Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2 Сертификация систем менеджмента качества




 

Изучаемые вопросы:

1. Термины и определения.

2. Цели проведения сертификации систем менеджмента качества.

3. Требования к условиям проведения сертификации систем менеджмента качества.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Различия в сертификации систем качества и сертификации производства.

 

Сертификация систем обеспечения качества осуществляется на соответствие международным стандартам серии ИСО 9000.

ИСО 9000 (ISO 9000) – серия международных стандартов, которые приняты в качестве национальных в более чем 140 странах мира. Стандарты ISO 9000 относятся не к самой продукции, а к управлению её качеством – Система Менеджмента Качества (СМК). СМК обеспечивает уверенность заказчиков и потребителей в качестве получаемой продукции, а также улучшает деятельность предприятия. В будущем получать крупные заказы, предлагать свою продукцию или услуги будет невозможно без наличия сертификата ISO. Кроме того, несертифицированные организации не могут получить государственный или муниципальный заказ, у них меньше шансов на льготные кредиты или крупные инвестиции. Все это влияет на конкурентоспособность предприятия, заставляет потенциальных партнеров и потребителей делать выбор в пользу компаний, прошедших сертификацию ISO. Если сертификация к тому же проведена добровольно – это позиционирует компанию, как солидную организацию, которая гарантирует качество и безопасность своих услуг или продукции. Такая политика ведет к созданию позитивного имиджа компании, говорит о ее надежной репутации и стабильном положении на современном рынке.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охотнее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сертифицирована. Страховые компании отдают предпочтение таким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат соответствия на систему обеспечения качества – это плюс при заключении контракта на поставку товара: западные эксперты считают, что на едином европейском рынке в скором будущем до 95 % контрактов будут заключаться только при наличии у поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается как доказательство невиновности фирмы.

Европейские предприятия делят своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15 %):

- абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001:2000);

- относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрения);

- не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует).

Система качества - это не техническая, а административно-управленческая система, и ее требования являются допол­нительными (не альтернативными) по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Стандарты устанав­ливают требования, которые определяют, какие элементы не­обходимы для включения в систему качества, но они не навязы­вают единообразия системам качества. Они являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли промышленнос­ти или сектора экономики. На разработку и внедрение системы качества неизбежно должны оказывать влияние специфика по­требностей организации, ее конкретные задачи, поставляемые продукция и услуги, а также применяемые процессы и практи­ческий опыт.

Нормы СК ISO 9000 не проектировались, а создавались си­туационно, т.е. в нескольких тысячах фирм, расположенных в разных странах, собиралась информация о том, в каких узлах производственно-хозяйственной системы имеются проблемы, влияющие на качество продукции. Естественно, что эти данные отражали специфику конкретных предприятий, уровень нацио­нальной экономики, другие факторы, привязанные к определен­ному периоду времени. Эта информация обрабатывалась, вы­делялись наиболее важные узлы процессов, которые и норми­ровались в СК ISO 9000. Этим объясняется тот факт, что СК ISO 9000 корректируется каждые пять лет. СК ISO 9000 - это прак­тическая система качества, базирующаяся на опыте работы со­тен тысяч фирм разных стран и на сегодняшний день наиболее признанная в мире. (В странах с развитой рыночной экономикой ведущие фирмы уже переходят от системы качества на основе стандартов ISO серию 9000 к всеобщему управлению качеством, однако наша экономика находится на более раннем этапе развития.)

В РФ на сегодняшний день действует национальный стандарт ГОСТ Р 40.003-2008 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008)». С 01.01.2013 г. отменен ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и взамен его введен ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».

В соответствии с ГОСТ Р 40.003-2008:

система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;

аудит (проверка): систематический, независимый и документированный процесс получениясвидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита;

Внутренние аудиты, называемые аудитами первой стороны, проводит для внутренних целей непосредственно даннаяорганизация или от ее имени другая организация. Результаты внутреннего аудита могут служить основанием для декларации о соответствии.

Внешние аудиты включают в себя аудиты, называемые аудитами второй стороны и аудитами третьей стороны.

Аудиты второй стороны проводят стороны, заинтересованные в деятельности пред-приятия, например потребители или другие лица от их имени.

Аудиты третьей стороны проводят внешние независимые организации.

аудитор (эксперт): лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита;

комиссия: один или несколько аудиторов, проводящих аудит, и технические эксперты, привлекаемые при необходимости;

технический эксперт: лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт поспециальному вопросу.

При проведении или по результатам сертификации системы менеджмента (СМК) определяют - степень соответствия СМК проверяемой организации требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (или теперь ГОСТ ISO 9001-2001), а также результативность СМК. Это является целью проведения сертификации системы менеджмента качества

Требования к условиям проведения сертификации системы менеджмента качества

Работы по сертификации СМК органы по сертификации систем менеджмента качества.

Условием проведения сертификации СМК является наличие в организации доку-ментально оформленной и внедренной СМК.

К работе по сертификации СМК привлекают экспертов по сертификации систем менеджмента качества, и, при необходимости, технических экспертов.

Область применения СМК определяет и заявляет организация–заказчик, область сертификации СМК определяет орган по сертификации по результатам аудита.

При сертификации СМК объектами аудита являются:

- область применения СМК;

- качество продукции;

- документы СМК;

- процессы СМК.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.