КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фердинанд де Соссюр
Проблема языка как объекта лингвистики осложнилась в настоящее время различием и даже противопоставлением языка и речи; языка, речи и нормы. Дихотомия (разделение целого на части) "язык - речь" связана с именем и работами выдающегося лингвиста 20 века Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913) из Швейцарии, хотя ему принадлежит не сама идея, а то, что она стала в его теории одним из принципов лингвистического исследования. Сама же идея высказывалась и до, и после С. Здесь можно назвать имена Вильгельма фон Гумбольдта, Штейнталя, Потебни, Бодуэна де Куртенэ, Фортунатова, Щербы, Смирницкого. Однако лишь в работе С. "Курс общей лингвистики" эта идея была положена в основание языковедческой теории. Суть его теории: "Язык не деятельность говорящего. Язык - это готовый продукт, пассивно регистрируемый говорящим..." "Речь есть индивидуальный акт воли и разума, в котором следует различать: 1) комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти механизмы". По мнению С., язык - определённая часть речевой деятельности. Он является совокупностью условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. В противоположность этому, по словам С., язык представляет собой целостность сам, являясь отправным началом (принципом) классификации. Отводя ему первое место в речевой деятельности, С. говорит о естественном порядке в этой совокупности, которая иначе не поддаётся классификации. Речевая деятельность, по С., имеет разнородный характер, а язык - явление однородное - это система знаков, в которой единственным существенным является соединение смысла и акустического образа, причём оба эти компонента знака в равной мере психичны. Язык, по С., есть система знаков, выражающих понятия; его можно сравнить с письменностью, азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т.д. Он только наиважнейшая из систем. Т.о., изучение речевой деятельности делится на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и не зависящее от индивида; это наука чисто психическая; другая, второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая фонацию; она психофизична. Цитирование высказываний Ф.де.С. помогает увидеть, что основоположник лингвистического структурализма серьёзно выдвинул проблему "язык - речь", но не разрешил её. Учёный рассматривает речь то как индивидуальный акт воли и разума, то как индивидуальную сторону речевой деятельности. Ни то, ни другое истолкование речи не даёт, видимо, лингвистического. Лингвистика не изучает индивидуальные акты воли и разума. Этим занимается психология или психолингвистика. Индивидуальные или общие стороны речевой деятельности были, есть и остаются объектом изучения психологии и физиологии высшей нервной деятельности, но не лингвистики. Ф. де С. не создал завершённой теории различения языка и речи, но его заслуга состоит в том, что он первым сделал это различение одним из принципов научного исследования языка. Незавершённость и противоречивость его теории вызывает новые попытки её разрешения, но пока нет ясного обоснования различения языка и речи. нет и ясного понимания в этом плане объекта лингвистического исследования.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |