Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская философия XIX - XX веков




Лекция пятая

 

Духовное завершение восемнадцатого века, на наш взгляд, не совпадает с темпоральным. Век войн и революций, еретических учений и страшного кровопролития завершился, по сути дела, лишь в 1815 году, когда гений Наполеона был окончательно повержен, и европейские державы договорились о новом мировом порядке. Порой сборище пигмеев может победить великана. Пришел конец страстям, людям и идеям века восемнадцатого. Девятнадцатый век был скучен. Конечно же, и на протяжении девятнадцатого столетия хватало и войн, и революций, и интриг – но все это не могло изменить кардинально глобальную политическую ситуацию. Но в философии претенциозные мыслители пытались опровергнуть классические системы прошлого, прежде всего величественные фигуры классиков немецкого идеализма. Эти попытки хотя в целом и заканчивались неудачей, но приводили порой к интересным результатам. Еще в большей степени обострился интерес к человеческой личности. В середине и в конце девятнадцатого века философы начали больше внимания уделять свободе, как личной, так и общественной. Свободе противостоит детерминизм – представление о том, что все происходящее определяется естественными законами, божественным планом или природой человека. Многие идеи об обусловленности несовместимы с представлением о личной свободе.

Большинство философских учений XIX века разрабатывались именно для решения проблемы человеческой свободы. Определяющим для духовного климата эпохи был мощный взлет естественных наук и техники. Именно на нем была основана оптимистическая вера в почти неограниченные возможности человека по переустройству мира. В пику рационализму XVIII века возникают различные иррационалистические учения, одновременно и проповедующие веру в человеческую мощь, и подчеркивающие трагичность человеческого существования в этом мире. В этом контексте выделяется фигура Фридриха Ницше (1844 – 1900) – филолога и философа, произведения которого отличаются трагическим надрывом, прекрасной художественной формой и парадоксальными идеями. Талант его был неординарен и огромен. Почитайте прекрасно написанную книгу И. Гарина «Ницше» и узнайте побольше об этом мыслителе и его неординарной философии. Лозунгом его жизни был клич: «Живи опасно!». Его судьба необычна. В 25 лет он стал профессором, а уже в 30 лет вынужден был прервать свою академическую карьеру из-за болезни глаз. Позже Ницше заразился сифилисом, который привел его к душевной болезни.

Всех людей Ницше делил на большинство, кои составляют стадо, и немногих Сверхлюдей, которые представляют будущее человечества. Личность нельзя определить, потому что всякое определение накладывает некоторые границы. Также нельзя и описать путь к достижению состояния сверхчеловека. Лишь сопротивляясь гнету стада можно найти путь к сверхчеловеку и тем самым осуществить возможность новой жизни. Наследие Ницше было во многом превратно истолковано немецким национал-социализмом, считавшим философа своим духовным предтечей, не в последнюю очередь именно благодаря стараниям его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше. Сам же философ довольно скептически относился к соотечественникам и ни в коей мере не усматривал в немцах, равно как и в каком-либо другом народе, рассадник для «белокурых бестий». Последние понимались как человеческий идеал. Это то, чем человек должен стать когда-нибудь, то есть просто красивая метафора, как и все искусство. Творчество Ницше – образец философии, ориентированной эстетически и лирически. Его поиск синтеза между дионисийским миром желания и аполлоновским миром мудрости («Рождение трагедии из духа музыки»), отказ от христианской или «рабской» морали («Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла»), его «переоценка ценностей», заменяющая теории готовых ценностей творческой моралью, его теория «сверхчеловека» («Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали», «Сумерки богов»), так же как теория «вечного возвращения» событий человеческой жизни, - таковы основные темы мысли этого трагического и необычайно плодотворного мыслителя.

Датчанин Сёрен Кьеркегор (1813 – 1855) начинает свою философию с вопроса: «Как мне, существующему субъекту, вступить в отношения с Богом?» Он указывал на первостепенную важность религии еще и потому, что для него показательным был пример его отца, который изменял своей жене, а потом она и несколько братьев и сестер Кьеркегора умерли. Это оказало на отца огромное влияние, которое передалось и сыну. Кьеркегор считается основоположником экзистенциализма (от слова «экзистенция», означающего на поздней латыни «существование»), ибо считал, что для ответа на этот вопрос необходимо выяснить конкретные обстоятельства существования отдельного человека, то есть «понять самого себя в ситуации существования».Кьеркегор безусловно утверждает ценность индивидуальной жизни и ее несводимость к чему-либо. Его воззрения стали источником противостояния системе как таковой, прежде всего, системе Гегеля. Для Кьеркегора философия также была искусством. Он называл себя «поэтом религии». Его рефлексия не отрывалась от превратностей его собственной жизни, и фигура его невесты Регины Олсен вновь и вновь появляется на страницах его произведений. Анализ тоски, одиночества, судьбы выливается в философию человека перед лицом Бога и времени, человека, соприкасающегося с вечностью. Его концепция этапов жизненного пути: эстетической (или чувственной) стадии, этической (или философской) и религиозной – стала классической. Мысль Кьеркегора оказала глубокое влияние на философию XX века (Хайдеггер, Ясперс, Барт, Сартр).

Основные произведения Кьёркегора: «О понятии страха», «Этапы на жизненном пути», «Ненаучный и окончательный постскриптум к «Философским крохам»».

В противоположность Ницше и Кьеркегору, выражавшим свои философские идеи в прекрасной художественной форме, француз Огюст Конт (1798 – 1857) создавал свои труды нарочито академическим, даже к тому времени устаревшим научным языком. Он был математиком по образованию, поэтому для его произведений «Позитивная философия» и «Основы позитивной политики» характерен стиль сухого и скучного математического трактата. И все же сердце математика-сухаря было покорено, когда уже в 46-летнем возрасте он встретил Клотильду де Во, которую полюбил романтической и платонической любовью. После смерти возлюбленной Конт ударился в мистицизм и религию.

Цель научно-теоретических исследований Конта – решение вопроса о развитии, структуре и функциях знания в рамках общества. Позитивизм представляет собой конечную стадию развития человечества, которое постепенно поднималось от «теологической стадии», на которой все объясняется в терминах магии, к «стадии метафизической», где объяснение довольствуется словами (например, логика схоластов: «Почему мак усыпляет? В силу своей усыпительной способности»), и, наконец, к «позитивной стадии», на которой объяснить – значить «узаконить». Человеку ведом лишь опыт и ничего больше. «Существует лишь одна абсолютная максима; это то, что нет ничего абсолютного». Конт признается основателем социологии, которую именовал «социальной физикой», просто применяя методы физики к обществу.

Труды Анри Бергсона (1859 – 1941) были написаны таким живым и сочным французским языком и пользовались такой популярностью, что даже Гитлер после знаменитого молниеносного разгрома Франции в 1940 году не решился на репрессии по отношению к знаменитому мыслителю, хотя он и был евреем по национальности. Бергсон стал лауреатом Нобелевской премии по литературе за свой замечательный труд «Творческая эволюция». Чтение Бергсона не только обеспечивает здоровой пищей ум, но и дает эстетическое наслаждение. Его труды: «Материя и память», «Введение в метафизику. Смех», «Непосредственные данные сознания», «Вопросы философии и психологии». Бергсон рассматривал жизнь в космическом плане. В основе всего он видел творческий порыв, развертывание жизненного процесса, вечное изменение, творчество. Думается, что многие воззрения Бергсона инспирированы духом немецкой классической философии и литературы и, прежде всего, гением Гёте. Как и немецкий гений, Бергсон, хотя и был сам математиком по образованию, считал, что чрезмерное применение математики в естествознании приносит лишь вред и губит живую душу природы, ибо живое трудно постичь с помощью абстракций и мертвых формул. Способ постижения длительности и бренности мира – интуиция, которую Бергсон считает основой философии и науки. От интеллекта нельзя идти к интуиции, а вот обратный путь – от интуиции к интеллекту – возможен. Философия движется от интуиции к понятиям. С помощью этого выявляется подлинное значение этих понятий. Философия – в первую очередь знание интуитивное, поэтому философия – более искусство, нежели наука.

Постепенно философия становилась все более и более сложной наукой, особенно по мере приближения к XX веку. В центре внимания оказывались вопросы о природе сознания, общества, языка, логики и культуры. Эти темы стали настолько сложны, что они уже не могли быть просто частями одной философской системы. Вместо этого они стали самостоятельными областями научного знания, со своими собственными методами, теориями и способами осмысления действительности. Учения философов, в которых они каждый по-своему пытались ответить на жгучие вопросы современности и объяснить бытие, стали все более и более не походить друг на друга. В качестве предельных оснований человеческого бытия и определяющих его, назывались, в частности, сексуальная жизнь (фрейдизм) и экономика (марксизм).

Австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) не думал создавать философское учение. Первоначально его интересовал сугубо практический вопрос лечения психических заболеваний. Он наблюдал случаи истерии, которые вылечивались с помощью применения гипноза и поиска того, что послужило исходной причиной эмоционального шока. Это шок был чаще всего связан с событиями сексуальной жизни. Это наблюдение легло в основу его доктрины – фрейдизма, объясняющей почти все психические заболевания исходя из примитивного либидо («сексуальной тенденции») и принципов его метода – психоанализа, который борется со всеми заболеваниями простым анализом бессознательного: доведение до сознания предстает как избавление и возврат к нормальному состоянию. Бессознательное – часть психики, которая содержит неконтролируемые сознанием мысли и желания. Эти желания подавляются или отрицаются сознанием и вытесняются в бессознательное, потому что общество считает их неприемлемыми. Скажем, сны, по Фрейду, являются закодированными посланиями, создаваемыми бессознательной частью психики. По Фрейду, личность индивида определяется отношениями ребенка с матерью от рождения до трех лет. Но те заболевания, которые может вылечить психоанализ, обычно связаны с подростковой сексуальностью. Последователи Фрейда, по сути дела, и создали фрейдизм именно как философское учение. Но чрезмерное возвеличивание сексуального элемента в объяснении бытия справедливо подвергалось и подвергается сомнению многочисленными критиками. Сами же работы Фрейда интересны, легко читаются. Начните с «Введения в психоанализ», затем прочтите «Лекции о психоанализе». Стоит отметить «Толкование сновидений», «Тотем и табу». Из последователей Фрейда стоит упомянуть Э. Фромма, К. Юнга, Г. Маркузе, А. Адлера.

Марксизм – учение не только философское, но и экономическое. Основатели его Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – талантливые и разносторонне одаренные личности. Выходец из еврейской семьи Маркс как человек был крайне непривлекательной личностью, хотя обладал огромной силой воздействия на людей, почти гипнотической. Маркс начинал как поэт-романтик. Его женой стала немецкая аристократка Жени фон Вестфален, которой он постоянно изменял с горничными, умножая число незаконнорожденных детей. Своих родителей Маркс ненавидел. Когда умерла одна из подруг Энгельса, он высказался, что гораздо лучше было бы, если бы умерла его собственная мать. Всю свою жизнь он критиковал капиталистическую эксплуатацию, но это не мешало ему жить на доходы от фабрики, принадлежащей Энгельсу, который драл с рабочих три шкуры. В философии вообще редко бывает, чтобы сами мыслители жили в соответствии с тем учением, которое они проповедуют. В советское время марксизм, измененный Лениным и Сталиным, признавался в нашей стране официальной идеологией. После падения Советской власти марксизм подвергся острой, подчас не совсем справедливой критике. Парадокс, но в СССР и странах «реального социализма» подлинный марксизм был фактически под запретом. Допускалась лишь одна форма его существования - ленинско-сталинская. Марксизм же представляется гораздо более сложным и глубоким учением, нежели его отечественная интерпретация. Маркс был один, а марксистов - несчетное количество. Закрывать глаза на гуманистическую составляющую в марксизме было бы глупо. Лучше лозунга «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» в социальных теориях современности, на наш взгляд, не было создано. Недаром по поводу марксизма Ж. П. Сартр оставил следующее афористичное высказывание: «Тот, кто претендует на преодоление марксизма, в худшем случае вернется к домарксовой теории, а в лучшем - вновь откроет для себя мысли, которые содержатся в философии, которую он надеялся превзойти».[31]

Маркс принял точку зрения Гегеля на историю как на процесс, который ведет к свободе. Но в то время как Гегель думал об интеллектуальной свободе, Маркс имел в виду свободу экономическую и политическую. Маркс был материалистом и считал, что бытие людей определяет их сознание. Человеческая история, по Марксу, состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга этапов – общественно-экономических формаций, каждая из которых состоит из базиса (экономики) и надстройки (идеологии, политики, культуры и т. д.). Когда производительные силы общества перестают соответствовать производственным отношениям, наступает смена формаций. По Марксу, общественно-экономических формаций пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (две стадии: социализм и собственно коммунизм). При социализме, главной максимой которого является принцип «От каждого по способностям, каждому – по труду», исчезает эксплуатация человека человеком. При коммунизме все блага жизни должны политься полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого по способностям, каждому – по труду». Именно на осуществление этого красивого идеала и были направлены энергия и сила очень многих достойных людей в различных странах мира. Но результат их стремлений был далек от планировавшегося. И, что самое главное, - средства, которые использовались для достижения прекраснодушных идеалов, порой были противны самой природе человеческой.

Маркс, прежде всего, был талантливый экономист. Вершиной среди его работ по экономике является «Капитал» - грандиозный труд, второй и третий тома которого были созданы Энгельсом из оставшихся после Маркса материалов и изданы благодаря его кропотливому труду. Энгельс вообще часто незаслуженно остается в тени своего гениального друга, хотя именно как философ он, на наш взгляд, выглядит более выигрышно. Стиль трудов Маркса и Энгельса блестящ и полемичен, сам Маркс справедливо и без ложной скромности охарактеризовал его: «наша бойкая и веселая проза». Работы «Святое семейство», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» заслуживают и сегодня самого пристального внимания и изучения.

Ушедший двадцатый век дал миру немало имен, которые достойно продолжили лучшие традиции экзистенциализма. От пережитых человечеством двух мировых войн больше всего пострадала Европа. Европейские интеллектуалы стремились осмыслить такие предельные ситуации для человеческого существования, как страх, ужас, любовь, ненависть. Экзистенциализм - это учение о бытии, существовании человека в мире, то есть онтология. Для экзистенциалистов человек существует в мире, вопрос о самостоятельном существовании природы для них вторичен. Природа дана человеку изначально. Большинство философов-экзистенциалистов вошли в историю и как первоклассные писатели, которые в своих произведениях рассматривали проблемы единства субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед непознанным и движение к этому непознанному. Во Франции творили такие звезды первой величины, как Альбер Камю и Жан-Поль Сартр.

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) считается первым представителем современного экзистенциализма во Франции. Наиболее рельефно он выразил свои взгляды в романах «Тошнота» и «Стена», в трудах «Бытие и ничто» и «Критика диалектического разума». «Человек обречен быть свободным», - считал Сартр. Человек волен сам управлять своей жизнью, жизнь – это череда ситуаций свободного выбора. Экзистенциализм Сартра переходит в мораль, считающую себя гуманистической. Основные ее ценности: «жизненная позиция» и «ответственность». Философия истории Сартра довольно близка к марксизму, но в ней подчеркивается несводимость свободной инициативы человека к исторической необходимости. Фактически Сартр предложил своеобразный синтез марксизма и индививидуализма.

Альбер Камю (1913 – 1960) стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он не завершил свое философское образование, но получил известность как журналист. Диапазон его творчества распространяется от патетического и символического романа об условиях человеческого существования (роман «Чума») до театра абсурда (пьеса «Калигула»). Абсурд жизни, бессилие человеческого разума перед событиями, происходящими в мире, неизбежность смерти – основные составляющие его мировоззрения, ярко проявившиеся в «Мифе о Сизифе», который читается «на одном дыхании». И все же Камю сохраняет за современными характеристиками экзистенции безмятежное отношение к человеку, окрашенное своеобразным оптимизмом, ибо абсурду мира человек противополагает свою веру в себя и твердую волю к реализации самых высоких моральных ценностей.

В Германии ведущим представителем экзистенциализма считается Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) – германский мастер со сложной судьбой. В отличие от многих немецких интеллектуалов он приветствовал приход к власти в 1933 году национал-социалистов во главе с Гитлером. Он стал членом НСДАП, гитлеровской партии, и верно служил нацистам вплоть до 1945 года, ибо видел в национал-социализме возрождение подлинного народного духа. Хайдеггер создал для своих произведений особый философский язык, его философию часто называют фундаментальной онтологией. Именно благодаря деятельности человека для него открывается мир, он постигает истину, скрытую суть вещей. Человек понимает мир, и реализуется это понимание в языке. Язык – дом бытия и жилище человека. Фактически, учение Хайдеггера посвящено прежде всего бытию человека в мире как существа, обладающего сознанием. Основные труды Хайдеггера: «Бытие и время», «Ницше», «Кант и проблемы метафизики», «Сущность истины», «Разговор на проселочной дороге». Полное собрание его сочинений достигает 100 томов.

Постмодернизм изначально возник во Франции, но уже с 70-х годов XX века стал распространяться по всему миру. Самое поразительное, что определить, что же такое постмодернизм, невозможно, ибо он никогда не существовал как единое целое ни в искусстве, ни в литературе, ни в философии. К постмодернистам обычно относят столь непохожих друг на друга мыслителей, как Жак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко, Ричард Рорти, Жан Льотар. Постмодернисты заговорили о необходимости критики реальности, истины, языка, человека, истории, знания, философии… Критике подвергалось все. Но критиковать и злобствовать всегда легче, а вот выдвинуть что-то свое значительно сложнее. Для постмодернистов не существует никаких правил, ибо «все позволено». А если все позволено, то знать нужно для того, чтобы забыть. Не нужно быть ни к чему привязанным. Мораль, человечность и тому подобное – все это бред. Но главный объект критики, а, порой, и ненависти со стороны постмодернистов является человек, причем именно «человек разумный», Человек «с большой буквы». Делез продолжил критику концепции самосознания человека, получившего классическое выражение в чеканной формуле Декарта «Cogito ergo sum». Изобретается новая формула: «Я говорю – следовательно, я существую». Мысль заменяется «говорением». Но ведь и попугай в клетке говорит, старательно имитируя звуки человеческой речи, вот только понимает ли он, о чем «говорит»?

Сознательно из анализа человека вытравливается именно Человеческое, а на его место постмодернисты старательно проталкивают всякую похабщину. Делез говорит об этом открыто: «Все, что пишется – ПОХАБЩИНА» (то есть, всякое зафиксированное или начертанное слово разлагается на шумовые, пищеварительные или экскрементальные куски)»[32]. Отметим, как Делез неравнодушен к экскрементам, постоянно упоминаемым на страницах его писаний. Особенная его страсть – размышления об анусе и всем том, что с ним связано. К слову стоит заметить, что практически все деятели постмодернистской философии были людьми нетрадиционной сексуальной ориентации (Фуко даже умер от СПИДа), поэтому этот орган человеческого тела чрезвычайно волновал их и побуждал к утонченной, на их взгляд, рефлексии.

Нравственное безразличие к людским страданиям, моральное уродство и социопатию многие постмодернисты возводят в ранг добродетели. Мораль – архаичное понятие. Безразличие в глобальном, космическом плане – вот их идеал. Люди технократической цивилизации, оторванные от живительных источников живой природы и лишенные культурных корней, - адепты постмодернизма. Постмодернизм – это не философия, это ее конец. Ибо где здесь «любовь к мудрости»? Может быть, в рассуждениях о фекалиях? Постмодернизм – философия циничных, разочаровавшихся в жизни интеллектуалов, лишенных подлинно национальных корней, той почвы, на которой только и может вырасти Человек. В современной России манкуртизм возведен в ранг государственной политики, ибо «иванами родства не помнящими» манипулировать легче. Приходят в упадок подлинные история, философия, искусствознание. Деятельность не замирает, но это деятельность суетливая, дьявольская, она – не от Бога.

Некоторые течения постмодернизма содержат в себе ряд смелых и оригинальных идей, но идеи эти чрезвычайно трудно распознать и выявить из того словесного мусора, который нагроможден на философском пространстве постмодернизма. Скажем, резким контрастом по сравнению с пессимистически настроенными постмодернистами является оптимистическая философия Ричарда Рорти, признающая многие традиционные ценности. Но в целом, постмодернизм, на наш взгляд, – вырождение философии и всякой культуры вообще. Постмодернизм – это отнюдь не безобидная игра интеллектуалов. Это отрицание культурного наследия прошлого и глумление над ним. Это и глумление над человеком, его моралью, над всем тем, что отличает человека от животного. Это – призыв к откату назад, к пробуждению в человеке животных инстинктов, ко всему разрушительному и деструктивному. И самое печальное, что лекарства против этого нет, а насилием и запретами здесь ничего не добьешься. Для человечества вновь «распалась связь времен» и вопрос, сможет ли человечество мощью культуры прошлых веков победить современные деструктивные тенденции, остается пока без ответа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.