КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор методов обучения в общей и специальной педагогике
В педагогической науке на основе изучения и обобщения практической деятельности учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения. Выбор определяется прежде всего обстоятельствами учебного процесса и условиями его протекания. Выбор методов обучения зависит: · от целей образования, соответствующих современной дидактике; · от особенностей изучаемого предмета, его содержания; · от времени, отведенного на изучение материала; · от возрастных особенностей учащихся; · от уровня подготовленности учащихся; · от теоретической и практической подготовленности учителя, В общей дидактике до сих пор нет единого подхода к классификации методов. Долгое время самой распространенной была классификация методов обучения, предложенная М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером. В этой классификации методы обучения делились в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся на уроке. Авторы выделили: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские методы. Ю. К. Бабанский предлагает классификацию методов на основе теории деятельности человека (учителя) и выделяет: организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивацию контроля и самоконтроля. Т.А.Ильина и Т.И.Шамова считают необходимым классифицировать методы с учетом дидактической цели обучения: · методы сообщения новых знаний; · методы приобретения новых знаний; · методы закрепления и выработки умений и навыков; · методы работы с ТСО; · методы программированного обучения; · проблемно-поисковые методы; · методы самостоятельной работы; · методы контроля и самоконтроля. Для коррекционной дидактики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода. Такая классификация проверена Ю. К. Бабанским. Он выделяет три группы методов. I группа — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает всебя: 1) словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации — источник знаний); 2) индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); 3) репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); 4) самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. II группа — методы стимулирования и контроля. III группа — методы контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В. А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения: · коммуникативный; · познавательный; · преобразовательный; · систематизирующий; · контрольный. Рассмотрев предложенные выше классификации, отметим: «Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью»1. Следовательно, в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А. Н. Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |