Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида




Читайте также:
  1. I. Элитарные учебные заведения
  2. IV. Традиционные учебные заведения
  3. БИБЛИОТЕКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  4. Важнейшие экономические учения (школы)
  5. Введение предварительной специальной пошлины
  6. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ НА МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ МЫСЛЬ В СВЕТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
  7. Воздействие школы человеческих отношений и поведенческих наук на формирование современных концепций управления качеством.
  8. Вопрос 12. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  9. Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство
  10. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  11. Воспитательная система школы диалога культур.
  12. Воспитательная система школы-комплекса.

Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики - овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

· теория обучения;

· теория воспитания;

· система управления специальной (коррекционной) школой - школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида - это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом - учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей

Схема 2

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального разви­тия и ближайшего развития. Результат процесса обучения нахо­дится в прямой зависимости от характера взаимодействия педаго­га и учащихся, применяемой технологии.

Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, усло­виями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педаго­гический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, ме­тоды, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педа­гогического процесса.

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно от­сталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержатель­ной наполняемости этой модели.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему по­лучаемых научных знаний, практических умений и навыков, ко­торыми необходимо овладеть в процессе обучения.



Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потреб­ностей индивидуума.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

· качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

· первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

· низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

· гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

· особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток - это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

При том, что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включе­ны основы всех наук, определяющие современное состояние обу­чения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения пред­метное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.

 

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIIIвида

Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе.

Учебный план:

· определяет состав учебных предметов;

· устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

· указывает количество времени на каждый предмет;

· является основанием для определения режима деятельности школы; помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;

· является основным документом, на основе которого состав­ляется школьное расписание;

· определяет функциональную нагрузку учащихся конкретно­го класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов - одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представ­лены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребо­вали изменения структуры и соответственно содержания обуче­ния детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекцион­ной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на 10-11 срок обучения с пропедевтическим пери­одом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

· пропедевтико-диагностический этап - 0-й класс;

· этап начального обучения – 1- 4-й классы;

· этап общего образования – 5 - 8-й (9-й) классы;

· завершающий этап углубленной социально-трудовой подго­товки – 9-10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, со­держание которых приспособлено к возможностям умственно от­сталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биоло­гия, география, история, изобразительное искусство, пение, му­зыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обу­чение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока - общеобра­зовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррек­ция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0-1 -4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так назы­ваемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительно­го класса имеет огромное значение в социально-правовом и педа­гогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью - имбецилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащих­ся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим обра­зом:

- подготовительный класс – 18-20 часов;

- 1-й класс-20 часов;

- 2-й класс-22 часа;

- 3-й класс-23 часа;

- 4-й класс-25 часов;

- 5-й класс-28 часов;

- 6-й класс-30 часов;

- 7-й класс-30 часов;

- 8-й класс-30 часов;

- 9-й класс-30 часов;

- 10-й класс-35 часов;

- 11-й (12-й)-35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом фа­культативных занятий она увеличивается на 2-3 часа. Например, в 6-9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15-20 минут учебного времени на од­ного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10-11-й) и трехгодичные (10-12-й) профессиональные клас­сы. Решение о создании таких классов принимается на региональ­ном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределе­ния общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестиднев­ная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразователь­ных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, по­могает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений.

Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса.

Учебная программа— это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежа­щих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе при­водится перечень тем изучаемого материала, даются рекоменда­ции по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы ти­повые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учиты­вают особенности познавательной деятельности детей с наруше­нием интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материа­ла», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, кон­центрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную после­довательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный ма­териал выстраивается последовательно, с остановками на отдель­ных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элемен­тами содержания изучаемого материала. Это не просто повторе­ние пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ­ность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учеб­никах и учебных пособиях, представляющих собой серьезную ин­формационно-дидактическую модель обучения, помогающую учи­телю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это ин­формационно-дидактическая модель обучения, помогающая пе­дагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, асодержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIIIвида получает учебни­ки нового поколения — с интересным содержанием, лаконич­ные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответству­ющие коррекционной направленности обучения.

Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIIIвида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с на­рушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIIIвида определены учебным планом. Каждый конкрет­ный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых по­нятий, носит базовый характер.

Вопросы и задания

1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленно­сти обучения.

2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.

4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с наруше­нием интеллекта?

5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.

6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последо­вательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета ин­дивидуальных особенностей учащихся.

8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Перечислите специфические дидактические принципы.

10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обу­чении.

11. Что вкладывается в понятие «образование»?

12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интел­лекта и нормально развивающихся школьников?

13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррек­ционной) школе VIII вида?

14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.

15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от пла­на для подготовительного класса?

16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах?

17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам?

18. Какие направления составляют коррекционные технологии?

19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям.

20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?

Глава 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2906; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.