — древнегреческий философ Аристотель. Под общест­вом он понимает любое объединение людей, чем-нибудь со­единенных между собой, считая его необходимым условием. Помимо Аристотеля к идее общества как естественного образования в античности склонялся римский философ и писатель Луций Сенека. В своем сочинении «О благодеяниях» он поет настоящий гимн обществу, доказывая, что оно опирается на при­родные основания и взаимопомощь людей. Согласно другой традиции, общество - это искусственное образова­ние; человек - существо по природе и изначально антисоциальное; естественное состояние человека - внеобщественное. Общество — это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для их блага. Такой точки зрения в античности придерживались Платон, Эпикур, считая общество изобретением человека, основанного на потребностях людей.

Идея единства человеческого рода, понимаемого как «сверхобщество» была продолжена и развита в эпоху сред­невековья. Христианский философ и теолог Аврелий Августин обосно­вал идею единства человечества общностью его происхождения от еди­ного предка - Адама. Человечество разделено на два царства, два вида общества: «град земной» (государство), основанный на грехе и насилии, и «град Божий», где царствуют правда и добро. «Град Божий» - это высшая духовная общность, которая утверждается благодаря христианской церкви. Другой христианский мыслитель, Фома Аквинский доказы­вал, что человек - существо социальное по природе, а общество - естест­венное образование. В средневековой Европе понятие общества носило прежде всего кон­фессиональный характер.

Европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Николо Макиавелли (1469-1527) - итальянский политик и дипломат. Он первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами).

Первый закон гласит: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон гласит: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти.

Следующий шаг сделал английский философ Томас Гоббс (1588-1679).

Что побуждает людей создавать общество? Страх. Взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством… Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но, объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяет, а объединяет людей, вынуждает заботиться о взаимной безопасности. Государство - наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение.

Все люди рождаются равными, и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек существо эгоистичное и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги. Отсюда неизбежность в обществе войны всех против всех: человек человеку волк. Такая война всех против всех, или социальная борьба за выживание, является естественным состоянием рода человеческого. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе.

Иное дело гражданское общество - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах.

У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате общественного договора прекращается война всех против всех. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен защиту от государства.

Важную роль в развитии представлений о государстве и обществе сыграл французский просветитель, правовед и философ Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Он пытался вывести характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй из географических условий. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. К основным сочинениям относят «Персидские письма» (1721) и «О Духе законов» (1748). В книге «О Духе законов» Монтескье изложил теорию форм власти, в основе которой лежали трехчастная схема – «республика-монархия-деспотия». Историческое значение «Духа законов» в формировании современной политической культуры определяют гуманистические идеи Монтескье: осуждение деспотизма, утверждение принципа гражданской и личной свободы, призыв к веротерпимости, политической умеренности, постепенности в проведении любых преобразований. Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII-XX вв.

Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д. Первоначально геополитика понималась в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями. Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах: территории, суверенитете, безопасности государств - акторов международной политики.

Французская социологическая школа. Первой школой, оказавшей на нее огромное влияние, принято считать французскую социологическую школу. В ней выделяются два поколения. К старшему следует отнести двух великих социалистов-утопистов - Шарля Фурье (1772-1837) и Клода Анри де Сен-Симона (1760-1825). Молодое поколение составили два других великих француза – «отец социологии» Огюст Конт (1798-1857) и самый молодой из них Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Сен-Симон отводил исключительную роль в историческом движении обществу индустрии. Смена общественных систем у него происходила под влиянием господствующих форм собственности и производства. Критерием прогресса выступало удовлетворение важнейших жизненных потребностей. Будущее общество рисовалось как огромная добровольная ассоциация людей, основанная на плановой организации производства и обязательном труде ее членов.

Фурье, как и Сен-Симон, резко критиковал существовавший строй, хотя в его суждениях доминировали романтически-утопические мотивы. Его никак не назовешь сторонником «индустриализма». Промышленное общество вызывало в нем открытый и скрытый протест. Не отрицая необходимости разделения труда как экономического института, ведущего к прогрессу общества, Фурье предлагал задуматься о той социальной цене (рост преступности и социальная дифференциация населения), которую приходилось платить за технический прогресс.

Второму поколению французской школы принадлежит слава родоначальников научной социологии. Ее открытие связано с именем Конта. Кроме того, многие историки называют его «отцом индустриальной социологии» (право называться «отцом экономической социологии» принадлежит Веберу). Конт завершил дело, начатое его учителем Сен-Симоном, а именно достроил здание ранней теории индустриального общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.