КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида
Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики - овладеть ими и применять на практике. Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления: · теория обучения; · теория воспитания; · система управления специальной (коррекционной) школой - школоведение. Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида - это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства. Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя. Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование в целом - учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д. К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей
учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального развития и ближайшего развития. Результат процесса обучения находится в прямой зависимости от характера взаимодействия педагога и учащихся, применяемой технологии. Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, условиями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педагогический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педагогического процесса. Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно отсталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержательной наполняемости этой модели. Под содержанием обучения необходимо понимать систему получаемых научных знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть в процессе обучения. Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потребностей индивидуума. Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом. Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включиться в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько: · качественное своеобразие структуры дефекта, его количественных проявлений у разных детей; · первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений; · низкий уровень развития всех психических процессов (памяти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса). · гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, перерабатывать полученную информацию; · особенности воздействия социальной сферы (окружение ребенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта. В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с нарушениями интеллекта должен нести коррекционную направленность. Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность учащегося применяются специальные педагогические приемы, стимулирующие у них компенсаторные процессы развития познавательных возможностей, называется коррекционным. Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с позиций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика ученика как неразвитого в физическом и психическом развитии верна только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживается не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток - это особая личность со своими учебными, двигательными возможностями, характером и поступками. При том, что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включены основы всех наук, определяющие современное состояние обучения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения предметное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.
2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план: · определяет состав учебных предметов; · устанавливает порядок и последовательность их прохождения; · указывает количество времени на каждый предмет; · является основанием для определения режима деятельности школы; помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя; · является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание; · определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме. Разработка учебных планов - одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики. Учебные планы специальной коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане. Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития. Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII в ида на сегодняшний день рассчитана на 10-11 срок обучения с пропедевтическим периодом обучения. В структуре школьного обучения выделяются: · пропедевтико-диагностический этап - 0-й класс; · этап начального обучения – 1- 4-й классы; · этап общего образования – 5 - 8-й (9-й) классы; · завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки – 9-10-й (11-й) классы. Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов). Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся. Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение. Все учебные предметы группируются в два блока - общеобразовательный и коррекционно-развивающий. К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода. Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0-1 -4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб Создание учебного плана отдельно для детей подготовительного класса имеет огромное значение в социально-правовом и педагогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью - имбецилы. В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащихся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим образом: - подготовительный класс – 18-20 часов; - 1-й класс-20 часов; - 2-й класс-22 часа; - 3-й класс-23 часа; - 4-й класс-25 часов; - 5-й класс-28 часов; - 6-й класс-30 часов; - 7-й класс-30 часов; - 8-й класс-30 часов; - 9-й класс-30 часов; - 10-й класс-35 часов; - 11-й (12-й)-35 часов. Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом факультативных занятий она увеличивается на 2-3 часа. Например, в 6-9-х классах она составляет 32 часа. На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15-20 минут учебного времени на одного ученика. В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10-11-й) и трехгодичные (10-12-й) профессиональные классы. Решение о создании таких классов принимается на региональном уровне. Число учебных часов может регулироваться за счет распределения общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестидневная). Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразовательных учреждений. Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, помогает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений. Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса. Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе приводится перечень тем изучаемого материала, даются рекомендации по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы типовые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учитывают особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материала», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся». В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, концентрический. При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную последовательную связь между собой. Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный материал выстраивается последовательно, с остановками на отдельных темах, которые изучаются более углубленно. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного, а все более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений. Содержание учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях, представляющих собой серьезную информационно-дидактическую модель обучения, помогающую учителю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это информационно-дидактическая модель обучения, помогающая педагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебники нового поколения — с интересным содержанием, лаконичные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответствующие коррекционной направленности обучения. Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями. Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии. Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкретный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых понятий, носит базовый характер. Вопросы и задания 1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. 2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью. 4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта? 5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении. 6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последовательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. 8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 9. Перечислите специфические дидактические принципы. 10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обучении. 11. Что вкладывается в понятие «образование»? 12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интеллекта и нормально развивающихся школьников? 13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения. 15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от плана для подготовительного класса? 16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах? 17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам? 18. Какие направления составляют коррекционные технологии? 19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям. 20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида? Глава 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |