Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №12: Охрана труда при изготовлении и ремонте рам, кузовов, внутреннего оборудования вагонов




Лекция №11: Технология ремонта внутреннего оборудования вагонов.

 

 


 


Лекция №13:Защитные покрытия вагонов и их деталей, их значение в обеспечении надежности и долговечности.

 

Покрытием называется тонкий слой неметаллического вещества или не подверженного коррозии металла, который нанесен на поверхность металлического или деревянного предмета. Покрытия бывают защитными и декоративными. Защитные покрытия предохраняют металлические конструкции от коррозии, деревянные – от гниения. Декоративные покрытия придают изделиям красивый внешний вид. Обычно покрытия выполняют одновременно защитные и декоративные функции – тогда они называются защитно-декоративными.

Металлические покрытия часто применяют для восстановления изношенных деталей. Неметаллические покрытия могут быть органическими и неорганическими. К органическим относятся лаки и краски, а также резина и пластические массы. Неорганические покрытия представляют собой полученные на поверхности металлов неорганические соединения (фосфаты, окислы и т.д.) или покрытия на основе силикатных эмалей.

Применение антикоррозионных покрытий имеет большое экономическое значение. По данным мировой статистики ежегодные потери черных металлов от коррозии составляют 1-2% общего их количества, находящегося в эксплуатации.

Если учесть, что в железнодорожный транспорт нашей страны вложено около 50 млн. т металла, то легко подсчитать, какое огромное количество его ежегодно безвозвратно теряется из-за коррозии. Имеют место также большие потери древесины от преждевременного гниения деревянных деталей.

Вагонный парк железнодорожного транспорта работает в тяжелых эксплуатационных условиях. На него воздействуют атмосферные осадки, резкие колебания температуры в течение года, дымовые газы, влияют блуждающие токи. Все это способствует ускорению процессов коррозии и гниения материалов.

Для продления срока службы всего вагона наиболее важно сохранить кузов – самую дорогостоящую его часть. На кузов вагона как снаружи, так и изнутри активно воздействует влага, поэтому его антикоррозионные покрытия должны быть особенно стойкими.

Наружные покрытия должны иметь гладкую поверхность, к которой хуже прилипают пыль и грязь. Пленка покрытия должна обладать такими механическими свойствами, которые позволят ей быть достаточно эластичной, не пропускать влагу и газы, не препятствовать линейному расширению металла при колебаниях температуры, обладать способностью сопротивляться ударам, трению и царапанию в процессе эксплуатации.

Защитные покрытия должны стареть как можно медленнее, не растрескиваться, дольше сохранять глянец, не терять цвет. Их адсорбционная активность должна быть минимальной, адгезия – высокой. Срок службы покрытия зависит от многих факторов:

- качества очистки поверхности от посторонних наслоений перед нанесением покрытия и степени ее шероховатости;

- материала покрываемой поверхности: вида и состава покрытия;

- технологии и качества работ при нанесении покрытия;

- характера и условий воздействия среды, в которых покрытие эксплуатируется.

Лекция №14:Технологические операции подготовки поверхности кузовов и их сборочных единиц к нанесению антикоррозийных покрытий.

 

Антикоррозионная защита и достаточная сцепляемость покрытия с металлом или древесиной могут быть обеспечены лишь при хорошей предварительной очистке поверхности.

Металлические поверхности очищают от ржавчины, окалины, старой краски и грязи и обезжиривают, иногда фосфатируют. Масляно-жировые отложения сильно препятствуют адгезии, поэтому при их наличии защитная пленка легко отслаивается, а иногда на ее поверхности выступают грязные масляные пятна.

Для обезжиривания применяются щелочные растворы или органические растворители. Жиры под действием щелочи расщепляются на легкорастворимые в воде мыло и глицерин, а минеральные масла превращаются в стабильную тонкую эмульсию, которая легко смывается водой. Органические растворители растворяют жиры и масла.

Поверхность перед нанесением лакокрасочного покрытия должна быть сухой. Наличие влаги под пленкой краски исключает хорошую ее прилипаемость и неизбежно вызывает коррозию металла.

Хорошее качество подготовки поверхности под окраску обеспечивается фосфатированием – специальной обработкой металлических изделий фосфорной кислотой или растворами фосфатов марганца, железа, цинка или кадмия. В результате на поверхности металла создается неорганическая защитная пленка. Этот метод подготовки поверхностей перед нанесением защитного покрытия применяется при постройке вагонов.

Способ зачистки деревянной поверхности зависит от вида защитного покрытия, под которое она готовится. Процесс отделки поверхности может состоять из следующих операций:

- сухое шлифование шкуркой после столярной обработки перед нанесением лака или политуры. Под масляные краски чистую поверхность можно не шлифовать;

- шлифование ворса для более качественной отделки (шлифованную поверхность смачивают горячей водой или слабым раствором нашатырного спирта и просушивают, поднявшийся ворс шлифуют);

- отбеливание для устранения темных пятен и полос при осветлении натурального цвета древесины (осуществляется смесью 20-процентного раствора перекиси водорода и 20-процентным водным раствором аммиака в пропорции 10:1);

- порозаполнение (поры древесины при сохранении ее текстуры заполняют различными мастиками, поверхность протирают ветошью и просушивают. Поронаполнители бывают на масляной основе, лаковой с добавлением столярного клея, казеино-канифольной и нитро-целлюлозной. Под спиртовые лаки используют восковые пасты);

- крашение и морение с последующим порозаполнением для выравнивания тона естественного цвета древесины или ее обработки под ценные породы дерева – красное дерево, орех, серый клен, дуб (производится различными анилиновыми красителями, протравами и морилками).

В качестве дополнительных мер сохранения древесины можно применять консервацию и пропитку антипиренами.

Консервацию древесины рекомендуется проводить для увеличения срока ее службы, так как тонкая пленка лакокрасочного покрытия не всегда препятствует проникновению спор грибков и насекомых в глубь деревянных изделий. Чтобы предохранить деревянные деталях их пропитывают специальными веществами – антисептиками.

В качестве антисептиков применяется креозот, хлорированный нафталин, фтористый натрий, сернокислая медь и др. Имеются комбинированные соединения, например, «Уралит» - смесь 85% фтористого натрия и 15% динитрофенола.

Для консервации деревянных деталей пассажирских вагонов применяется антисептическая паста (примерный состав: фтористый натрий 44%, кузбасский лак 17%, водная эмульсия глины 39%), которая перед употреблением разбавляется водой. После нанесения на поверхность паста постепенно диффундируется в глубь древесины.

Пропитка древесины антипиренами производится для придания ей огнестойкости. Антипирены при нагревании обволакивают поверхность изделия плотной корочкой или слоем негорючих газов, препятствующими доступу воздуха. Лучшими антипиренами являются бура и фосфорнокислый аммоний. Бура при нагревании сильно вспучивается, выделяя пары воды, а затем сплавляется в стеклообразную массу. Фосфорнокислый аммоний выделяет аммиак и фосфорные кислоты, которые плавятся и покрывают поверхность огнезащитной пленкой.


Лекция №15:Применяемые лакокрасочные материалы.

 

Технология окрашиваниядеталей и сборочных единиц (кистью, валиками, окунанием, воздушным и безвоздушным распылением, в электростатическом поле и д.р.).

 

Лакокрасочные покрытия наиболее широко применяются при строительстве и ремонте вагонов – их наносят на 90% всех покрываемых поверхностей. Эти покрытия дешевы и доступны, надежно защищают металл от коррозии, а дерево от гниения и позволяют осуществлять любое цветное оформление как снаружи, так и внутри вагона.

Ниже указаны основные свойства лакокрасочных покрытий.

Твердость пленки определяет механическую прочность покрытия.

Сопротивление пленки истиранию характеризуется временем истирания твердыми предметами.

Прочность на разрыв обусловлена межмолекулярными силами внутри пленки и характеризуется временным сопротивлением разрыву.

Гибкость пленки выражается величиной диаметра стержня, при изгибании вокруг которого материала с нанесенной пленкой она остается неповрежденной.

Прочность на удар зависит от пластичности покрытия и силы сцепления его с металлом или с другим лакокрасочным слоем.

Прилипаемость (адгезия) является наиболее важным качеством покрытия. Зависит она от силы взаимосвязи между лакокрасочной пленкой и поверхностью.

Проницаемость пленок определяется временем прохождения через них газа или жидкости.

Блеск (глянец) зависит от качества поверхностного слоя пленки. При гладкой поверхности попадающие на нее световые лучи отражаются под одним углом, а при шероховатой поверхности – под разными углами, в результате чего покрытие кажется матовым. Глянцевые покрытия лучше сохраняются в атмосферных условиях, чем матовые.

Существуют оптимальные величины толщины покрытий, которые необходимо выдерживать. С уменьшением оптимальной толщины ухудшаются защитные свойства покрытия вследствие увеличения количества микропор. При увеличении толщины покрытий ухудшаются их механические свойства, хотя в ряде случаев защитный эффект будет выше.

Стойкость к воздействию окружающей среды является главным показателем, определяющим качество лакокрасочного покрытия. За­щитный эффект покрытия зависит от свойства как пленкообразова-теля, так и пигмента. Наибольшая стойкость достигается при исполь­зовании покрытий, инертных к действию окружающей среды и обла­дающих хорошей прилипаемостью к защищаемой поверхности.

Лакокрасочные материалы состоят из следующих компонентов:

пленкообразующие, которые создают защитную пленку на покры­ваемой поверхности после высыхания;

растворители, применяемые для растворения пленкообразовате-лей до требуемой консистенции и улетучивающиеся в процессе обра­зования пленки;

пигменты и красители, придающие покрытию нужную окраску;

пластификаторы — вещества» придающие пленке дополнительную эластичность;

наполнители — вещества, которые вводят в состав краски для луч­шего осаждения и закрепления пигмента на покрываемой поверхности;

сиккативы — вещества, сокращающие время высыхания лакокра­сочных материалов на масляной основе.

Пленкообразующие вещества являются главной составной частью лакокрасочных материалов. Защитная пленка, соз­даваемая пленкообразователями, должна обладать хорошей адгезией и быть прочной. Эта пленка служит одновременно и связующим для по­рошкообразных частиц пигментов и наполнителей лакокрасочного ма­териала.

К пленкообразователям относятся олифы и лаки. Исходным мате­риалом для олиф служат растительные масла, обычно льняное и ко­нопляное, для лаков — различные смолы.

Растительные масла разделяются на три группы: высыхающие (льняное, конопляное, тунговое), полу высыхающие (подсолнечное, хлопковое), и невысыхающие (оливковое, касторовое). Процесс высы­хания сырого льняного необработанного масла длится до 14 суток, а ко­нопляное сохнет еще дольше. При термической обработке этих масел с добавлением сиккатива получают натуральные олифы, которые вы­сыхают в течение одних-двух суток.

Полунатуральные (экономичные) олифы представляют собой про­дукт обработки растительных масел путем нагрева до более высоких температур (полимеризация) или продувки воздухом (оксидация) с дополнительной обработкой серой в некоторых случаях (вулкани­зация). Пленки полунатуральных олиф отличаются от пленок нату­ральных большей глянцевитостью и твердостью. Водостойкость их также выше, однако эластичность они теряют быстрее. К этой группе относятся олифы оксоль, глифталевая, касторовая и др.

Смолы являются пленкообразователями не только для лака, но входят в состав и других материалов (эмалевые краски, шпаклевки и т. п.). Смолы бывают естественные (канифоль, шеллак, янтарь), искус­ственные (продукты переработки каменного угля, сланцев, древес­ной смолы) и синтетические (полихлорвиниловые, пентафталевые, ал-киднофенольные, эпоксидные и др.).

Синтетические смолы по своим качествам не только заменяют при­родные смолы, но во многих случаях имеют самостоятельное значение. С их использованием получен весьма разнообразный ассортимент высококачественных лаков и эмалей, которые широко применяются в вагоностроительном и вагоноремонтном производстве.

Растворители — органические летучие жидкости, раст­воряющие пленкообразующую основу лака или краски. Их вводят для того, чтобы придать материалу вязкость (консистенцию), необхо­димую для нанесения его на поверхность тонким равномерным слоем. После нанесения покрытия растворитель полностью улетучивается из пленки. Разбавители и разжижители в отличие от растворителей раз­бавляют уже растворенную среду.

Н'а вагоностроительных и вагоноремонтных заводах и в вагонных депо применяются следующие растворители и разбавители:

уайт-спирит, керосин, бензин — продукты перегонки нефти;

ксилол, сольвент, толуол из группы ароматических углеводов;

скипидар — продукт перегонки древесины;

составные растворители и разбавители, например, 646, Р-4, РКБ-1.


Пигментами называются сухие красящие вещества, не раст­воряющиеся в пленкообразующей основе и придающие пленке лако­красочного материала необходимый цвет. Пигменты повышают твер­дость и прочность покрытия, уменьшают его водопроницаемость. Они оказывают влияние на скорость высыхания пленкообразующей осно­вы, а некоторые (например, окись цинка) защищают пленку от быстро­го разрушения.

Различают пигменты естественные и искусственные. К естествен­ным пигментам относятся земляные краски, представляющие собой глины, окрашенные окислами металлов (главным образом окислами железа) в различные цвета от желтого до красно-коричневого —это охра, мумия, сиена жженая, железный сурик. К искусственным пиг­ментам, которые получаются химическим путем, относятся белила цин­ковые, свинцовые, титановые и литопонные, кроны свинцовые и цин­ковые, лазурь, киноварь, свинцовый сурик. Большинство из них яв­ляются солями или окислами металлов.

Красители в отличие от пигментов представляют собой орга­нические соединения, растворимые в пленкообразующем веществе и растворителях. Их используют для придания пленке цвета с сохра­нением в большинстве случаев прозрачности. Исключением являет­ся черный краситель—нигрозин, который делает пленку в толстом слое непрозрачной.

Пластификаторы (мягчители) — нелетучие компоненты, сохраняющиеся в пленке после ее высыхания и сообщающие ей плас­тичность и лучшую сцепляемость с поверхностью. Пластификаторы должны хорошо смешиваться с пленкообразующей основой, иметь высокую температуру кипения, быть нейтральными и химически стой­кими, обладать устойчивостью против действия света и атмосферных осадков, быть безвредными и не иметь неприятного запаха. В качестве пластификаторов применяют дибутилфталат, трифенилфосфат, касте-роль, касторовое и хлопковое масла.

Наполнители — это инертные вещества, представляющие собой мелкодисперсные продукты, которые используют для разбав­ления слишком насыщенных и укрывистых пигментов, а также для удешевления красок и придания им некоторых дополнительных свой­ств, Не все наполнители обладают одинаковыми свойствами. Некото­рые из них повышают адгезию, атмосферостойкость, прочность и во­достойкость покрытий, ускоряют высыхание пленки. В качестве на­полнителей, повышающих антикоррозионные свойства покрытий, при­меняют тяжелый шпат, тальк, слюду и др.

Сиккативами называются вещества, которые ускоряют вы­сыхание растительных масел и лакокрасочных материалов, содержа­щих эти масла, за счет поглощения кислорода воздуха и быстрой пере­дачи его маслу. Оптимальная скорость высыханий достигается при определенном количестве сиккатива. Введение сиккатива в больших

количествах вызывает ускорение процесса старения плёнки или может привести к ее липкости.

В качестве сиккативов обычно применяют растворы свинцовомар-ганцевых солей нефтеновых кислот совместно с'кислотами высыхаю-390

щих или полувысыхающих масел в уайтспирите или скипидаре. Роль сиккативов хорошо выполняют также окислы и.соли кобальта, цинка, никеля, кальция,

К лакокрасочным материалам относятся грунтовки, шпаклевки, подмазки, мастики, масляные краски, лаки, эмали,.

Грунтом называется первый слой покрытия поверхности ме­талла или дерева, который создает надежную антикоррозионную за­щиту и обеспечивает также высокую прочность сцепления с поверх­ностью изделия и с последующими слоями лакокрасочного покрытия. Грунтовки составляют из пигментов, растертых на олифе или лаке, с добавлением сиккатива и растворителя. От краски и эмали грунтов­ки отличается меньшим содержанием пленкообразующего вещества и большим содержанием пигмента.

При постройке и ремонте вагонов применяются следующие основ­ные грунтовки для металлических поверхностей:

грунтовка ГФ-020 — суспензия пигментов (железного сурика и цинковых белил) и наполнителя (талька) в глифталевом или дентаф-талевом лаке с добавлением растворителя и сиккатива; •

грунтовки ФЛ-013 и ФЛ-ОЗ-К—суспензии различных пигментов и наполнителей в лаках на основе синтетических феноло-формальдегид-ных смол с добавлением растительных масел, растворителей и сикка­тива;

грунтовки ВЛ-02 и ВЛ-023—суспензии пигментов и наполнителей в спиртовом растворе поливинилбутираля с добавками раствора хро­мовой и фосфорной кислот. Такие грунтовки являются фосфатирую-

щими.

Шпаклевки и подмазки представляют собой пасто­образную массу, состоящую из пигмента, наполнителя и лака с до­бавлением пластификатора или без него. Шпаклевка применяется для устранения неровностей на поверхности загрунтованных изделий. Для ее приготовления применяют порошкообразный мел, литопон, тяже­лый шпат, охру, железный сурик.

На вагоностроительных и вагоноремонтных заводах и в вагонных депо в основном используют алкидную шпаклевку ПФ-002 красно-ко­ричневого цвета и шпаклевку розового цвета МС-006.

Подмазка — это та же шпаклевка, но более густой консистен­ции. Употребляется она для заполнения более крупных дефектов и

щелей.

Мастика (порозаполнитель) применяется при лакировке дере­вянных изделий внутреннего оборудования пассажирских вагонов с целью заполнения пор древесины. После покрытия мастикой требу­ется меньше лака, так как он уже не впитывается в поры. Мастика представляет собой смесь связующего вещества (масляный или смо­ляной лак, нитроцеллюлоза, казеино-канифольная смесь),с тон­ко размолотыми наполнителями (тяжелый или легкий шпат, тальк, каолин и др.) с добавлением в некоторых случаях небольшого коли­чества пигмента для придания цвета.

Для уменьшения шума, возникающего от вибрации кузова при дви­жении вагона, а также в качестве антикоррозионной защиты приме-391


няются противошумные мастики, которыми покрывают внутренние поверхности металлических кузовов. К таким мастикам относятся:

мастика 579 — смесь раствора битума, асбестового волокна и растительного масла. Наносится шпателем, кистью или распыляется в подогретом состоянии по грунтовке ФЛ-ОЗ-К или свинцовому сурику;

мастика 580 — раствор нефтяного битума, асбестовой пыли с до­бавками смолы и вазелинового масла в уайт-спирите или толуоле. На­носится распылением;

антикоррозионная мастика 213 — черная масса мазеобразной кон­систенции, состоящая из битумной основы (рубракса), асбестовой пы­ли, полуфабриката ЛО-30 и растворителя (уайт-спирит, толуол, ксилол). Наносится на внутренние поверхности вагонов по грунтов­ке ФЛ-ОЗ-К.

Масляные густотертые краски представляют собой пасты, состоящие из соответствующего сухого пигмента (желез­ный сурик, мумия, охра), затертого на натуральной или полунату­ральной олифе с добавлением в качестве наполнителя тяжелого щпата. К масляным краскам относятся свинцовые, цинковые и литопонные белила, цинковый крон, густотертая киноварь. Свинцовый сурик за­мешивается на олифе непосредственно перед нанесением на поверх­ность. ~~"

Перед употреблением густотертые краски разводят олифой до нуж­ной консистенции.

Лаки — это растворы естественных, искусственных или синте­тических смол в различных растворителях. После испарения раство­рителя или после сложных физико-химических процессов в пленке на поверхности, покрытой лаком, остается слой пленкообразующего вещества. Лаки различаются по виду используемого растворителя (спиртовые, скипидарные), по виду смолы (шеллачный, перхлорвини-ловый, пентафталевый, бакелитовый), по назначению (покровные, под­готовительные, электроизоляционные и др.).

При постройке и ремонте вагонов применяются лаки масляные и спиртовые, шеллачные, пентафталевые, битумные и специального назначения.

Масляные лаки изготовляются на основе специально обработан­ных растительных масел и бывают жирные, средние или тощие. В жир­ных лаках масла значительно больше, чем смолы, в тощих смолы больше, чем масла. Пленки жирных лаков очень эластичны, отличают­ся хорошей атмосферостойкостью, поэтому их применяют для покры­тия наружных поверхностей и в качестве растворителей для эмалей (пентафталевый лак 170).

Тощий лак менее эластичен, но образует более твердую пленку и используется для отделки внутренних поверхностей кузовов вагонов и мебели (масляно-смоляной лак 4 с). Лаки средней жирности упот­ребляются в качестве добавки в шпаклевку (шпаклевочные лаки 74 и 75).

Битумные лаки представляют собой растворы черных смол и расти-тительных масел в органических растворителях. Используются для окраски узлов и деталей вагонов в черный цвет (лак БТ-577). 392

Кислотостойкий лак — это раствор асфальта или битума (или их смеси) и растительного масла в скипидаре, уайт-спирите или сольвенте. Таким лаком покрывают поверхности аккумуляторных ящиков (лак БТ-783).

Шеллачный лак — раствор шеллака в этиловом спирте с добавле­нием канифоли. Предназначен для лакировки мебели и других дере­вянных изделий, не подвергающихся действию влаги.

Цапонлаками называются бесцветные и окрашенные растворы нит-роцеллюлозы в органических растворителях. Применяются для защит­ного покрытия табличек с надписями внутри пассажирских вагонов.

Жаростойкий лак состоит из смеси растворов кремнийорганиче-ской силиконовой смолы в ксилоле или толуоле и кремнийорганиче-ского пластификатора, разбавленного уайт-спиритом и ксилолом (лак ФР-9). При добавлении алюминиевой пудры получается жаростойкая эмаль, которая используется для покрытия электропечей, котлов ото­пления и т. п.

Эмали, эмалевые или лаковые краски, особенно пентафталевые, широко применяются, в вагоностроительном и вагоноремонтном про­изводстве. Поступают они в готовом виде и разводятся до требуемой вязкости уайт-спиритом или пентафталевым лаком.

Эмалевые краски представляют собой пигментированные лаки. Вырабатываются они для наружных и внутренних покрытий, а также для различных специальных назначений. В зависимости от применя­емой лаковой основы эмали подразделяются на масляные, пентафта­левые, перхлорвиниловые, полиуретановые и т. д.

Пентафталевые эмали марки ПФ-115 выпускаются различных цветов и отличаются хорошей атмосферостойкостью. Для повышения атмосферостойкости и улучшения глянцевитости пленки при нане­сении последнего слоя покрытия к эмали нужно добавлять лак ПФ-170 до 50% по массе.

Эмалями ПФ-115 окрашивают кузова цельнометаллических ваго­нов, внутри и снаружи, а также детали и узлы внутреннего оборудо­вания.

Перхлорвиниловые эмали обладают большой стойкостью к атмос­ферным воздействиям, к действию воды, масел, кислот, щелочей и аг­рессивных газов. Их наносят на поверхности металлические и дере­вянные. Однако они плохо прилипают к металлам.

Нитроцеллюлозные эмали (624а, 660 и др.) применяются для окрас­ки некоторых деталей вагонов. Эти эмали быстро высыхают.

Прежде чем нанести окрасочное покрытие, подготовленные поверх­ности грунтуют и шпаклюют.

Грунтовку наносят ровным слоем толщиной 15—20 мкм без пропусков и подтеков. Рабочая вязкость грунта выбирается в зави­симости от способа нанесения его на поверхность — кистью или пуль­веризатором.

Шпаклевание бывает локальное при выравнивании местных неров­ностей, сплошное, когда шпаклевка наносится на всю поверхность, и окончательное, когда производится выравнивание углублений на за­шпаклеванной и окрашенной выявительным слоем краски поверх-393


ности. Шпаклевку наносят вручную шпателем или способом воздуш­ного распыления при помощи пистолета-распылителя слоем не более 0,5 мм. Более толстый слой высыхает неравномерно, растрескивается и отслаивается. Нельзя наносить последующий слой шпаклевки на невысохший предыдущий слой.

Высохший слой шпаклевки шлифуют. Шлифованием обеспечивает­ся устранение всех неровностей. Отшлифованная поверхность стано­вится гладкой. Шлифуют все слои лакокрасочного покрытия, за исклю­чением последнего. Шлифовать можно сухую и мокрую поверхность. В последнем случае обеспечивается большая произодительность ра­боты и лучшее качество поверхности. Шлифование производят вруч­ную водостойкой шлифовальной шкуркой.или с помощью различных машинок шлифовальными дисками. Чтобы не уставали руки, машинки должны быть легкими или их надо подвешивать на специальных блоч­ных устройствах.

Окраска осуществляется нанесением одного или нескольких сло­ев краски на подготовленную, загрунтованную, выправленную и от­шлифованную поверхность. Перед нанесением очередного слоя краски предыдущий слой шлифуют. Количество слоев лакокрасочного мате­риала, наносимого на поверхность изделия, определяется классом покрытия по ГОСТ 12549—67 и 7409—73.

Краску нужно заносить тонким ровным слоем. В этом случае по­лучается более прочное сцепление слоев между собой и с поверхностью изделия.

Если краска плохо укрывает поверхность, нельзя увеличивать тол­щину слоя, а надо нанести несколько слоев — до двух или трех. При высыхании толстого слоя под поверхностной пленкой долго остается жидкая краска, что приводит к шероховатости поверхности или к об­разованию трещин. На вертикальных поверхностях при толстом слое краски образуются подтеки, сильно ухудшающие качество покрытия.

Нельзя наносить последующий слой краски до полного высыхания предыдущего, в противном случае, на покрытии образуются трещи­ны. Каждый предыдущий слой должен быть тоньше, чем последующий, иначе ускоряется старение окрасочного покрытия, усиливаются на­пряжения при термическом и механическом воздействии на пленку, уменьшается сила ее сцепления с поверхностью.

Лакировка осуществляется нанесением на поверхность обычно двух-трех слоев лака с промежуточным шлифованием. Первый слой лака активно впитывается древесиной или краской, поэтому для пер­вого слоя нужно применять лак повышенной вязкости. Последнее по­крытие выполняется лаком пониженной вязкости, который лучше рас­текается по поверхности и образует гладкую пленку. При высокока­чественной отделке лакированную поверхность полируют специальны­ми щлифовочно-полировочными или восковыми пастами.

Полировку древесины производят с применением спиртовых ра­створов (политур) и специальных полировочных Паст при помощи тампона вручную или на полировочных станках. Полировку поли­турой повторяют в течение 2—3 дней подряд с промежуточной суш­кой каждого слоя.

394-

 

Рис. 203. Головка лаконаливной ма­шины:

/ — отверстие для подачи лака под давле­нием; 2— лакируемая поверхность

• Полировочные покрытия по де­реву применяются для внутренней отделки некоторых мягких пасса­жирских вагонов, вагонов-рестора­нов и салонов,

В последнее время часто вместо полировки на покрываемые поверх­ности наносят синтетические поли­эфирные лаки.

Предварительно поверхности хо­рошо подготавливают, тщательно шлифуют и грунтуют, а иногда и подкрашивают водорастворимыми Красителями под ценные породы дерева.

Нанесение лака производится на специальных лаконаливных ма-

.шинах с двумя головками плотинного (рис. 203) или щелевого типа. Машины оборудованы транспортерами для перемещения детали.

В полуфабрикатный лак ПЭ-246 вводятся добавки — 3-процентный раствор парафина в стироле, инициатор полимеризации (для первой головки) и ускоритель (для второй головки).

Нанесенный двумя головками тонкий слой лака выдерживается до желатинообразного состояния в течение 30 мин, после него наносит­ся второй слой.

Общий расход.лака 250 г на 1 м2. Затем производится сушка при 18—23° С в течение 24 ч.

Затвердевшее лаковое покрытие лоследователь'но подвергают су­хому шлифованию мелкозернистой шкуркой, полируют пастой 290 и глянцуют полировочной водой. Все эти операции производятся на плоскополировальных станках.

Обработанная таким образом поверхность соответствует,1-му клас­су отделки по ГОСТ 9.032—74.

106. Способы окраски

Окраска вагонов и их деталей осуществляется следующими спосо­бами: вручную с помощью кистей и накатных валиков, окунанием, с помощью, механических вальцев, воздушным и безвоздушным распы­лением, распылением в электрическом поле.

Способ окраски кистями и накатными ва­ликами очень трудоемкий и малопроизводительный, поэтому по­степенно вытесняется более совершенными механическими спосо­бами. Следует отметить, что при окрашивании кистью достигается хорошее сцепление краски с поверхностью за счет втирания.

Кисти бывают разной величины и формы в зависимости от назна­чения. На некоторых вагоноремонтных заводах и в вагонных депо для окраски пассажирских вагонов и деталей применяются поролоновые кисти и вместо кистей накатные валики, изготовляемые из поролона


или цигейки. Особенно удобны такие валики при работе с водоэмуль-сионными красками.

Окраска окунанием — самый производительный, де­шевый и легко применяемый способ. Окрашиваемый предмет опускают в ванну с красителем и после извлечения дают возможность излишкам краски стечь.

Этим способом окрашивают главным образом детали обтекаемой формы и небольших размеров, с которых хорошо стекает краска (рес­соры, пружины, детали тормозной рычажной передачи, плафоны ар­матуры освещения и т. п.). Окраска окунанием удобна при выполне­нии этой операции на конвейерной линии ремонта или изготовления деталей, а также при окрашивании деталей, для которых не требуется тщательная отделка поверхности. При окраске окунанием можно по­лучить пленку различной толщины, что зависит от вязкости и быст­роты высыхания краски и рода окрашиваемой поверхности.

При окрашивании плоских предметов, например листовой стали, деревянной обшивки или досок пола вагона, применяется способ на­несения краски с помощью механических вальце в, между которыми пропускается окрашиваемый предмет. На вальцы непрерывно подается краска.

Воздушное распыление является одним из распро­страненных способов нанесения краски на поверхность. Краску опре­деленной вязкости распыляют сжатым воздухом при помощи специ­альных аппаратов-краскораспылителей до мельчайших частиц, кото­рые с большой скоростью наносятся на окрашиваемую поверхность. Краска ложится тонким слоем, однако при этом происходит интенсив­ное образование красочного тумана, что является существенным не­достатком. Поэтому окрашиваемые изделия помещают в специальные камеры, оборудованные мощной вентиляцией и фильтрами для очистки воздуха, в том числе и водяными завесами.

В комплект краскораспылительной установки входят: ручной пис­толет / (рис. 204), бак 3 для краски, оснащенный регулятором давле­ния 5 и мешалкой 4, масловодоотделитель 8 для очистки сжатого воз­духа, оборудованный предохранительным клапаном 7 и спускным краном 9, соединительные шланги 6 и 2 для подачи сжатого воздуха и краски.

С целью уменьшения количества красочного тумана и потерь краски пистолет-распылитель следует держать от изделия на расстоянии 250—350 мм.

Направление струи должно быть почти перпендикулярным к ок­рашиваемой поверхности.

Включение распылителя производится нажатием на курок. При этом открывается воздушный клапан и воздух по каналам корпуса по­ступает в воздушную головку. При дальнейшем нажатии на курок отхо­дит игла и открывается коническое отверстие в сопле прохода краски. Такой порядок включения распылителя предотвращает выброс не­распыленных капель краски.

Способ безвоздушного распыления лакокра­сочных материалов заключается в том, что краска подается в распы-396

 

Рис. 204. Схема краскораспылительной установки

литель под большим давлением, поэтому сжатого воздуха для созда­ния красочного факела не требуется.

Распыление осуществляется в результате перепада давления от большой величины, под которой находится краска в баке, до атмосфер­ного на выходе из распылителя. Распылению способствует мгновен­ное испарение легколетучей части растворителя, сильно увеличиваю­щейся в объеме. Происходит мелкое дробление краски с незначитель­ным образованием красочного тумана. Полезное использование лако­красочного материала составляет 80—85%.

Переносный аппарат безвоздушного распыления состоит из порш­невого пневматического двигателя 5 (рис. 205) с клапанным перек­лючателем подачи воздуха, насоса высокого давления 3, краскорас­пылителя 1, бака 8 для краски, воздухораспределителя 4, ротацион­ной воздушной турбинки 6 с мешалкой, шланга 7 и фильтра 2. Воздухо­распределитель, снабженный трехходовым краном, редукторным кла­паном и манометром, служит для подачи сжатого воздуха в пневмати­ческий цилиндр двигателя и воздушную турбину.

Отношение площадей поршней насоса и двигателя составляет 1: 24, поэтому при давлении поступающего воздуха 0,5—0,8 МПа (5—8 кгс/см2) статическое давление на краску увеличивается до 9—16 МПа (90—160 кгс/см2).

На ремонтных заводах широко применяются установки УБРХ-1, изготовляемые Московским локомотиворемонтным заводом и Воро­нежским вагоноремонтным заводом им. Тельмана. Основные узлы 397


этой установки — пневмогидравлический насос высокого давления 6 (рис. 206), воздухораспределитель 5, бак 10 для краски и пистолет-рас­пылитель 14 со шлангом. Все узлы смонтированы на тележке.

Воздух под давлением 0,4—0,5 МПа (4—5 кгс/см2) по магистрали / через разобщительный кран 2, регулятор давления 3.и трехходовой клапан 7 поступает в воздухораспределитель 5, откуда поршнем по трубе 4 нагнетается в пневмогидравлический насос.,

При этом в шланге низкого давления 11 с фильтром на конце соз­дается разрежение. В результате краска засасывается из бачка 10 и подается по трубам 9 в полость гидравлического цилиндра насоса. В дальнейшем при обратном ходе поршня краска сжимается и под дав­лением до 15—22 МПа (150—220 кгс/см2) через шланг высокого давле­ния 13 поступает в пистолет-распылитель. Давление краски контроли­руется по манометру 12. Для компенсации колебаний давления в уста­новке предусмотрен гидроаккумулятор 8.

Окраска в электрическом поле основана на фи­зическом явлении переноса электрически заряженных частиц лако­красочных материалов к изде­лию в электрическом поле высо­кого напряжения.

.Сущность процесса заклю­чается в следующем- Если к двум электродам, между кото­рыми имеется диэлектрик (газ, воздух), приложить противопо­ложные по знаку электриче­ские.заряды, то в пространстве между электродами образуется электрическое поле, в котором носители, зарядов — ионы пере­двигаются от одного электрода к другому.

При достижении определен­ного напряжения возникает элек­трический разряд,который пред­ставляет собой незавершенный пробой разрядного промежутка. Этот разряд сопровождается появлением большого количест­ва светящихся точек, обрамляю­щих электрод в виде короны. Такой разряд называется корон­ным, а электроды, несущие коро­ну, — коронирующими,

Сила, с которой электриче­ское поле действует на элемен­тарный заряд, в общем виде вы­ражается уравнением F=Eq,

 

Рис. 205.

Аппарат безвоздушного рас­пыления ВИЗА-1

где £— напряженность электрического поля, В/м;

q— заряд электрона, равный 1,6 • 10""19 Кл. Направление силы, с которой поле действует на заряженную* «гас-тицу, совпадает с направлением электрического поля. По этим сило­вым линиям и перемещается электрический заряд.

Если в качестве одного электрода использовать коронирующий электрод с отрицательным потенциалом, достаточно высокого напря­жения, а в качестве другого — подлежащую окраске поверхность с положительным потенциалом, который появляется на поверхности в случае ее заземления вблизи от отрицательных зарядов коронирую-щих электродов, и ввести в электрическое поле распыленную краску, то частицы краски приобретут отрицательный заряд и, двигаясь по силовым линиям, осядут равномерным слоем на поверхность.

Для такого способа окраски характерно почти полное отсутствие

ту манообразования.

Вязкость окрасочных материалов при распылении в электрическом

поле должна быть несколько пониженной по сравнению с вязкостью при обычном распылении и находиться в пределах 18—25 с по виско­зиметру ВЗ-4 при температуре 18—23° С. Кроме того, краска должна хорошо воспринимать отрицательные заряды, слетающие с корони-рующей кромки распылителя. Для этого окрасочные материалы раз­бавляют растворителем РЭ-1 или РЭ-4.

Известны следующие способы окрашивания в электрическом поле:

окраска пневматическими распылителями с установкой электрод­ной коронирующей сетки между распылителем и окрашиваемой по-

 

32 1

(W^-,,

Рис. 206. Установка УБРХ-1 для окраски подвижного состава


верхностью. На электродную сетку подается постоянный ток высокого напряжения отрицательного заряда, а окрашиваемая поверхность за­земляется.

Электродная сетка выполняется из тонкой медной или сталь­ной проволоки диаметром не более 0,3—0,35 мм. Расстояние от рас­пылителя до электродной сетки должно быть 400—600 мм, расстояние от электродной сетки до окрашиваемой поверхности — 250 мм;

окраска специальными быстро вращающимися электростатически­ми распылителями с пневматическим или электрическим приводом Вра­щения. Постоянный ток высокого напряжения отрицательного заряда подается на корпус распылителя. Окрашиваемое изделие зазем­ляется.

Если применяются пневматические распылители, то краска пода­ется в электрическое поле между окрашиваемой поверхностью и элек­тродной сеткой с помощью сжатого воздуха. Коронный разряд воз­никает на электродной сетке.

Распыленные частицы краски приобретают отрицательный элект­рический заряд и осаждаются на окрашиваемую поверхность, заря­женную положительно.

При использовании электростатических распылителей дозированное количество краски непрерывно подается насосом по шлангу на поверх­ности быстро вращающихся распылительных головок. Если приме­няются чашечные головки, то краска подается на внутреннюю по­верхность чаши, которая должна быть тщательно отполирована или хромирована. Постоянный ток отрицательного заряда подается на корпус чаши.

Благодаря'центробежной силе краска движется к кромке чаши в направлении ее вращения и механически распыляется в плоскости, перпендикулярной оси вращения.

Поскольку кромка чаши остро отточена, при подаче высокого на­пряжения происходит коронный разряд и ионизация воздуха. Тогда под действием высокого напряжения распыленные частицы краски приобретают заряд и конусообразным факелом движутся по направ­лению силовых линий электрического поля к окрашиваемой поверх­ности.

Наилучшие результаты по осаждению краски и равномерности по­крытия получаются при соблюдении отрицательного потенциала на коронирующих электродах в пределах 60—120 кВ и расстоянии между ними и окрашиваемой поверхностью 200—300 мм.

Чем больше напряжение на электродах и чем меньше расстояние между ними и окрашиваемой деталью, тем больше коэффициент осаж­дения краски, т. е. отношение массы осевшей краски к массе распы­ленной. '

При напряжении на электродах 100 кВ и расстоянии между ними 250 мм коэффициент осаждения составляет 92%. Увеличивая на­пряжение или уменьшая расстояние, но до известного предела, за ко­торым может возникнуть искровой разряд, этот коэффициент можно приближать к 100%.

Глава XX ТЕХНОЛОГИЯ ОКРАСКИ И СУШКИ ВАГОНОВ

107. Окраска пассажирских вагонов

Наружная окраска кузовов пассажирских вагонов про­изводится по подготовленной поверхности. На вагоностроительных за­водах такая подготовка сводится к устранению налетов ржавчины и окалины на металлических листах обшивки и их обезжириванию. При ремонте вагонов подлежащую перекрашиванию поверхность очи­щают от отслоившейся и потрескавшейся краски и ржавчины, обмы­вают и также тщательно обезжиривают.

Окраска новых кузовов цельнометаллических пассажирских ваго­нов снаружи производится по технологии, указанной в табл. 38.

Восстановление наружного окрасочного покрытия пассажирских вагонов при ремонте осуществляют так. Все расчищенные места грун­туют и хорошо просушивают, затем протирают ветошью, смоченной уайт-спиритом, и выравнивают шпаклевкой, толщина слоя которой не должна превышать 0,5—1 мм. После сушки и шлифовки наносят второй слой шпаклевки с выравниванием местных углублений, который также тщательно просушивают и шлифуют. Далее поверхность кузова про­тирают и наносят выявительный слой краски. После сушки и полной шлифовки кузова выявленные места выправляют, сушат и шлифуют. Затем кузов вагона красят два раза (первый слой шлифуют).

Окраску выполняют темно-зеленой пентафталевой эмалью (иног­да эмалями других цветов). Практикуется также сочетание двух цве­тов. Для шлифования используют водостойкую шкурку и применяют теплую воду.

После окраски кузова окрашивают декоративные полосы или гоф­ры и наносят номерные знаки и надписи.

С^;" Крышу, дефлекторы и свесы крыши окрашивают эмалью серого цвета, причем свесы два-три раза шпаклюют.

Дубовые оконные рамы расчищают и покрывают масляным лаком или окрашивают бежевой эмалью, а алюминиевые рамы с потемнев­шей поверхностью промывают и красят алюминиевой пудрой на лаке.

Раму вагона, пол снизу, подвагонное оборудование, подножки, раму упругой площадки окрашивают после очистки от грязи в черный цвет масляной краской.

Внутренняя окраска пассажирских вагонов при ре­монте производится вручную с помощью кистей, меховых или поро­лоновых валиков по окончании всех ремонтно-сборочных операций. Предварительно вагон очищают от пыли, промывают теплой водой и протирают насухо. После выполнения столярных и других работ по­толки в купе и тамбурах, потолки и стены в туалетах расчищают, уда­ляя поврежденные слои краски, шпаклюют и окрашивают в белый цвет. Покрытую лаком мебель, двери, окна, раскладку по вагону очи­щают от старого покрытия циклями, шлифуют шкуркой, покрывают мастикой и лакируют вновь. Если стены вагона покрыты линкрустом,

14 Зап.?32 ДЛ)


- •. '• "•' '.": Таблица 38  
Наименование техноло­гических операций   Оборудоаание, приспособ-- ления, инструмент   Используемые материалы  
Очистка от ржавчины кузова и внутренних по­   .Велосипедные тележки, скамейки и ставлюги   Водостойкая шлифо­вальная шкурка  
верхностей аккумуля­          
торных ящиков          
Обезжиривание и про­тирка насухо кузова и   То же   Уайт-спирит, ветошь-  
аккумуляторных ящиков          
Грунтование кузова и ак­кумуляторных ящиков   Велосипедные тележки, пневматический распы­литель или кисти   Грунтовка ГФ-20 для на­ружных поверхностей, ФЛ-ОЗ-К для внутренних,  
        XC-OIO для акумулятор-  
        ных ящиков  
Шлифование кузова сна­   Велосипедные тележки,   Водостойкая шлифо­  
ружи по грунтовке   шлифовальные машинки   вальная шкурка  

 

Локальная и сплошная   Велосипедные тележки,   Шпаклевка ПФ-002  
шпаклевка кузова снару­   шпатели   '  
жи в три слоя          
^Нанесение антикоррози-   Скамейки, ставлюги, ки­   Антикоррозионная ма­  
Ъннрй мастики на внут­   сти, пневматический, рас­   стика  
ренние поверхности ку­   пылитель      
зова          
•Шлифование кузова сна­   Велосипедные тележки,   Зеленая эмаль ПФ-115,  
ружи и нанесение выяви-   шлифовальные машинки,   шпаклевка ПФ-002  
тельного слоя с после­дующей местной выправ­   электростатический рас­пылитель, шпатели      
кой          
Окраска крыши и акку­   Велосипедные тележки, электростатический рас­   Серая эмаль ХСЭ-26  
муляторных ящиков   пылитель, установка      
внутри в два слоя   УБРХ-1      
Очистка от ржавчины, протирка, грунтование и окраска в два слоя ра­мы и подвагонного обо-   Пневматический рас­пылитель, установка УБРХ-1   Водостойкая шлифоваль­ная шкурка, уайт-спирит, ветошь, грунтовка ГФ-20, черная эмаль МС-17  
. рудоваиия          
-Окраска кузова снаружи   Велосипедные тележки,   Зеленая эмаль ПФ-115,  
в три слоя с помежуточ-ной шлифовкой   электростатический рас­пылитель   водостойкая шлифоваль­ная шкурка, уайт-спирит,  
        ветошь  
Окраска надоконных и подоконных гофров в два слоя с промежуточной шлифовкой, /нанесение надписей   Велосипедные тележки, кисти, трафареты   Кремовая эмаль ПФ-115, крон цинковый, уайт-спи-)ит, ветошь, водостойкая шлифовальная шкурка  

их красят в светлые тона. Поверхности, покрытые твердым пластиком, промывают, отделанные слоистым пластиком тщательно протирают влажным способом.

Полы вагонов красят в коричневый цвет под цвет линолеума. Стены котельного отделения окрашивают в черный или серый цвет.

На время выполнения малярных работ внутри вагона необходимо включать вагонную вентиляцию.

108. Окраска грузовых вагонов

Грузовые вагоны (крытые, полувагоны, платформы) при заводском ремонте окрашивают масляной красной краской снаружи два раза, а внутри — один раз. Если доски кузова были предварительно про-грунтованы, можно красить и снаружи один раз. Полы вагонов окраши­вают по грунту один раз. Разрешается окрашивать полувагоны и плат­формы перхлорвиниловыми эмалями в два слоя.

Рамы вагонов окрашивают два раза черной масляной краской или один раз по грунту, или двумя слоями перхлорвиниловой эмали по грунту. Тележки окрашивают по грунту один раз в черный цвет. Кро­вельные листы грунтуют с обеих сторон и после укладки на крышу окрашивают с наружной стороны два раза.

Перед нанесением очередного слоя краски поверхности сушат. На высохший кузов наносят соответствующие надписи и знаки.

Котлы цистерн снаружи грунтуют и окрашивают один раз: для пе­ревозки темных нефтепродуктов — масляной красной краской, свет­лых нефтепродуктов—в палевый цвет, кислот—черной краской с желтой полосой вдоль котла и желтым квадратом на днищах, биту­ма — в черный цвет с желтой полосой вдоль котла, метанола — эмалью желтого цвета.

При деповском ремонте сплошную окраску кузовов ежегодно про­изводят только.у цельнометаллических вагонов и кислотных цистерн. У вагонов других типов кузова полностью окрашивают только один раз за период между двумя заводскими ремонтами или между построй­кой и заводским ремонтом. В остальных случаях при деповском ре­монте окрашивают лишь места с поврежденной краской или поражен­ные коррозией. Кузова полувагонов с деревянной обшивкой окраши­вают только с наружной стороны.

109. Оборудование для окраски вагонов

Для механизированной окраски применяют камеры стационарно­го типа и передвижные установки. Окрасочным инструментом служат воздушные и электростатические распылители.

Передвижная окрасочная установка с ис­пользованием воздушных распылителей показана на рис. 207. Ее кор­пус 2 смонтирован на металлической раме 1 и может перемещаться на колесах о вдоль вагона. Для освещения рабочего места предусмотрены светильники 3. Установка оборудована системой вентиляции с гидро-

14* 403


фильтром 7, который трубой 6 присоеДиНяетйя к отводам 4 неподвиж­ного вытяжного канала 5. Засасывается воздух через решетку 9.

При окрашивании вагона рабочий с распылителем в руках нахо­дится в открытом проеме установки. По мере окрашивания части ваго­на установка передвигается до следующего вентиляционного отвода.

Для окраски вагонов в электрическом поле применяют, стационар­ные камеры, передвижные самоходные и ручные переносные окрасоч­ные установки. Все они действуют по одному принципу и оснащены аналогичным электрическим оборудованием.

Ручная переноснаяустановка состоит из каскад­ного генератора, электростатического пистолета-распылителя и доза­тора.

Генератор состоит из высоковольтного повышающего трансфор­матора и блока умножения, обеспечивающего дальнейшее увеличение напряжения и выпрямление тока. Рабочее напряжение до 80 кВ, ра­бочий ток 150 мкА. -..

Распылитель выполнен в виде эпоксидного корпуса 4 (рис. 208) с алюминиевой ручкой 13. Алюминиевая распылительная чаша 6 вра­щается электродвигателем 1, который закрыт кожухом 2. Высокое на­пряжение подается по кабелю 9 к распылительной чаше через ограни­чительный резистор 7 и бронзовую втулку 5. Валик электродвигателя электрически изолирован валиком 3 от чаши, находящейся под высо­ким напряжением.

Краска из дозатора подается к корпусу клапана 15, откуда по трубке 8 поступает в распылительную чашу. Расход краски регули­руется перемещением иглы 14 клапана с помощью гайки 10.

 

Рис: 207. Передвижная окрасочная установка с воздушными распылителями

 

При нажатии на курок 12 срабатывает микровыключатель 11, за­мыкающий цепь подачи высокого напряжения на чашу. Затем игла открывает канал для прохода краски. Расстояние от кромки чаши до поверхности изделия должно быть 200—250 мм.

Дозатор предназначен для хранения и подачи краски к распыли­телю и представляет собой цилиндрический бак емкостью 20 л, за­крытый крышкой. В бак вставляется сменное ведро. Краска переме­шивается мешалкой и подается в распылитель давлением воздуха до 0,07—0,12 МПа (0,7—1,2 кгс/см2).

Производительность установки по окраске составляет до 150 м^ч. При наружной окраске вагонов установку рационально использовать с применением механизированной велосипедной тележки.

Передвижная окрасочная установка смон­тирована на каркасе П-образной формы (портале), сваренном из про­филей стального проката. Установка снабжена механизмом передви­жения, оснащена высоковольтным оборудованием для создания элект­рического поля в зоне действия электростатических распылителей и насосным оборудованием для подачи и дозирования краски. Поверхно­сти вагона, не попадающие под действие электростатических распылите­лей, окрашивают с помощью воздушных распылителей или кистью.

Для очистки воздуха от токсичных паров растворителей и тумана краски установка оборудована мощной системой вентиляции с гидро­фильтрами. Загазованный воздух выбрасывается в вентиляционный короб, размещенный под перекрытием цеха.

При включении установки башмаки токоприемника 2 (рис. 209) по­дают трехфазный ток напряжением 380 В от троллейных проводов / по кабелям 4 в понижающий трансформатор 3. На выводе этого трансфор­матора образуется однофазный переменный ток напряжением 220 В, который подводится к трансформатору 5 высоковольтного выпрямля-


ющего устройства. Этот трансформатор повышает, напряжение до 140 кВ. Проходя далее через кенотронную лампу 6, ток на выходе из устройства преобразуется в постоянный напряжением до 140 кВ. Накал лампы обеспечивается через специальный трансформатор 7.

Из выпрямительного устройства ток высокого напряжения прохо­дит через ограничительные резисторы 5, изоляторы 10 и Л и посту­пает к распылителям 13, создавая между чашей распылителя и стеной вагона электрическое поле. 'Расстояние между кромкой распылителя и стеной вагона 250—300 мм.

 

Рис. 209. Схема передвижной установки для окраски пассажирских вагонов в электрическом поле

Установка перемещается посредством механизма 17. С каждой стороны портала установки смонтированы три распылителя. Привод­ной механизм 12 обеспечивает возвратно-поступательное движение распылителей в вертикальном направлении^ что при перемещении пор­тала вдоль вагона обеспечивает их «растушевывающее» действие. По­дача краски к распылителям из бака 14 производится дозирующими устройствами 16 по трубкам 15. Оптимальная подача краски 90— 105 г/мин.

Автоматический разрядник 8 предназначен для снятия остаточ­ного заряда с высоковольтного оборудования и электростатических распылителей после отключения от источника питания. Управление установкой и системой вентиляции осуществляется с пульта, располо­женного на портале.

Габариты установки: длина 8000 мм, ширина 5600 мм, высота 8600 мм (со стойкой токоприемника). Потребляемая мощность 47,4 кВт. Скорость рабочего перемещения портала 2,5 м/мин, холосто­го 5 м/мин. Рабочее напряжение 100—105 кВ. Ток 5—8 мА. ' Существуют передвижные окрасочные установки, которые окра­шивают и крышу вагона. Для этого на них предусмотрены дополни­тельные распылители, смонтированные под потолком портала поперек вагона и направленные вниз к крыше.

Передвижная установка может обслуживать несколько параллель­но расположенных путей, если проложить в цехе поперечные подпор-тальные пути, а портал оборудовать поворотными ходовыми колесами.

Стационарная окрасочная камера в комплексе с сушильной камерой представляет собой окрасочно-сушильный аг­регат для окраски крытых грузовых вагонов и полувагонов.

Окрасочная часть агрегата состоит из двух камер. В первой камере производится окраска рамы и ходовых частей с помощью пневмати­ческих распылителей вручную, во второй — окраска остальных поверх-ностей вагона в электрическом поле. Продолжением окрасочных камер. является сушильная камера.

Реверсивный конвейер с двумя приводными станциями 1 и 10 (рис. 210, а) подает вагон 2 в камеры пневматической окраски 5, элект-троокраски 8 и сушильную камеру 9.

Камера пневматической окраски оборудована приямками, в кото­рых размещаются маляры и производят окраску ходовых частей и рамы через щели 7 в стене камеры. Против каждой щели расположено вентиляционное устройство 4 с гидрофильтром. Камера закрывается воротами 3, на потолке ее установлены два вытяжных вентилятора 6 с электроприводом.

Окраска крыши крытого вагона, внутренних поверхностей стен и пола полувагона производится чашечными распылителями 11 (рис. 210, б, в и г), которые управляются копирными механизмами. Наружные боковые стены крытых вагонов и полувагонов окрашивают пневматическими распылителями 13 (рис. 210, д и е) с применением коронирующих сеток 12.

При ручной окраске рамы и ходовых частей также используют пневматические распылители (рис. 210, ж)...


НО. Основные мероприятия по охране труда при окраске вагонов

Практически все растворители и разбавители представляют собой горючие, а-при большой концентрации паров токсичные и взрывоопас­ные жидкости, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать ме­ры санитарной и противопожарной безопасности.

^Нужно обеспечивать хорошую вентиляцию помещений. Концентра­ция паров растворителей в помещениях, где работают люди, не долж­на превышать: для уайт-спирита—0,3 мг/л, бензина — 0,3 мг/л, кси­лола — 0,1 мг/л, ацетона — 0,2 мг/л, скипидара — 0,1 мг/л.

При работе в помещениях, где производятся окрасочные работы, нельзя пользоваться приборами с неисправной или не приспособлен­ной для данных условий электроарматурой, открытыми источниками огня. Не разрешается также выполнять сварочные работы.

Не следует применять растворители с сильным или раздражаю­щим запахом. Все применяемые лакокрасочные материалы должны со­ответствовать требованиям утвержденных ГОСТов или ТУ и иметь паспорт. На каждой емкости с лакокрасочным материалом должна быть наклейка или бирка с его названием. При наличии свинца более 1 % ставится штамп «Содержит свинцовые соединения».

Приготовление рабочих смесей лакокрасочных материалов и раз­бавление их растворителями нужно производить только в краскопри-готовительном отделении, а хранить материалы в специальных кла­довых в плотно закрытой таре.

При окраске пневматическими распылителями, а также при сухой расчистке старой краски и шлифовании поверхностей нужно пользо­ваться защитными очками и бесклапанным противопылевым респи­ратором. Очищаемые поверхности следует смачивать.

Окрашивая крышу вагона вручную, обязательно надо применять предохранительный пояс.

Перед выполнением окрасочных работ нужно смазывать руки за­щитной пастой (биологические перчатки), перед приемом пищи с-ни-мать спецодежду и мыть руки теплой водой с туалетным мылом. Раз­решается снимать с кожи рук небольшое количество краски тампоном, смоченным в уайт-спирите или керосине.

Велосипедные тележки, переносные ставлюги, стремянки, лестни­цы и другие приспособления должны быть исправными и устойчивы­ми. Запрещается применять при окрасочных работах случайные пред­меты вместо таких приспособлений.

Двери установки для окраски в электрическом поле и двери каме­ры, где располагается электрическое оборудование, должны быть сбло-киррваны с высоковольтным устройством автоматического отключе­ния высокого напряжения при открывании дверей.

Установки для окраски в электрическом поле оборудуют автома­тическим разрядником для снятия остаточного напряжения с высоко­вольтного оборудования и распылителей после отключения от сети.

Окрасочные камеры и установки снабжают устройствами вытяж­ной вентиляции для удаления аэрозоля и паров растворителей.

 

 

Глава XXI ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ВАГОНОВ

113. Металлические покрытия

Наряду с лакокрасочными покрытиями и синтетическими материа­лами при изготовлении и ремонте вагонных деталей широко применя­ются другие виды защитных покрытий: металлические, стекловидно-эмалевые, полимерные.

Металлические покрытия наносятся гальваническим способом, спо­собом погружения детали в расплавленный металл, натиранием на­гретой поверхности металлом и металлизацией — нанесением на по­верхность распыленной струи расплавленного металла.

Гальванические покрытия, используются для вос­становления (наращивания) изношенных поверхностей, а также в ка­честве декоративных покрытий металлических деталей внутреннего оборудования пассажирских вагонов и антикоррозионных покрытий различных крепежных деталей.

Процесс нанесения гальванических покрытий предусматривает следующие технологические операции:

очистка поверхностей детали от всевозможных наслоений, а под декоративное покрытие — качественная полировка;

 

 


Лекция №16: Сушка лакокрасочных покрытий.

Оборудование для сушки. Охрана труда при нанесении защитных покрытий.

111. Способы сушки лакокрасочных покрытий

Процесс сушки происходит для различных материалов по-разному. У нитроматериалов и спиртовых лаков твердая пленка образуется за счет улетучивания растворителей. Эти материалы сохнут быстро. При образовании пленки масляных красок и эмалей различаются две фазы: вначале интенсивно испаряются растворители, на что уходит 10—20% времени сушки, а дальше происходят химические.процессы окисления, конденсации и полимеризации, в результате которых полу­чается твердая пленка. Процесс сушки этих материалов в условиях нормальных температур идет медленно. Некоторым ускоряющим факто­ром является свет, поэтому в малярных цехах предусматривают обиль­ное естественное освещение.

Сушку можно осуществлять естественным и искусственным спосо­бами.

Естественная сушка происходит в помещении маляр­ного цеха при температуре 18—22° С и относительной влажности не более 70%. Естественная сушка длится довольно долго, непроизводи­тельно увеличивая общий цикл постройки или ремонта вагона. До­статочно сказать, что при заводском ремонте пассажирских цельно­металлических вагонов на все малярные операции по наружной окрас­ке, начиная с грунтовки и кончая нанесением надписей, расходуется около 40—50 чел-ч, а на сушку естественным способом требуется 200 ч. Поэтому такой способ невыгоден.

Искусственная сушка осуществляется в специаль­ных камерах или установках, где создается повышенная температура и за счет этого значительно ускоряется процесс сушки. Предельные температуры сушки для масляных красок и лаков составляют 110— 120° С, для глифталевых лаков и эмалей — 170—180° С.

В помещениях, где производится сушка, нужно соблюдать макси­мально.возможную чистоту, чтобы исключить прилипание взвешен­ных частиц пыли к свежеокрашенной поверхности.

Существуют следующие способы искусственной сушки: конвекцион­ный, в электрическом поле и терморадиационный.

Конвекционный способ сушки окрашенной поверх­ности осуществляется путем обдувания горячим воздухом в сушиль­ных ^камерах, оснащенных тепловентиляционными приборами. Тепло­носителем может быть пар, горячая вода, горящий газ или электро­нагревательные приборы.

Недостатком этого способа является то, что процесс сушки начи­нается с поверхности покрытия. Образующаяся при этом поверхност­ная пленка препятствует испарению растворителя и увеличивает вре­мя сушки.

При сушке в электрическом поле окрашенное из­делие помещают в индуктор, по обмотке которого пропускается ток промышленной или высокой частоты. В изделии возникают вихревые токи, нагревающие его. Процесс сушки идет от нижних слоев покры­тия к верхним, что способствует лучшему улетучиванию раствори­теля.

410 /

Недостаток этого способа — необходимость изготовления слож­ных индукторов и большой расход электроэнергии. Кроме того, таким способом можно сушить только обнаженные'металлические кузова без внутреннего оборудования.

Терморадиационная сушка или сушка инфракрас­ными лучами иногда называется сушкой панелями темного излучения, или сушкой отраженным теплом.

Способ основан на поглощении инфракрасных лучей окрашенной поверхностью изделия. Лучи с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.263 сек.