Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языкознание в системе наук




 

К настоящему времени язык оказался предметом внимания для других областей знания и науки в целом.

1. Лингвистика. Для неё язык – главный и единственный объект исследования. Лингвистика изучает структуру языка, её развитие, включая её связи и отношения с другими структурами действительности (общество, сознание, мышление, культура и т.д.).

2. Литературоведение. Для него язык – не прямой. А только косвенный объект наблюдения. Литвед. видит в языке форму существования художественного содержания произведения литературы.

Лингвистика и литвед. объединяются в сфере филологии. В.В.Виноградов высказал мысль о том, что лингвист идёт в изучении языка худож произведения от языковых единиц и категорий к художественно-эстетическому содержанию произведения; литвед. же наоборот, - от идейно-худож. содержания к его воплощению в языке. Однако остаётся неясным, как далеко заходит лингвист в изучении литературного содержания и как далеко заходит литературовед в сферу языкового воплощения идейно-худож. содержания произведения.

3. История. Для неё язык тоже не прямой, а косвенный объект наблюдения. История видит в фактах языка источник исторической информации, но далеко не все языковые факты могут быть использованы в построении экономической, общественно-политической, культурной истории народов и стран.

4. Логика. И для неё язык – косвенный объект внимания. Логика видит в языке формы выражения единиц мышления – понятий, суждений, умозаключений.

5. Психология. И эта наук видит в языке косвенный объект изучения. Психология изучает психические процессы, связанные с порождением и восприятием речи, т.е. с применением психофизиологическим механизмом человека. С 50-х годов 20 века возникла новая наука – психолингвистика. Возникла она в США, а затем получила поддержку во многих странах, в том числе и России, где уже существовала почва для её идей, в работах, А.А.Потебни, А.С. Выготского. Это учение о кодировании и декодировании речевых сигналов системой мозга, тесно связанное с теорией информации. Психолингвистика – это теория речевой деятельности.

6. Философия. По существу, и для неё язык не является объектом прямого внимания, однако новейшие школы современного позитивизма делают вид, что основная задача философии – анализ языка. Марксистско – ленинская философия как наука о законах функционирования и развития мира и его «больших систем» - природы, общества и сознания – воспринимает язык в аспекте именно этих законов.

7. Семиотика. Эта наука об общих свойствах знаков и знаковых систем. Появление этой науки было предсказано Ф. де С., который употребил термин «семиология». Язык – главная, наиболее сложная, классическая, знаковая система, поэтому, на первый взгляд, кажется, что семиотика видит язык как прямой объект для изучения, однако семиотику в языке интересуют общие свойства знаков, и поэтому данная наука не повторяет лингвистику.

8. Информатика. Формировалась в 50 – 60 гг. это наука об обработке, хранении, поиске и выдаче потребителю информации о документах – носителях информации. Информатика появилась в связи с развитием службы научно-технической и управленческой информации с использованием вычислительных машин. Информатика смыкается с лингвистическим обеспечением информационных систем, осуществляемых хранение, поиск и выдачу как научной, так и экономической или иной информации.

9. Социолингвистика. эта наука об отношении языка, языковых и речевых структур к обществу, к социальным структурам, к производству и культуре, идеологии и морали, экономике и политике, государству и классам, изменениям форм социальной общности людей, к человеческой деятельности. Одна из задач науки – проследить за изменением социальных структур в связи с перестройкой структур языка и речи.

10. Этнолингвистика. Это наука в которой структура языка соотносится с верованиями, обычаями, бытом, культурой народов (этнолингвисты США), с психологией народа, видя в ней творческую силу, дух языка (этнолингвисты Германии).

11. Вычислительная (компьютерная или инженерная) лингвистика занимается изучением языка в его отношении к ЭВМ и возможностей машинной обработки и переработке информации, заключенной в единицах языка, и информации в самом языке, его устройстве и работе. Вычислительная лингвистика может быть отнесена к одному из направлений современной прикладной лингвистики.

12. Математическая логика. Использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал для применения, поверки, решения формально – логических задач.

Контакты языкознания и математики в настоящее время многообразны; от применения статистики в изучении лингвистических проблем до применения кибернетических идей в осмыслении языка как системы, в построении его математизированных моделей, в использовании электронных машин в области машинного перевода, в лингвистическом анализе текстов. Но для лингвиста, в частности филолога – учителя, в первую очередь важна статистическая методика изучения языка и речи

(полезна в изучении речи школьника).

Естественный язык людей становится объектом внимания и для физики (акустика), анатомии, общей физиологии, физиологии высшей нервной деятельности и т.д. В целом можно сказать, что язык обеспечивает контакты многих и разных областей современного научного знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.