Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пробудить у учащихся интерес и положительную мотивацию к изучению русского языка




Метод в педагогическом смысле слова означает способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение учебно-воспитательных задач (в нашем случае задач обучения русскому языку учащихся-башкир).

Методы обучения

Понятие метод (греч. «путь») имеет разно уровневое содер­жание: в философии — это способ познания и преображения действительности. В конкретных науках — это методы иссле­дования данных наук, в педагогике — методы обучения и воспитания.

Совокупность, этих методов составляет содержание методики как науки подход к понятию «методы обучения» возможен с точки зрения источника получения знаний:

беседа, самостоятельная работа учащихся; с точки зрения теории познания: догматический, эвристический (эвристика — наука о творческом мышлении) и исследовательский метод; с точки зрения логической: аналитический, аналитико-синтетический, синтетический, индуктивный, дедуктивный, сравнительный метод.

 

В Прямой метод ориентирован преимущественно на практи­ческое владение языком в его устной форме. Комбинированные методы стремятся преодолеть крайно­сти первых двух.

Сознательно-практический метод признан в качестве ведущего в обучении русскому языку в национальной школе, однако он не является единственным и универсальным. В практике преподавания используются положительные стороны других методов обучения (аудио-визуального, программированного, интенсивных методов обучения, проблемного обучения).

В последнее время в методике преподавания русского языка в национальной школе большой интерес вызывают интенсивные методы обучения русскому языку. Интенсивные методы обучения языку в максимальной степени ориентиро­ваны на: а) создание естественной речевой среды; б) активизацию учащихся; в) мобилизацию скрытых психологических резервов личности учащихся, в частности, резкое увеличение объема воспроизводимого языкового материала.

Методы обучения в узком смысле могут классифициро­ваться по разным признакам:

а) по источнику получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение над языком, грамматический разбор, самостоятельная работа уча­щихся, упражнения, работа с книгой, использование наглядных пособий, экскурсия);

б) по степени и характеру участия учащихся в учебном процессе (активные и пассивные методы);

в) по характеру и месту работы учеников (устные и письменные, классные и домашние).

Среди познавательных методов выделяются объяснительный и поисковый, или проблемный; среди тренировочных — метод речевой имитации, оперативный метод (аналитические и конструктивные упражнения), коммуникативный метод (подготовка и проведение устных и письменных работ творческого характера).

Применительно к деятельности учителя и учащихся ме­тоды обучения можно объединить в две группы: методы преподавания и методы учения.

К методам преподавания относятся методы изложения нового материала: показ — демонстрация, ознакомление, объяснение, организация беседы, самостоятельной работы уча­щихся по учебнику и т. д. Методы организации тренировки — инструкция, организация системы языковых и речевых (коммуникативных) упражнений.

Методы контроля — исправление ошибок, коррекция речи, оценка знаний и навыков учащихся.

К методам учения относятся: восприятие и осмысление объяснения учителя, самостоятельное усвоение теоретического материала по учебнику и тренировочная работа при выполнении упражнений: наблюдение, анализ, имитация, воспроизведение материала, конструирование, выполнение творче­ских работ, поисковая работа, участие в речевой коммуникации и т. д.

Методы обучения реализуются в тех или иных приемах и способах обучения.

Прием — это конкретное действие учителя и учащегося, направленное на решение частной методической задачи. Приемов обучения бесконечное множество, особенно у творчески работающих учителей. Один и тот же метод может быть осуществлен с помощью различных приемов, которые зависят от характера изучаемого материала, уровня подготовленности учащихся, конкретных условий обучения индивидуального творческого мастерства учителя. Так, метод самостоятельной работы по усвоению теоретического мате­риала может осуществляться с помощью следующих приемов: работа с учебником — чтение параграфа, составление плана параграфа, подбор примеров, составление схемы, таблицы; работа со справочной литературой, словарями; работа по таб­лице и т. д.

Совокупность приемов, направленная на решение более общих и сложных учебных задач, составляет способ обучения.

Например, способ объяснения значения слов средствами русского языка реализуется различными приемами: словотолкованием, подбором синонимов, антонимов, словообразовательным анализом, использованием контекста (словосочетаний).

Например, такой теоретико-практический метод, как обучающий диктант, по общему характеру действий учащихся представляет собой писание под диктовку текста, сопровождаемое орфографическим разбором. Но орфографический разбор текста может производиться до его написания (предупредительный диктант), после его написания (объяснительный диктант), одновременно с написанием (комментированное письмо).

В частности, метод обучающего диктанта осуществляется тремя приемами: приемом предупредительного диктанта, приемом объяснительного диктанта и приемом комментированного письма (Л. Федоренко, с. 40).

Рассмотрим некоторые позиции в классификации методов обучения.

По источнику передачи знаний выделяются словесные, наглядные и практические методы:

словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция;

наглядные методы: методы иллюстрации (с помощью плакатов, таблиц, картин), демонстрации (телепередач, видеофильмов, подопозитивов, компьютерных программ);

практические методы: упражнения (устные, письменные, графические, воспроизводящие, тренировочные, комментирующие) [?].

И.Я Лернер и М.Н. Скатник дают следующую классификацию методов с учетом возрастания степени самостоятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

репродуктивный – ученик выполняет действие по образцу учителя;

проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения и выполняют задание;

частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

исследовательский – итоговая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем. (Лернер И.Я, Скатник М.Н. О методах обучения. // Советская педагогика. – 1965, № 3.).

 

2.4. Цели и задачи обучения русскому языку в национальной школе.

В условиях обновляющейся системы национального образования особое место занимает проблема обучения учащихся в школе родному и русскому языкам. Если башкирский язык как родной, материнский, выступает в роли языка обучения, то русский язык изучается в школе в целях расширения языковой сферы ребенка, приобщения его к культуре, истории и традициям русского и других народов, проживающих в России и мире. необходимость овладения учащимися русским языком обусловлена закономерным развитием нашего общества, потребностями обеспечения сотрудничества, взаимопонимания и сближения народов.

В башкирской школе русский язык как предмет изучается с I по XI класс. Если общей целью курса русского языка в начальных (1-4) классах башкирской школы является выработка у учащихся первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме, то в последующих классах цели обучения русскому языку несколько расширяются. Формирование у учащихся языковой коммуникативной и культурологической компетенции занимает уже центральное место.

Цели языковой компетенции предполагают: частноречевые умения и навыки (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические), совокупность знаний системы и структуры языка (теория).

Коммуникативная компетенция – это умения и навыки в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, письме и чтении).

Этнокультурологическая компетенция связана с формами и средствами приобщения школьников к культуре башкирского, русского и других народов (воспитательный аспект).

Перечисленные виды знаний, умений и навыков формируются в учебном процессе в неразрывном единстве, при этом базой являются языковые средства, а вершиной – умения и навыки общения.

Исходя из общих целевых установок обучения русскому языку, в Программе по русскому языку для V-XI классов башкирской национальной школы (авторы: Р.В. Альмухаметов, К.З. Закирьянов, Л.Г. Саяхова, – Уфа, 2004) воздвигаются следующие конкретные задачи:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.