КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Старший школьный период
Средний школьный период. Младший школьный период. Дошкольный период. Период раннего детства. Развитие в 1-й год жизни. Педагогическая возрастная периодизация. Становления и развития личности Тема 2. Психолого-педагогические концепции 1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация». 2. Модель Шарлотты Бюлер 5 «стадий жизни». 1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация».
Понятие «возраста» в широком смысле имеет разновидности: 1. Паспортный возраст исчисляется с даты рождения. 2. Биологический возраст определяется степенью физической (соматической) и половой зрелости человека. Несоответствия биологического и паспортного возраста наиболее ярко проявляются в период полового созревания. Разность соотношений биологического и паспортного возраста у подростков: · акселераты (чей биологический возраст превосходит паспортный); · ретарданты (биологический возраст меньше паспортного) · «биологические ровесники» своего паспортного возраста. 3. Интеллектуальный и психологическийвозраст: · Интеллектуальный возраст - степень соответствия интеллектуального развития субъекта возрастным нормам; · Психологический возраст - степень развития характеризует «уравновешенность» осознания человеком прошлого и будущего. Под возрастом в узком смысле понимают временные отрезки или части жизни, характеризующиеся определенными особенностями развития человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.
2. Модель Шарлотты Бюлер «5 стадий жизни».
В модели Ш.Бюлер основной критерий выделения стадий жизни - особенности целеполагания, то есть то, как человек ставит перед собой жизненные цели и достигает их. Эта модель включает пять стадий: I стадия - детство (0-15 лет) характеризуется тем, что ребенок живет по сценарию, который ему предлагают взрослые. Сам он не ставит перед собой целей. II стадия - юность (15-20 лет) - стадия перехода от детства к взрослости, когда человек пытается создать собственный сценарий жизни. Это возраст постановки больших самостоятельных целей. III стадия - взрослость (20-40-45 лет) - Данная стадия жизни характеризуется зрелым целеполаганием. Человек ставит перед собой как близкие, так и дальние цели в профессиональной карьере, семье, и т.д. IV стадия – «солидный возраст» (45-65 лет), - Человек ставит перед собой меньше целей, но каждая из этих целей тщательно взвешена, продумана. V стадия – «преклонный возраст» (от 65 лет) - стадия подведения итогов жизни, когда человек обозревает свою жизнь как целое.
Выделяются следующие периоды развития детей и школьников: a. младенчество (до 1 года); b. ранний детский возраст (1-3 года); c. дошкольный возраст (3-6-7 лет); d. младший школьный возраст (6-7-10 лет), e. средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет); f. старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет). Каждый возраст характеризуется: · определенной социальной ситуацией развития (формой отношений с другими людьми в данный период); · ведущим видом деятельности; · психическими новообразованиями (от отдельных психических процессов до свойств личности).
Период новорожденности (до 3-х мес.). Наблюдаются только врожденные, инстинктивные формы поведения (рефлексы), обеспечивающие выживание. В 2 месяца реагирует на взрослого, на объекты - сосредотачивается, замирает, улыбается. Период младенчества. Основные направления развития: 1. Общение со взрослыми. С 4-5 месяцев общение со взрослыми становится избирательным. Потребность в общении вступает в противоречие с выразительными возможностями ребенка, что приводит к пониманию и овладению речью. С 3-4 месяцев появляются разные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, доброжелательность. С 7-8 месяцев – беспокойство, страх расставания с мамой. 4. Личностное развитие выражено появлением кризиса 1 года. Кризис связан с появлением самостоятельности ребенка, появлением аффективных реакций.
Направления развития совершенствуются и появляются новые: 1 .Овладение прямохождением, понимание речи другого, формирование своей речи. Развитие наглядно-образного мышления. Личностное развитие. К 3-м годам - рождение феномена «Я», формирование самосознания. Кризис 3-х лет - «Я сам» и «Я хочу». Стремление быть как взрослый, выполнять деятельность взрослых превосходит возможности ребенка. Начинают проявляться упрямство и негативизм.
Основные направления развития: 1. Игра - ведущая деятельность. 2. Развитие интеллекта. Развитие словесно-логического мышления, умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. 3. Личностное развитие. Р азвивается рефлексия - способность адекватно анализировать свои действия, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также поступками и мотивами других людей. 4. Готовность к школьному обучению. Показатели: · запас жизненных знаний; · владение системой различных действий; · познавательный интерес к окружающему; · дружеские отношения со сверстниками; · жизненная позиция - желание и готовность стать школьником.
Этот период - вершина детства. Направления развития: 1. Умственное развитие. Р азвивается теоретическое мышление. Появляются функции обобщения и систематизации. 2. Учебная деятельность – ведущая. Приобретается внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. 3. Развитие мотивационной сферы. 2 вектора развития: - м от и вация достижения успеха, мотив получения высокой оценки; - мотивация избегания неудачи, стремление избежать «двойки», страх, тревожность. 4. Развитие личности. Совершенствуется рефлексия - адекватное осознание своих действий, отдельных поступков. Формируются ценностные ориентации. С амооценка становится более адекватной, суждения о себе - более обоснованными.
Период связан с перестройкой организма, половым созреванием. Направления развития: 1. Умственное развитие. Развивается абстрактное мышление, способность к теоретическим обобщениям; формируются умения творческого подхода в деятельности. 2. Эмоциональное развитие. Э моциональный фон неровный и нестабильный. Свойственно смены настроений, неуравновешенность, иногда подавленность. 3. Формирование Я-концепции. О собенность подростка – личностная нестабильность. С кладываются разнообразные образы «Я». К концу периода образы «Я» интегрируются, образуя Я-концепцию - систему внутренне согласованных представлений о себе. 5. Личностное развитие. Повышается интерес к своей внешности. Кризис самооценки проявляется в преобладании негативной самооценки. Чувство взрослости (ощущение себя взрослым человеком) - центральное новообразование возраста. Внешняя взрослость - стремление к подражанию жизни взрослых, в демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость - рост самосознания, способность анализировать свои поступки и окружающий мир. Сильна потребность в общении со сверстниками. Ведущая деятельность периода - интимно-личностное общение. 8. Старший школьный период. Характеризуется наступлением физической и психической зрелости: 1. Умственное развитие. Развитие мыслительных способностей. Совершенствование речевого развития. 2. Нравственное развитие. На основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения. 3. Профессиональный выбор. Новый тип ведущей деятельности - учебно-профессиональная. Период связан с подготовкой к выбору профессии, осуществления профессионального выбора, перехода к профессиональному обучению. 4. Личностное развитие. Становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Необходимой воспитательной составляющей периода старшей школы является формирование полезных привычек
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |