Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты учебника




1. Теоретический материал – правила, определения.

2. Практическая часть – упражнения.

1.Тексты:

1. Основной текст

2. Дополнительные тексты:

а) обращения;

б) документально-хрестоматийные материалы;

в) материалы необязательного изучения.

3. Пояснительные тексты:

а) примечания и разъяснения; б) словари; в) алфавиты.

П. Внетекстовые компоненты:

1. Аппарат организации усвоения:

а) вопросы;

б) задания;

в) таблицы (статистические, хронологические, синхронные и т.д.);

г) ответы.

2. Иллюстративный материал:

а) иллюстрации (сюжетные и предметные);

б) рисунки (научно - прикладные, технические, инструктивные, чертежи, схемы, планы, диаграммы);

в) фотоиллюстрации (в том числе комбинированные);

г) карты.

3. Аппарат ориентировки:

а) введение, предисловие (инструктивно-методическое);

б) оглавление;

в) рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые);

г) сигналы - символы;

д) указатели (предметно - тематические и именные);

ж), колонтитул.

3.2. Особенности действующих учебников русского языка для 5-9 и 10-11 классов башкирской (национальной) школы.

Современные учебники русского языка составлены с учетом следующих условий функционирования национальных школ и сообразно им выбирать принципы определения содержания курса:

1) Основой формирования и развития языковой личности является родной язык. На базе родного языка развивается мышление ребенка, складываются языковая картина мира, мировоззрение, вырабатываются жизненно важные понятия, развивается интеллект и нравственная, эмоциональная сфера.

2) Русский язык изучается на базе сформировавшегося на родном языке сознания, артикуляционного аппарата, речевого слуха, лексических значений, грамматических структур. Из этого следует, что учет родного, его траспозиции (положительного влияния) и интерференции (отрицательного переноса навыков) являются одним из основополагающих принципов методики обучения русскому языку.

3) Обучение русскому языку развивает лингвистические способности учащихся, расширяет их коммуникативные и познавательные возможности, обеспечивая общение с русскими и представителями других народов и открывая доступ к учебной, научной и художественной литературе, как русской, так и народов нашей страны и мировой литературе. В курсе русского языка учащиеся должны получить минимум лингвистических знаний об общих законах языка и его функционирования, что составляет основу элементарной лингвистической компетенции учащихся.

4) Взаимосвязанное изучение русского и родных языков в среднем и старшем звене на сопоставительно-типологической основе повысит уровень лингвистического образования учащихся, поможет осознать общие и национально-специфические свойства языков, будет способствовать выработке у них языкового чутья, облегчит усвоение родного языка.

5) Средствами учебника достичь решения трех основных целей: формирование у учащихся языковой, коммуникативной и культурологической компетенции.

За период с 1990 г. по настоящее время в башкирских школах функционируют следующие учебники, которые за последние годы принципиально изменены, дополнены, переработаны:

Саяхова Л.Г., Закирьянов К.З., Альмухаметов Р.В., Ишимова Р.Т. Русский язык для 5 класса (Под редакцией проф. Л.Г. Саяховой). – Уфа: Китап, 2008.

Саяхова Л.Г., Закирьянов К.З., Альмухаметов Р.В., Байсуванова З.И., Ишимова Р. Т. Русский язык для 6 класса (Под редакцией проф. Л.Г. Саяховой). – Уфа: Китап, 2009.

Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г., Альмухаметов Р.В. Ямалетдинова А.М. Русский язык для 7-8 классов (Под редакцией проф. К.З.Закирьянова).- Уфа: Китап, 2006.

Саяхова Л.Г., Закирьянов К.З., Альмухаметов Р.В., Ямалетдинова А.М. Русский язык для 9 класса.-Уфа: Китап, 2009.

Учебники русского языка для старших классов (10-11) башкирской школы в 2-х частях впервые появились в 1999 и 2003 гг.

Закирьянов К.З., Альмухаметов Р.В., Саяхова Л.Г. (Под редакцией проф. К.З. Закирьянова). Русский язык для 10-11 классов.1 часть. Система языка. - Уфа: Китап, 1999, 2006.

Альмухаметов Р.В., Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г., Ишимова Р.Г.,Шарипова Д.Г. Русский язык для 10-11 классов.2 часть. Речь. Речевое общение. - Уфа: Китап, 2006.

Содержание учебников. Учебники русского языка для 5-9 10-11 классов башкирской школы составлены в соответствии с новой программой1 и с учетом достижений русской лингвистики и методики обучения русскому языку как второму в условиях национальной школы.

Все учебники органически связаны друг с другом, последующие дополняют предыдущие. В них по принципу преемственности сохранены в основном та же структура и та же методика подачи теоретического и тренировочного материала, какие положены в основу предыдущих учебников. Так, учебник 5-го класса составлен с учетом знаний, речевых умений и навыков учащихся, полученных в начальном звене.

________________

1 Программа по русскому языку для 5-11 кл. башкирской школы. /Составители: Р.В.Альмухаметов, К.З.Закирьянов, Л.Г.Саяхова.-Уфа, 2004.

 

Языковой материал в учебниках подается в соответствии с содержанием, принципами и логикой самого предмета «Русский язык» и располагается в 5-9 классах по линейно-ступенчатому принципу, в 10-11-х – по линейно-концентрическому. Подчиняясь линейно – ступенчатому принципу, некоторые темы изучаются в два, три и более приема. Так, тема «Лексика» изучается в 5-8 и 10 классах, «Фразеология» - в 7 и 10, «Фонетика» в 5, 6 и 10, «Состав слова и словообразование»- в 5-6, 10, «Морфология»- в 5-6 и 10 классов, «Синтаксис» - в 5, 7, 8 и 11 классах, темы «Язык и речь», «Текст» в той или иной мере изучаются во всех классах, тема «Стилистика» - в 9 и10 классах, «Орфография и пунктуация»- во всех классах.

В организации языкового материала и системы упражнений авторы учебников руководствовались принципом коммуникативности.

Эта линия соотносится, прежде всего, с тем разделом программы, который назван «Развитие речи» (обучение речевому общению). Здесь определяются сферы общения, коммуниканты, темы, проблемы, ситуации общения, коммуникативные задачи и виды речевых высказываний. Организующим центром является, таким образом, содержательно – коммуникативная сторона учебника, которая определяет функционально- семантическую, функционально-коммуникативную и тематико-ситуативную организацию языкового материала. Так, например, в учебнике для 5-го класса представлены такие темы, как: роль языка в жизни человека, обучение языку, родная природа, экология, культура поведения, речевой этикет, книга, библиотека, много материала о Башкортостане – ее природе, известных людях, обычаях, писателях, музыкальных инструментах, сабантуе. Есть тексты о нравственности, о чуткости и внимательном отношении к людям, о добре и зле; тексты о животных и т.д.

Другой исходный принцип организации языкового материала в учебнике – лингвистический, в соответствии с логикой самого предмета «Русский язык». В соответствии с этим принципом языковой материал дается в последовательности: «Лексика», «Фонетика», «Словообразование», «Грамматика», «Морфология», «Синтаксис».

Коммуникативная ориентация учебника находит отражение в его диалоговой форме. Учебник, в отличие от всех предшествующих, написан не в императивной форме: запомни, прочитай, спиши, а в форме свободного диалога с учеником, размышления вместе с ним. Настрой на диалог с учебником учащиеся получают уже при прочтении обращения к ним авторов учебника «Дорогой друг!» и поддерживают имеющий место в учебнике юмористический материал, и наличие диалогов, как в упражнениях, так и в самом изложении материала.

3.3. Учебно-методический комплекс по русскому языку для башкирских школ.

 

Учебник – основная, но не единственная учебная книга. В настоящее время созданы учебно-методические комплексы, включающие, кроме учебника, дополнительные учебные пособия для учителя и для учащихся. Есть УМК для 1-4 и 5-9 классов башкирской школы1. Под руководством профессора Л.Г.Саяховой в последние годы приступили к созданию учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-9 классов, основанного на системе развивающего обучения.

По определению М.Р.Львова, «Учебный комплекс по русскому языку – семейство учебников, учебных пособий, других средств обучения (например, ТСО), созданное для одного или (лучше!) нескольких классов единым авторским коллективом, на основе единой концепции» (М.Р.Львов, -с.253).

В состав учебно-методических пособий по русскому языку для 5-9 и 10-11 классов входят следующие пособия: дидактический материал и методические руководства к каждому учебнику, разработанные теми же авторами (5, 6, 7- 8, 9 кл.).

Учебные пособия:

Дидактический материал и Методи­ческие руководства к каждому учебнику тех же авторов (5, 6, 7, 8, 9 классы); Живая грамматика, Книга для чтения по русскому языку для V—VI классов башкирской школы. Составители: Шарипова Д. Г., Закирьянов К. 3., Саяхова Л. Г., Альмухаметов Р. В.— Уфа, 1999; Русская речь. Пособие по развитию речи для V класса башкир­ской школы. //Под ред. проф. Л. Г. Саяховой, авторы: Закирьянов К. 3., Альмухаметов Р. В., Саяхова Л. Г., Галлямова Н. Ш., Дергун Л. И., Ямалетдинова А. М.— Уфа, 2001; Пособие по развитию речи (Книга о русском языке). Авторы: Закирьянов К. 3., Саяхова Л. Г., Шарипова Д. Г.— Уфа, 2001; Альмухаметов Р. В., Шарипова Д. Г. Сборник диктантов по русскому языку для 5—6 классов башкирской школы. — Уфа, 2008; Закирьянов К. 3., Саяхова Л. Г. Сборник диктантов по русскому языку для 7—9 классов башкирской школы.— Уфа, 1994; Закирьянов К. 3. Сборник текстов для изложений на русском языке в V—IX классах башкирской школы.— Уфа, 1994; Закирьянов К. 3. Тесты по русскому языку для 5—9 классов национальных школ Республики Башкортостан.— Уфа, 1995; Закирьянов К. 3. Слушаем русскую речь.— Уфа, 1993.

Словари: Саяхова Л. Г., Хасанова Д. М. Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы.— Уфа, 1984; Русско-башкирский учебный словарь.//Под ред. Саяховой Л. Г., Ураксина 3. Г., авторы: Саяхова Л. Г., Сахипова 3. Г., Ураксин 3. Г., Асадуллина Ф. Ф.— Уфа, 1986; Саяхова Л. Г. Грамматико-орфографический словарь русского языка для башкирской школы.— Уфа, 1987; Гиндуллина А. Ф., Каримова Р. X. Русско-башкирский ситуативный словарь фразеологических единиц.— Уфа, 1992.

 

3.4. Средства наглядности в обучении русскому языку. Доработать!

Кроме учебных словарей и пособий, учебные комплексы включают таблицы и аудиовизуальные средства, реализующие принцип наглядности в обучении.

Наглядность, как известно, один из основных дидактических принципов обучения. Великий чешский педагог Я. А. Коменский считал наглядность «золотым правилом» обучения, понимая под этим непосредственное восприятие учащимися предмета или его изображения.

Широко, не ограничиваясь только зрительным восприятием, подходил к наглядности К. Д. Ушинский. Наглядное обучение в его понимании — это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком...

Выделяются следующие основные виды средств обучения, реализующие принцип наглядности:

Средства зрительной наглядности
Печатные средства Экранные средства

Таблицы Транспаранты (для кодоскопа)

Демонстрационные Диапозитивы

Карточки

Картины Диафильмы

Раздаточный изобразительный

материал Слайды

 

Средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности

Звуковые средства Экранно-звуковые

средства

Грампластинки Диафильмы со звуковым

содержанием

Магнитофонные записи Кинофильмы и кинофрагменты

 

К этому можно добавить видеофильмы, компьютерные программы.

Таким образом, в состав средств наглядности включаются и технические средства обучения.

Значение наглядных средств обучения состоит в том, что они: 1) конкретизируют абстрактный языковой материал, обеспечивают его доступность, облегчают запоминание; 2) создают речевую ситуацию, обеспечивают содержательную основу развития речи; 3) оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся; 4) раздвигают стены класса, выводят учащихся в окружающую среду, в мир культуры, искусства, способствуют их общему развитию; 5) обеспечивают обобщен­ное восприятие материала, сравнение, анализ, классифика­цию, тем самым способствуют развитию логического мыш­ления; 6) активизируют учебный процесс, развивают внимание, память, вызывают интерес к учебе.

 

К зрительным средствам обучения относятся: натуральные (предметы и действия), доска, переносная доска (предъявляются особые требования к оформлению записей на доске); графические средства (разного рода схемы, символические обозначения); плакаты, таблицы, альбомы, картины, рисунки в учебниках и т. д.

Таблицы — наиболее распространенное, традиционное средство наглядности; они не просто обеспечивают зрительное восприятие материала, а предполагают его определенную группировку, классификацию, сравнение. Таблицы могут быть различных видов: а) по содержанию — языковые и речевые; таблицы по словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии, пунктуации, лексике, по стилистике и развитию речи; б) по характеру подачи грамматического материала: таблицы по одной теме, сопоставительные, обобщающие; в) по способу подачи материала и оформлению: таблицы-схемы и текстовые (словесные) таблицы; таблицы статичные и с подвижными элементами; г) по назначению: таблицы для объяснения материала, для закрепления материала, таблицы справочного характера, таблицы-словари.

Для башкирской школы выпущены таблицы по морфологии и синтаксису.

В школьной практике находят применение сигнальные карточки, а также демонстрационные карточки с отдельными словами или рисунки из которых на специальных стендах, магнитной доске или фланелеграфе монтируются подвижные таблицы, создаются речевые ситуации.

В качестве звуковых средств обучения используются фонохрестоматии, созданные по учебникам литературы и рус­ского языка, озвученные приложения к журналу «Русский язык за рубежом». Специально для башкирских школ созданы озвученные пособия к учебникам русского языка для 4, 5—6, 7—8 классов. В качестве аудиовизуальных средств исполь­зуются лингафонные кабинеты, а также материалы радио и телепередач.

Большой популярностью пользуются в школе проецирую­щие средства: кодоскоп, позволяющий демонстрировать записанные на пленку тексты, схемы, таблицы, задания; диапроектор для демонстрации слайдов и диапозитивов (его достоинство в том, что он дает изображение и при дневном свете); фильмоскоп для демонстрации диафильмов; эпидиаскоп для демонстрации рисунков, репродукций картин, отрывков текстов из учебных пособий, т. е. изображений с поверхности бумаги. Эта аппаратура используется для оборудования лингафонных классов. Все большее место в учебном процессе занимает компьютерная техника и компьютерные программы.

Из средств программированного обучения можно назвать прочно вошедшие в практику обучения перфокарты. Это простейшее техническое средство (пластинка с отверстиями), обеспечивающая быструю обратную связь и контроль за усвоением материала.

Весьма эффективны и поэтому получили достаточно широ­кое применение в башкирской школе таблицы-алгоритмы. Алгоритм — это последовательность мыслительных операций, которая обеспечивает решение задач некоторого класса. Алгоритм может быть сформулирован в виде правил действий, представленных в таблице. Приведем пример таблицы алгоритма.

Правописание приставок на -з- (-с-)

1. Какой звук следует за приставкой?

Гласный Согласный

Вывод: пиши з

2. Звонкий или глухой согласный?

Звонкий Глухой

Вывод: пиши з. Вывод: пиши с.

Лингафонными классами (кабинетами) оборудованы практически все средние школы Башкортостана. В ряде школ имеются компьютерные классы. Лингафонные и компьютерные классы позволяют организовать индивидуальную и коллективную работу для выработки произносительных (артикуляционных, интонационных) навыков, отработки навыков выразительного чтения, развития речевого слуха, автоматизации грамматических навыков; здесь можно проводить фонодиктанты, проводить работу по развитию речи и т.д. В компьютерных пакетах имеются обучающие и контролирующие программы.

Наиболее эффективно комплексное использование зрительных и слуховых технических средств обучения, которые обеспечивают многомерное воздействие на органы чувств. При этом нужно соблюдать чувство меры, правильно сочетая словесные средства обучения с техническими, не перегружая уроки последними.

 

 

3.5. Система упражнений.

Специфика обучения русскому языку в башкирской школе, конечной целью которого является выработка практических навыков пользования языком как средством общения, обусловливает чрезвычайную важность упражнений.

Цели, принципы и методы обучения реализуются именно в системе упражнений. Упражнение — основной способ усвоения знаний и выработки речевых навыков и умений.

В соответствии с дидактическим принципом единства теории и практики очень важно правильно определить в учебном процессе соотношение языковой теории и речевой практики, т. е. упражнений. Существует мнение о том, что более 80% времени на уроках русского языка целесообразно отвести упражнениям.

Принципиально важен вопрос о характере упражнений и их типологии.

Упражнения могут классифицироваться на разных основаниях: по содержанию языкового материала — упражнения по орфографии, лексике, грамматике; по форме выполнения — упражнения устные и письменные; по месту выполнения — классные и домашние; по степени активности учащихся — механические и творческие.

Традиционной является классификация упражнений на аналитические и конструктивные (синтезирующие).

К упраж­нениям аналитического характера относятся упражнения, свя­занные с анализом готового языкового материала (текста, предложения, словосочетания, слова). Это упражнения типа: разобрать (слово по составу, словосочетание, предложение), найти, подчеркнуть, выписать какую-либо языковую форму из текста, подобрать или выписать предложения с той или иной формой, классифицировать (например, выписать из текста глаголы I и II спряжения в два столбика) и т. д.

В конструктивных упражнениях можно выделить две груп­пы упражнений: а) связанные с частичным изменением, переконструированием данного языкового материала и б) со­стоящие в создании более сложных языковых конструкций из данных простых.

В первую группу входят упражнения на вставку, дописывание каких-либо элементов текста, последовательное распространение предложений по вопросам, замену одной формы или конструкции другой и др. Ко второй группе относятся упражнения на составление предложений или связного текста по заданным схемам, темам, опорным словам, по данному началу, по картине; изложение, сочинение с грамматическим заданием и др.

В последнее время в методической литературе классификация упражнений проводится с точки зрения усвоения языковых знаний и выработки речевых умений и навыков, т. е. с точки зрения выработки языковой и коммуникативной компетенций. В этой классификации различаются упражнения языковые, условно-речевые и речевые (коммуникативные).

Цель языковых упражнений (в основном аналитических) — уяснить, усвоить те или иные языковые категории и формы (уметь найти ту или иную часть речи в тексте, разобраться в структуре предложения, составить схему предло­жения определенной структуры и т. д.).

Цель условно-речевых (или предкоммуникативных) упражнений — овладение функцией той или иной языковой формы в речи, умение ввести то или иное изучаемое языковое явление в связную, ситуативно обусловленную речь. Цель этих упражнений — выработка частноречевых, лексических и грамматических навыков. Основной прием выполнения этих упражнений — действие по образцу. Например, употребление личных форм глаголов отрабатывается не в традиционной форме упражнения с заданиями типа: «Просклонять глаго­лы», а в форме, приближенной к естественной речи.

К условно-речевым упражнениям можно отнести также воспроизведение текста, пересказ, изложение, сочинение с грамматическим заданием и некоторые другие.

К подлинно речевым (коммуникативным) относятся такие упражнения, в которых решается какая-либо коммуникативная задача: спросить, узнать о чем-либо, побеседовать на какую-то тему, высказать свое мнение, согласиться или не согласиться с чьим-либо мнением, пригласить кого-нибудь, выразить свое чувство (удивления, восхищения и т. п.), описать картину природы, портрет друга, доказать какую-либо мысль, рассказать о случившемся, принять участие в диалоге, споре, подготовиться к докладу, написать рецензию на спектакль, отзыв о прочитанной книге и т. д.

Исходным в коммуникативных упражнениях, как видим, является какое-то внеязыковое задание, определенное речевое намерение; эти задания подбираются таким образом, чтобы ученик, специально об этом не думая, смог употребить нужные (изучаемые в данный момент) формы и конструкции в связи с решением той или иной речевой задачи. Таким образом, в речевых упражнениях внимание учащихся сосредотачивается на содержании, а языковая форма может быть предметом осознания в процессе анализа созданного речевого произве­дения. Именно подлинно речевые упражнения более всего отвечают принципу коммуникативности. Поэтому этот тип упражнения должен занимать в системе упражнений на уроках русского языка ведущее место.

Глава 4. Организация учебного процесса по русскому языку в условиях башкирской школы

4.1. Урок - главная форма учебного процесса

 

Признанный и авторитетный специалист по уроку Ю.А. Конаржевский, выделяет восемь положений, которые характеризуют урок как основную форму органи­зации учебной работы: Урок - это: 1) основная форма организации учебной работы; 2) динамическая, совер­шенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса; 3) соци­альная система; 4) основа самодеятельности учащихся в учебном процессе; 5) действие, которое обуславлива­ется социально-экономическими потребностями обще­ства и уровнем его развития;. 6) элементарная структу­рообразующая единица учебного процесса с реализа­цией определенной части учебной программы; 7) звено в системе уроков; 8) аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.

 

2. Классификация уроков

 

Классификация уроков даже в общепедагогическом плане трактуется по-разному. В педагогиче­ской и методической литературе опубликован не один десяток различных классификаций уроков, но общепри­нятой классификации до сего времени по существу нет. Это объясняется сложностью урока как педагогического объекта.

 

Форм классификации несколько:

1. По основной дидактической цели.

По основной дидактической цели выделяют сле­дующие типы уроков:

- урок сообщения новых знаний;

- урок закрепления;

- урок применения знаний и умений;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки и коррекции знаний и умений;

- комбинированный урок (урок смешанного типа).

2. По основному способу проведения

- в форме беседы;

- лекции;

- экскурсии;

- самостоятельная работа учащихся;

- лабораторные и практические работы;

- сочетание различных форм занятий.

Кроме того, уроки мы делим еще на две группы: традиционные и нетрадиционные (развивающие, творческие, свободные).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.