КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные социологические теории
Классические социологические теории Герберт Спенсер (1820-1903). Ввел идею изменчивости и эволюционизма. Проводил анализ между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. Спенсер считал, что существуют 2 полюса эволюции: военный и промышленный типы устройства общества. Эволюция идет от 1-го ко 2-му. Общество приближается к промышленному типу, характерному дифференциацией, основанной на личной свободе. Социальные революции - это болезнь общества. Таким образом, к концу XIX века, благодаря Конту и Спенсеру в социологической теории были сформулированы принципы, ставшие фундаментом для социологического функционализма. 1) Социальная действительность представляет собой систему. 2) Процессы системы рассматриваются исключительно с точки зрения взаимосвязанности ее частей. 3) Подобно организму система считается ограниченной, в ней действует определенные процессы, направленные на сохранение ее целостности и ее границ. Следующий и более глубокий шаг в развитии научной социологии, особенно в сфере методологии и учении о разделении труда, сделал Дюркгейм. Из социологического позитивизма Сен-Симона и Конта вырос современный функционализм, первым представителем которого явился Дюркгейм. Позитивизм рассматривался ранними социологами в двух смыслах: 1) как синоним научного метода, 2) как противопоставление критической социологии Маркса. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей французской школы, является проблема социальной солидарности. Для социологии нет более гуманной задачи, в теоретическом и в практическом плане, чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями, и не только понять, а предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Не борьба классов, а совместное существование всесторонне развитых личностей (не замкнутых в классовые, профессиональные или кастовые интересы), «солидарное бытие» является у Дюркгейма высшей целью. Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Для ранней стадии характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. Социология Маркса (1818-1883). Место и роль социологии марксизма определяется тем, что функционирование общества в сознании и поведении живущих в нем людей анализируется, прежде всего, через материальные условия их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства. По некоторым оценкам западных социологов сегодня в мире более 1 млрд. людей воспитываются в духе марксизма. Основным пунктом является выяснение состояния производственных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми, в то же время идеи, субъективные переживания (чувства), желания людей являются лишь отражением этих материальных отношений и поэтому не являются решающим фактором общественных перемен. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Движущей силой развития общества выступает противоречие между производственными силами и производственными отношениями, особенно с отношениями собственности. Социология Маркса была отмечена последовательной логикой и системностью, способствующей созданию теоретической картины жизни общества и имевшей в ХХ веке много активных сторонников. Социология Макса Вебера (1864-1920). «Протестантская этика и дух капитализма». Социология Вебера является «понимающей», т.к. она изучает «поведение» личностей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. Действие человека приобретает характер социального действия, если в нем присутствуют 2 момента: 1) Субъективная мотивация действия, 2) Ориентация этого действия на другого или других. 4 типа социального действия: 1) Традиционное – это действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим почти автоматический характер, минимальным, опосредованным, мысленным и целеполаганием. 2) Аффективное – это действие с доминированием эмоционального состояния действующего субъекта (гнев, страх, страсть, любовь), минимальная осмысленность. 3) Целерациональное – это действие характеризуется ясностью осознания действующим субъектом своей цели и достижение ее рационально-осмысленными средствами. 4) Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого этого поведения своей самодостаточностью. Оно всегда определяется заповедями и требованиями (религиозными, этическими или иными), в подчинении которым действующий субъект видит свой долг. Лишь 3 и 4 действия относятся к социальному, т.к. имеют дело с осознанным смыслом. В ранних обществах преобладали 1 и 2 типы, а в индустриальном – 3 и 4, причем с доминированием 3-го.
Социология - это мультипарадигмальная наука. Социологи руководствуются разными теориями, каждая из которых имеет свои методологические и методические принципы. Все социологические парадигмы по характеру методологических подходов к анализу общества можно разделить на 2 большие группы: 3) Структурная парадигма, которая рассматривает организацию, функционирование и развитие общества как единого целого на макроуровне. 4) Интерпретационная, которая делает акцент на изучении интерпретации человеческого поведения, изучает общество на микроуровне. Структурный функционализм. Основатель этой теории - Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (Р. 31.07.1944). Общество – это система взаимозависимых структур, которые вместе образуют единое целое. Общество развивает свои институты, которые адаптируются к внешней среде и обеспечивают этим выживаемость всей системы. Дисфункциональная форма поведения и институты угрожают самовыживанию общества и поэтому подлежат к контролю и устранению. Конфликтная парадигма. Основатели - выдающийся ученый, англо-германский социолог Ральф Дарендорф (1.05.1929), американский социолог Льюис Козер (27.11.1913-2003), американский социолог Роберт Миллс (1916-1962). Общество рассматривается как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группа людей с разными интересами и одни извлекают для себя пользу за счет других. Из-за существования различных интересов, неравномерности распределения ресурсов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Социальная жизнь – это нескончаемый процесс борьбы за власть. Социальные структуры закрепляют преимущество одних социальных групп по отношению к другим. Группы, находящиеся наверху социальной иерархии так организуют свое общество, чтобы поддержать и укрепить свое господство. Конфликтные теории бывают 2 видов: марксистские и немарксистские. Марксистские обращают больше внимания на экономические факторы в социальных конфликтах, а немарксистские - на всю систему многообразных факторов конфликта. 2 группа – интерпретационные парадигмы. Социологу в первую очередь необходимо понять и интерпретировать поведение людей и раскрыть те значения, которые сами люди придают этому поведению. Символический интеракционизм. Основателем является американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931). Эта теория возникла в 20-е годы 20 века. Общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. Эта теория делает акцент на смысле, который вкладывают действующие лица – акторы, когда вступают во взаимодействия или интеракцию. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто означают предмет или явление, но предполагают определенную реакцию на них. Социальное действие не несет заранее определенного смысла, социальные смыслы постоянно изменяются и варьируются. Для интерпретации данного социального акта необходимо понять смысл поведения тех, кто осуществляет данный акт. Феноменологическая теория. Основатели - австрийский социолог Альфред Щюц (1899-1959), американский социолог Питер Бергер (17.03.1929), немецкий социолог Томас Лукман (1927). Основное внимание сосредоточено на внутреннем человеческом сознании, на способах которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явления. Основная задача феноменологической социологии – анализ и описание повседневной жизни и связанных с ним состояниях сознания. Разновидностью феноменологической теории является этнометодология, автор - американский социолог Гарольд Гарфинкель (1917). Акцент на изучение методов, используемых людьми для воспроизводства социального мира. Социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Этнометодологи утверждают, что социальные реалии – это конструкции и интерпретации самих людей. Психоаналитическая теория. Немецкий социальный психолог Э. Фромм (1900-1980) выделяет точки опоры современного человека, которые на самом деле не дают ему уверенности: 1) Собственность, 2) Власть, престиж, 3) Семья, 4) Национальная гордость. Существуют попытки ликвидировать разрыв между микро- и макросоциальными парадигмами. Интегральная социология русско-американского социолога Питирима Сорокина (1889-1968) изучает общество, общественные явления, взаимоотношения индивида и групп людей с обществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложных движениях: по горизонтали, вертикали и в виде колебаний или флуктуации (отклонение от нормы).
Социологические парадигмы
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |