Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Старший школьный период




Средний школьный период.

Младший школьный период.

Дошкольный период.

Период раннего детства.

Развитие в 1-й год жизни.

Педагогическая возрастная периодизация.

Становления и развития личности

Тема 2. Психолого-педагогические концепции

1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».

2. Модель Шарлотты Бюлер 5 «стадий жизни».

1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».

 

Понятие «возраста» в широком смысле имеет разновидности:

1. Паспортный возраст исчис­ляется с даты рождения.

2. Биологический возраст опре­деляется степенью физической (соматической) и половой зре­лости человека. Несоответствия био­логического и паспортного возраста наиболее ярко проявляются в период полового созревания. Разность соотношений биологи­ческого и паспортного возраста у подростков:

· акселераты (чей био­логический возраст превосходит пас­портный);

· ретарданты (биологиче­ский возраст меньше паспортного)

· «биологические ровесники» своего паспортного возраста.

3. Интел­лектуальный и психоло­гическийвозраст:

· Интеллектуальный возраст - степень соответствия интеллектуального развития субъекта возрастным нормам;

· Психологический возраст - степень развития характеризует «уравновешенность» осознания человеком прошлого и будущего.

Под возрастом в узком смысле по­нимают временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида, субъекта, личности и индивиду­альности.

 

2. Модель Шарлотты Бюлер «5 стадий жизни».

 

В модели Ш.Бюлер основной критерий выделения стадий жизни - особенности целеполагания, то есть то, как человек ставит перед собой жизненные цели и достигает их. Эта модель включает пять стадий:

I стадия - детство (0-15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают взрослые. Сам он не ставит перед собой целей.

II стадия - юность (15-20 лет) - стадия перехода от детства к взросло­сти, когда человек пытается создать собственный сценарий жизни. Это возраст постановки больших самостоятельных це­лей.

III стадия - взрослость (20-40-45 лет) - Данная стадия жизни ха­рактеризуется зрелым целеполаганием. Человек ставит перед собой как близкие, так и дальние цели в про­фессиональной карьере, семье, и т.д.

IV стадия – «солидный воз­раст» (45-65 лет), - Человек ставит перед собой меньше целей, но каждая из этих целей тщательно взвешена, продума­на.

V стадия – «преклонный воз­раст» (от 65 лет) - стадия подведения итогов жизни, когда человек обозрева­ет свою жизнь как целое.

 

  1. Педагогическая возрастная периодизация.

Выде­ляются следующие периоды развития детей и школьников:

a. мла­денчество (до 1 года);

b. ранний детский возраст (1-3 года);

c. дошкольный возраст (3-6-7 лет);

d. младший школьный возраст (6-7-10 лет),

e. средний школь­ный, или подростковый возраст (11-15 лет);

f. старший школь­ный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

Каждый возраст характеризуется:

· определенной социальной ситуацией развития (формой отношений с другими людьми в данный период);

· ведущим видом деятельности;

· психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).

  1. Развитие в 1-й год жизни.

Период новорожденности (до 3-х мес.). Наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения (рефлексы), обеспечивающие выживание.

В 2 месяца реагирует на взрослого, на объекты - сосредотачивается, замирает, улыбается.

Период младенчества. Основные направления развития:

1. Общение со взрослыми.

С 4-5 месяцев общение со взрослыми становится избирательным. Потребность в общении вступает в противоречие с выразительными возможностями ребенка, что при­водит к пониманию и овладению речью.

С 3-4 месяцев появляются разные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, доброжелательность.

С 7-8 месяцев – беспокойство, страх рас­ставания с мамой.

4. Личностное развитие выражено появлением кризиса 1 года. Кризис связан с появлением самостоятельности ребенка, появлением аффективных реак­ций.

  1. Период раннего детства.

Направления развития совершенствуются и появляются новые:

1 .Овладение прямохождением, понимание речи другого, формирование своей речи. Развитие наглядно-образного мышления.

Личностное развитие. К 3-м годам - рождение фено­мена «Я», формирование самосознания. Кризис 3-х лет - «Я сам» и «Я хочу». Стремление быть как взрослый, выполнять дея­тельность взрослых превосходит возможности ребенка. Начинают проявляться упрям­ство и негативизм.

  1. Дошкольный период.

Основные направления развития:

1. Игра - ведущая деятельность.

2. Развитие интеллекта. Развитие словесно-логического мышления, умение оперировать слова­ми и понимать логику рассуждения.

3. Личностное развитие. Р азвивается рефлексия - способность адекватно анализи­ровать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также поступками и мотивами других людей.

4. Готовность к школьному обучению. Показатели:

· запас жизненных знаний;

· владение системой различных действий;

· познавательный интерес к окружающему;

· дружеские отношения со сверст­никами;

· жизненная позиция - желание и готовность стать школьником.

  1. Младший школьный период.

Этот период - вершина детства. Направления развития:

1. Умственное развитие. Р азвивается теоретическое мышление. Появляются функции обобщения и систематизации.

2. Учебная деятельностьведущая. Приобретается внутренняя позиция школьника, учебная мотивация.

3. Развитие мотивационной сферы. 2 вектора развития:

- м от и вация достижения успеха, мотив получения высокой оценки;

- мотивация избегания неудачи, стремление избежать «двойки», страх, тревожность.

4. Развитие личности. Совершенствуется рефлексия - адекватное осознание своих действий, отдельных поступков. Формируются ценностные ориентации. С амооценка становится более адекватной, суждения о себе - более обоснованными.

  1. Средний школьный период.

Период связан с перестройкой организма, половым созреванием. Направления развития:

1. Умственное развитие. Развивается аб­страктное мышление, способ­ность к теоретическим обобщениям; формируются умения творческого подхода в деятельности.

2. Эмоциональное развитие. Э моциональный фон неровный и нестабильный. Свойственно смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность.

3. Формирование Я-концепции. О собенность подростка – личностная нестабильность. С кладываются разнообразные образы «Я». К концу периода образы «Я» интегрируются, образуя Я-концепцию - систему внутренне согласованных представлений о себе.

5. Личностное развитие. Повышается интерес к своей внешности. Кризис самооценки проявляется в преобладании негативной самооценки. Чувство взрослости (ощущение себя взрослым человеком) - центральное новообразование возраста. Внешняя взрослость - стремление к подражанию жизни взрослых, в демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость - рост самосознания, способность анализировать свои поступки и окружающий мир. Сильна потребность в общении со сверстниками. Ведущая деятельность периода - интимно-личностное общение.

8. Старший школьный период. Характеризуется наступлением физической и психической зрелости:

1. Умственное развитие. Развитие мыслительных способностей. Совершенствование речевого развития.

2. Нравственное развитие. На основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравствен­ные взгляды и убеждения.

3. Профессиональный выбор. Новый тип ведущей дея­тельности - учебно-профессиональная. Период связан с подготовкой к выбору профессии, осуществления профессионального выбо­ра, перехода к профессиональному обучению.

4. Личностное развитие. Становление самосознания и устойчивого образа сво­ей личности, своего «Я».

Необходимой воспитательной составляющей периода старшей школы является формирование полезных привычек

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.