Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование движения денежных средств




Виды планов, содержание и последовательность их разработки

 

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.

Стратегические планы – это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. В финансовом аспекте стратегические планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления.

Текущие (производственные) планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации, как правило, на период один год.

Оперативные планы – это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с решением конкретных задач фирмы, например, план финансирования закупки материалов, финансового обеспечения своевременного проведения ремонта технологической установки и т.п.

Важным этапом планирования деятельности организации является составление финансового плана. Цель финансового планирования – обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по структуре финансовыми ресурсами. Принято выделять планы стратегические, текущие и оперативные.

Финансовый план – это документ, характеризующий способность достижения финансовых целей организации и увязывающий ее доходы и расходы. В основе финансового плана лежат стратегический и текущий (производственный) планы.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

1) анализ финансового положения компании;

2) составление прогнозных смет и бюджетов;

3) определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

4) прогнозирование структуры источников финансирования;

5) организация системы контроля и управления;

6) разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

Рекомендуется рассчитывать несколько вариантов финансового плана: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.

Если финансовый план предназначен для внешних пользователей (инвесторы, акционеры), то, как правило, он является составной частью бизнес- плана и заполняется по установленной форме, если финансовый план предназначен для внутренних пользователей (руководство предприятия), то форма и состав информации являются произвольными и определяются либо руководством предприятия, либо самим финансовым менеджером.

 

4) Бюджет предприятия: структура и принципы составления

 

Термины «план» и «бюджет» иногда воспринимаются как синонимы, хотя чаще всего между ними проводят определенное различие. План – это некоторым образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение заданных целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур.

Бюджет – это более узкое понятие, это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.

Процесс построения бюджетов в долгосрочной и краткосрочной перспективе называется бюджетированием.

Бюджет не имеет стандартизированных форм, определенных законодательством, но наибольшее распространение получила структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

Общий (генеральный, основной) бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов.

Операционный (текущий, оперативный) бюджет – это система бюджетов, характеризующая доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для отдельной функции организации.

Выделяют следующие виды операционных бюджетов:

- бюджет продаж

- бюджет производства

- бюджет прямых затрат сырья и материалов

- бюджет прямых затрат труда

- бюджет переменных накладных расходов

- бюджет запасов сырья и готовой продукции

- бюджет управленческих и коммерческих расходов

- бюджет себестоимости реализованной продукции

Эти виды операционных бюджетов составляются последовательно, сначала составляется бюджет продаж, затем на его основе формируется бюджет производства и т.д.

Финансовый бюджет – это план, в котором отражаются объем и структура предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного бухгалтерского баланса.

Бюджет движения денежных средств – это план денежных поступлений и платежей. При его расчете принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений определяет на основе выбранного критерия эффективности инвестиций, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Он формируется на основе фактического графика платежей по операциям, связанным с приобретением или строительством данных активов.

Бюджетный бухгалтерский баланс является завершающим шагом в процессе подготовки общего бюджета. Он характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных хозяйственных и финансовых операций.

Не все бюджеты входят в компетенцию финансового менеджера, однако он должен понимать содержание каждого из них и их взаимоувязку. Кроме того, в ходе составления операционных бюджетов выполняются прогнозные расчеты финансового характера, результаты которых служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности, являющейся основным результатом текущего финансового планирования.

 

 

Для характеристики денежного оборота предприятия используется расчет движения денежных средств (ДДС), который показывает источники средств и направления их использования в определенный период.

Отчет о движении денежных средств содержит данные о наличии денежных средств, их поступлениях и использовании, т.о. он характеризует уровень достаточности денежных ресурсов предприятия. Отчет о движении денежных средств входит в состав бухгалтерской отчетности (форма № 4) и отражает изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денежных средств должен содержать следующие показатели:

1. Остаток денежных средств на начало отчетного периода

2. Поступило денежных средств – всего и в т.ч. по направлениям

(от продажи продукции, товаров, работ и услуг; от продажи основных средств и иного имущества; авансы, полученные от покупателей (заказчиков); бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование; кредиты и займы полученные; дивиденды, проценты по финансовым вложениям; прочие поступления)

3. Направлено денежных средств – всего и в т.ч. по направлениям

(на оплату товаров, работ, услуг; на оплату труда; на отчисления в государственные внебюджетные фонды; на выдачу авансов; на финансовые вложения; на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам; на расчеты с бюджетом; на оплату процентов по полученным кредитам, займам; прочие выплаты, перечисления)

4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода

Можно выделить основные направления использования информации о ДДС:

- оценка способности предприятия выполнять все свои обязательства по расчетам с кредиторами, выплате дивидендов и т. п. по мере наступления сроков погашения;

- определение потребности в дополнительном привлечении денежных средств со стороны;

- определение величины капиталовложений в основные средства и прочие внеоборотные активы;

- расчет размеров финансирования, необходимых для увеличения инвестиций в долгосрочные активы или поддержания производственно-хозяйственной деятельности на нынешнем уровне;

- оценка эффективности операций по финансированию предприятия и его инвестиционных сделок;

- оценка способности предприятия получать положительные денежные потоки в будущем.

Количественно рассчитать величину ДДС можно с помощью следующего уравнения:

 

Dденежных средств = Dобязательств + Dсобственного капитала – Dнеденежных средств

 

где D – изменение соответствующих показателей за отчетный период.

Таким образом, наращивание обязательств или собственного капитала является источником увеличения денежных средств, а возрастание неденежных средств означает использование (сокращение) денежных средств.

С финансовой точки зрения, при расчете ДДС используют два вида активов:

- реально существующие денежные средства (деньги в кассе, на расчетном счете и т. п.);

- эквиваленты денежных средств — высоколиквидные ценные бумаги, которые характеризуются краткосрочностью, высокой степенью надежности, ликвидностью, незначительным риском обесценения.

Основной задачей расчета ДДС является не столько определение самой этой величины, сколько анализ создавшегося положения, включающий:

- определение причин и сфер возникновения притока или оттока денежных средств;

- анализ влияния выбора тех или иных источников финансирования основной или инвестиционной деятельности предприятия на его эффективность.

 

 

Хозяйственные товарищества и общества в составе бухгалтерской отчетности должны раскрывать также информацию о наличии и изменениях уставного капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации.

Отчет об изменениях капитала (форма № 3) должен содержать следующие числовые показатели:

1. Величина капитала на начало отчетного периода

2. Увеличение капитала – всего и в т.ч. по направлениям

(за счет дополнительного выпуска акций; за счет переоценки имущества; за счет прироста имущества; за счет реорганизации юридического лица (слияние, присоединение); за счет доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала)

3. Уменьшение капитала – всего и в т.ч. по направлениям

(за счет уменьшения номинала акций; за счет уменьшения количества акций; за счет реорганизации юридического лица (разделение, выделение); за счет расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала)

Величина капитала на конец отчетного периода

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.