КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физические свойства
Физико-химические свойства груза Физико-химические свойства характеризуют состояние груза, его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на подвижной состав, складские емкости, погрузочно-разгрузочные машины и устройства, другие грузы, а также на здоровье людей. От физико-химических свойств в значительной степени зависят выбор условий перевозки, погрузки, выгрузки и хранения груза и основные требования к его таре и упаковке. Гранулометрический состав навалочных и насыпных грузов характеризует распределение кусков или частиц по крупности, определяемой их линейным размером К в мм. По этому показателю навалочные грузы делятся следующие категории: особо крупные (К>320), крупнокусковые(160<К≤320), среднекусковые (60<К≤160), мелкокусковые (60<К≤160), крупнозернистые (2<К≤10), мелкозернистые (0,5<К≤2), порошкообразные (0,05<К≤0,5), пылевидные (К < 0,05). Гранулометрический состав груза определяет выбор способа погрузки-выгрузки и оказывает значительное влияние на такие свойства грузов, как сыпучесть, гигроскопичность, способность к слеживанию, смерзанию, уплотнению. Сыпучесть - способность навалочных грузов смещаться (пересыпаться) под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия (степень подвижности отдельных частиц и всей массы навалочного груза). Сыпучесть груза характеризуется величиной угла естественного откоса α в состоянии покоя. Угол естественного откоса равен углу между образующей конуса и плоскостью основания штабеля при высыпании навалочного груза на эту плоскость. Величина угла естественного откоса зависит от рода груза, формы, размера, шероховатости однородности частиц груза, влажности груза, способа и высоты отсыпки, состояния покоя или движения. При воздействии на груз динамических нагрузок, особенно вибраций, угол естественного откоса может снижаться до нуля. С ростом влажности груза возрастают и силы сцепления частиц в массе груза. У некоторых грузов при увеличении влажности до критического значения происходит вначале увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц, приводящее к обвалу штабеля. Слеживаемость - способность навалочного груза полностью или частично утрачивать свойство сыпучести в процессе хранения или транспортирования. Слеживаемости подвержены рудные концентраты, уголь, минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, различные соли, торф, сахар, цемент и т.д. На степень слеживаемости оказывают влияние однородность гранулометрического состава, форма и особенности поверхности частиц груза: влажность и гигроскопичность груза, длительность хранения и перевозки, высота штабеля и другие факторы. Основными причинами слеживаемости являются спрессовывание частиц груза под давлением верхних слоев, кристаллизация солей из растворов и переход соединений вещества из одного состояния в другое, химические реакции в массе груза. При неоднородности гранулометрического состава мелкие частицы груза располагаются между крупными, число точек соприкосновения возрастает, повышается степень слеживаемости. Для снижения степени слеживаемости навалочных грузов необходимо, чтобы в массе груза был однородный гранулометрический состав, а у его отдельных частиц была гладкая поверхность, близкая к шаровидной форме. Однородность гранулометрического состава можно получить путем грохочения (просеивания) груза через набор сит (решеток) с отверстиями разного размера. Способность груза к слеживаемости возрастает при наличии в его массе в воде примесей. Если слеживаемость обусловлена давлением верхних слоев груза. Степень слеживаемости возрастает с ростом влажности груза. В хорошо растворимых грузах повышение влажности приводит к образованию насыщенного раствора, при высыхании которого образуется прочная монолитная корка. В некоторых грузах влага стимулирует химические процессы, способствующие слеживаемости. Сильному слеживанию подвержены все гигроскопичные, растворимые в воде грузы. При резких сменах температуры и влажности окружающей среды слеживаемость груза увеличивается. Для предотвращения или замедления процесса слеживаемости грузы хранят в условиях, уменьшающих поглощение влаги. Гигроскопичные грузы упаковывают во влагонепроницаемую тару, другие грузы плотно покрывают брезентом, пленками и другими материалами. Сводообразование - зависание частиц некоторых видов навалочных грузов над выпускным отверстием бункера, разгрузочным люком подвижного состава и т.п. Образование свода происходит в результате зацепления движущихся частиц груза за частицы, находящиеся в состоянии покоя. Сводообразование зависит от гранулометрического состава груза, его влажности и является частным случаем слеживаемости. Скважистость - наличие свободного пространства (пустот) между частицами груза, оценивается коэффициентом скважистости. где Vш - геометрический объем штабеля груза, м3; Vгр - объем груза без учета суммарного объема пустот между отдельными частицами, м3. Величина Ес характеризует воздухопроницаемость груза. Пористость — наличие внутренних пор и капилляров в массе груза, оценивается коэффициентом пористости где Vk - суммарный объем внутренних пор и капилляров в массе груза, м3. Уплотняемость - способность груза к уплотнению под действием разных нагрузок, оцениваемая коэффициентом уплотнения V'гр, V"гр - объем груза соответственно до и после уплотнения, м3. Степень уплотнения зависит от гранулометрического состава, скважистости и пористости груза. Она является важным фактором повышения статической нагрузки автомобиля. Распыляемость - свойство насыпных грузов, заключающееся в способности мелких частиц находиться длительное время в воздухе во взвешенном состоянии и переноситься воздушными потоками от места хранения, погрузки, выгрузки или с транспортного средства на значительные расстояния. Значительным пылением при перегрузочном и перевозочном процессах обладают уголь, цемент, мука, зерно, глинозем и другие грузы. Сильное пыление грузов затрудняет работу людей, вызывает необходимость применения защитных мер (марлевых повязок, респираторов, противогазов и т. д.). Органическая и металлическая пыль в определенной концентрации способна к воспламенению и взрыву под действием любого внешнего источника огня. Кроме того, распыление приводит к потерям продукции и загрязнению окружающей среды. Чем больше дисперсность (степень измельчения частичек) пыли, тем выше ее химическая активность, адсорбционная способность (поглощение из окружающей среды газов, паров и радиоактивных веществ), склонность к электризации статическим электричеством, тем ниже температура самовоспламенения и значение предельно допустимой концентрации (ПДК). Для предотвращения распыления грузов необходимо использовать специализированный подвижной состав и погрузочно-разгрузочные устройства, устанавливать фильтры в вентиляционных устройствах складов пылящих грузов, покрывать поверхность грузов пленками и использовать другие способы в зависимости от вида груза. Например, при перевозке угля с пылевидными фракциями автомобильным транспортом в зимний период следует поливать водой верхний поверхностный слой угля для образования угле-ледяной корки (гидрообеспыливание). Пылеемкость - способность грузов легко поглощать пыль из окружающей среды. Поглощение пыли приводит к порче и ухудшению товарного вида продукции. Повышенной пылеемкостью отличаются волокнистые материалы, ткани, меховые изделия, грузы повышенной влажности и т. д. Для предотвращения поглощения пыли необходимо использовать пыленепроницаемые материалы для упаковывания продукции повышенной пылеемкости. Абразивность - способность грузов истирать соприкасающиеся с ними поверхности подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин. Абразивность зависит от твердости и острокромчатости (наличие острых режущих граней) частиц груза. Твердость минералов оценивается по минералогической шкале твердости (шкала твердости Мооса), которая представляет собой набор стандартных минералов (эталонов), служащих для определения относительной твердости минерала методом царапания по десятибалльной шкале. За эталоны приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастания твердости (табл. 7). Таблица 7 Минералогическая шкала твердости
В зависимости от твердости частиц грузы делятся на малоабразивные с твердостью до 2,5 баллов; среднеабразивные - свыше 2,5 до 5 баллов, высокоабразивные — свыше 5 баллов. Высокой абразивностью обладают, например, цемент, минерально-строительные материалы и т.д. При работе с абразивными грузами необходимо принимать меры к предотвращению пыления и попадания частиц на трущиеся детали подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин. Хрупкость - способность некоторых грузов при механическом воздействии разрушаться, минуя состояние пластических деформаций. При пополнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортных операций необходимо хрупкие грузы укладывать и закреплять, избегать бросков, ударов, падений отдельных грузовых мест и т.д. Тара и упаковка таких грузов должны быть исправными и обеспечивать их сохранность от разрушения. К хрупким относятся изделия из стекла и керамики, различная аппаратура, приборы, шифер и т.д. Вязкость (внутреннее трение) - свойство жидкостей и газов сопротивляться действию внешних сил, вызывающих их течение. Вязкость характеризует внутреннее трение и объясняется силами молекулярного сцепления. Различают динамическую, кинематическую и условную вязкость. На практике вязкость часто измеряют на вискозиметре Энглера. Гигроскопичность - способность грузов содержать в своем составе влагу и при определенных условиях отдавать ее или дополнительно поглощать из воздуха. Транспортное состояние гигроскопических грузов во многом определяется их сорбционными свойствами. В общем случае под сорбционными свойствами (сорбцией) понимается способность твердых тел или жидкостей поглощать какое-либо вещество из окружающей среды.. В процессе хранения и транспортирования сорбционные явления оказывают влияние на качество многих грузов, особенно гигроскопических и воспринимающих посторонние запахи. Способность грузов поглощать влагу из воздуха объясняется разными причинами, зависящими от форм связи влаги с веществом. Так, например, карбид кальция, негашеная известь поглощают влагу вследствие своей химической активности. Гигроскопичность соли и сахар; объясняется их растворимостью в воде при увлажнении путем адсорбции на поверхности соли и сахара образуется раствор, который проникает в массу груза вследствие разности концентрации растворенного вещества (свободная конвекция). Хлопок, шерсть, зерно поглощают влагу вследствие сгущения водяных паров (активность воды) на больших внутренних поверхностях. Интенсивность поглощения влаги грузами зависит от изменения температуры, влажности и скорости движения воздуха, от площади поверхности груза, соприкасающейся с воздухом, от пористости, скважистости и температурного запаса груза. Если груз содержит большее количество влаги, то он находится в подмоченном состоянии. Влажность груза - процентное содержание влаги в массе груза. Влага может содержаться в массе груза в свободном и связанном состояниях. Различают абсолютную, относительную и кондиционную влажность груза. Кондиционная влажность различных грузов, при которой сохраняются качественные характеристики, устанавливается стандартами, техническими условиями, регламентами и другими нормативными материалами. Отклонения влажности грузов от кондиционных значений приводят к порче или потере качества продукции. Чтобы сохранить кондиционное состояние груза при хранении и транспортировании, надо либо надежно защищать груз от воздействия влаги окружающего воздуха (герметизацией упаковки), либо осушать воздух в окружающей среде (кондиционированием воздуха). Липкость грузов - свойство навалочных грузов задерживаться на поверхности твердых тел. Налипание груза на внутреннюю поверхность кузовов автотранспортных средств, бункеров и на рабочие органы погрузочно-разгрузочных машин и устройств снижает производительность работы, требует дополнительного времени на очистку кузовов от прилипших грузов.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |