Данный процесс отвечает за предоставление и тестирование возможностей для предоставления услуг, определенных на этапе Проектирования.
Основные цели Управления релизами и развертыванием:
формирование и согласование планов релизов и развертывания с заказчиками и инвесторами;
гарантия того, что каждый пакет для релиза состоит из набора связанных и совместимых компонентов;
осуществление управления релизом и его компонентами в рамках процессов Внедрения;
гарантия того, что все пакеты для релизов могут быть протестированы, отслежены, проверены, установлены или устранены (при необходимости);
гарантия того, что все изменения управляются в рамках деятельностей по управлению релизами и развертыванием;
ведение отчетов и управление рисками, проблемами, расхождениями, связанными с новой или измененной услугой. Осуществление корректирующих действий при необходимости;
обеспечение доступа к информации для заказчиков и инвесторов, чтобы они могли эффективно использовать новую или измененную услугу;
обеспечение доступа к информации для операционного персонала, чтобы он мог предоставлять, поддерживать и управлять услугой.
Управление релизами и развертыванием отвечает за выпуск релизов и их эффективное использование заказчиками.
Единица релиза (Release Unit) - компоненты услуги, которые обычно компонуются вместе и выпускаются в рамках одного релиза. Единица релиза обычно включает в себя компоненты, необходимые для выполнения какой-либо полезной функции. Например, Единицей релиза может быть настольный компьютер, включающий в себя программное, аппаратное обеспечение, лицензии, документацию и т.п. Другим примером Единицы релиза может служить целое приложение для расчета зарплаты, включая процедуры операционного управления IT и тренинги пользователей.
Важно определить подходящий уровень Единицы релиза для каждого актива и компонента. Необходимо учитывать следующие факторы:
простота и количество изменений, необходимых для релиза и развертывания;
количество ресурсов и времени, необходимое для сборки, тестирования и развертывания;
сложность взаимосвязей между единицей и остальными услугами и компонентами;
хранение, доступное в рамках сборки, тестирования, распространения и эксплуатации.
Подход преобразования новой или измененной услуги определяется в рамках этапа Проектирования. Существует две опции внедрения:
"большой взрыв" - новая или измененная услуга развертывается сразу для всех пользователей в рамках одной операции;
пофазовый подход - услуга развертывается поэтапно. Сначала одной части пользователей, затем остальным.
На рис. 7 представлено применение двух подходов.
Рис. 7. Два подхода к развертыванию услуг
Релиз 1 - начальная установка на три рабочие станции (1-3). Две другие станции добавляются в тот же период времени (4-5);
Релиз 2 - использование подхода "большой взрыв" для развертывания. Релиз устанавливается сразу на пять рабочих станций (1-5). На другом шаге на две дополнительные станции (6-7);
Релиз 3 - пофазовый подход для развертывания. Сначала обновляется только три рабочие станции (1-3), затем оставшиеся четыре (4-7). Еще одна станция добавляется на следующем этапе (8).
Пофазовый подход имеет следующие вариации:
порции услуги предоставляются для использования по фазам, но все пользователи будут подключены к ней одновременно;
каждый релиз развертывается постепенно в зависимости от количества конечных пользователей;
разные элементы услуги развертываются в рамках разных фаз;
комбинированный подход, применяющий все описанные выше.
Пофазовый подход возможен только в том случае, если старая и обновленная услуги совместимы и могут работать одновременно.
Рассмотрим последовательность действий в рамках Управления релизами и развертыванием.
Для развертывания релиза необходимо разработать различные планы, в частности, Планы релизов и развертывания. Они должны определять:
охват и контекст релиза;
оценку рисков для релиза;
организации и отдельные лица, которых затронет релиз;
инвесторы, которые утвердили запрос на изменение;
команда, ответственная за релиз;
подход к взаимодействию с инвесторами и группами развертывания, который определяет:
стратегию предоставления и развертывания;
ресурсы для релиза и развертывания;
количество изменений, которые могут быть осуществлены.
В рамках Внедрения должны быть определены критерии, которые позволят установить успешность выполнения каждой стадии релиза и развертывания. Результат выполнения либо принимается - pass, либо отклоняется - fall. Отсюда критерии называются прием/отклонение (pass/fall) критерии.
Пример, когда результат принимается:
Все тесты завершены успешно; отчет по оценке и RFC для сборки и тестирования подписаны.
Примеры, когда результаты отклоняются:
недостаток ресурсов для перехода на следующую стадию. Например, тестирование показало недостаточность финансовых средств для предоставления спроектированной услуги на стадии эксплуатации;
этап Эксплуатации услуг не может предоставить отдельные атрибуты услуг;
этап Проектирования услуг разработал проект, не соответствующий установленным стандартам, технологиям, требованиям регуляторов и т.п.:
услуга не может быть предоставлена в соответствии с ограничениями, наложенными на этапе Проектирования;
не выполняются критерии приемки услуги;
необходимые документы не подписаны;
SKMS и CSM не обновлены и содержат неактуальную информацию;
количество инцидентов, проблем и рисков выше, чем предполагалось изначально.
Перед передачей услуги в промышленную эксплуатацию, необходимо совершить ряд действий по сборке и тестированию различных сред. Деятельность в рамках планирования сборки и тестирования заключается в:
формирование планов сборки исходя из проектной документации, спецификаций, требований к конфигурации оборудования;
формирование команд сопровождения, логистики и сборки, необходимых для поддержки сред;
тестирование сборки;
составление расписаний для тестирования и сборки;
назначение ролей, распределение ресурсов и ответственности для ключевых деятельностей;
согласование критериев приемки сборки.
Среды, необходимые для релиза:
среда сборки - используется для сбора и комплектования пакета релиза;
единичная среда тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности отдельных компонентов услуги;
комплект сред тестирования - используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности комплекта компонентов услуги;
среда интеграции - используется для сборки и интеграции компонентов услуги;
среда тестирования услуги - используется для тестирования всех аспектов объединенной архитектуры услуги;
среда тестирования релиза - используется для установки, сборки и тестирования пакета релиза в контролируемой среде; обычно совмещена со средой тестирования услуги.
среда тестирования готовности к эксплуатации - для тестирования возможностей услуги и ее компонентов перед передачей в промышленную эксплуатацию;
среда, симулирующая бизнес-среду;
среда, симулирующая Управление услугами;
среда для обучения;
среда для пилотирования;
среда для резервного копирования и восстановления.
Для тестирования услуги на маленькой части пользователей используются пилоты. Пилот (Pilot) - ограниченное развертывание услуги, релиза или процесса в среде промышленной эксплуатации. Пилот используется для сокращения рисков и получения обратной связи, а также приемки от пользователей. При этом важно определить оптимальный охват пилота. Если он будет слишком маленьким, будет некорректно отображена функциональность услуги и не выявятся многие ошибки. Для пилотирования также должны формироваться планы.
Планирование сборки пакета релизов содержит следующие процедуры:
проверка критериев входа/выхода;
взаимодействие с инвесторами:
управление контрактами и их деталями;
доведение до инвесторов информации о предлагаемых изменениях, выгоде, которую они могут принести и сопутствующих затратах и рисках
обучение персонала и передача знаний;
установление услуг и активов в виде имеющихся контрактов;
согласование графиков;
разработка механизмов и инструментов для:
сборки, тиражирования, продвижения, распространения, контроля, инсталляции и активации релизов;
управления лицензиями и авторскими правами.
настройка систем и обучение пользователей для работы с новой или измененной услугой;
разработка возможностей и ресурсов для сервис-менеджмента;
оценка готовности целевой группы к использованию релиза;
определение и согласование критериев для выхода.
В рамках составления планов развертывания необходимо ответить на следующие вопросы:
для кого предназначено развертывание?
кто будет пользователями?
есть ли какие-то особенности месторасположения?(например, какие-то дополнительные выходные в зависимости от региона)
где пользователи? (например, есть ли удаленные пользователи или все пользователи будут работать в одном месте)
кто еще должен быть подготовлен к релизу? (например, нужно ли дополнительное обучение персонала сервис-деска)
когда необходимо завершить развертывание?
почему необходимо развертывание? (например, чтобы исправить какую-то проблему или увеличить функциональность)
какие факторы успеха и критерии выхода? (как узнать, что развертывание прошло успешно и может быть завершено)
каковы текущие возможности поставщика услуг?
Далее разрабатываются Планы снабжения и предоставления. Они определяют следующее:
как и когда релиз и его компоненты будут предоставляться?
какие имеются команды сопровождения, и что будет в случае задержки?
как отследить прогресс в предоставлении и необходимость его завершения?
есть ли возможность защищенного хранения, если потребуется?
Прежде чем добавлять какие-то действия в планы развертывания, необходимо осуществить финансовое планирование. Оно рассматривает вопросы выделения средств для обеспечения деятельностей, покупки необходимого оборудования и лицензий, имеющиеся контракты и обязательства.
После того, как детальные планы для каждой деятельности в рамках Управления релизами и развертыванием составлены, наступает этап подготовки к сборке, тестированию и развертыванию. На этом этапе происходит оценка рисков, возможных проблем и несоответствий в проектной документации. Оценка проверяет, принесет ли изменение желаемые результаты. Формируется отчет, в котором содержатся рекомендации об утверждении изменения или его отклонении.
Если изменение утверждено, наступает этап сборки и тестирования. Ключевые аспекты, которыми необходимо управлять в рамках этого этапа:
использование сред сборки и тестирования;
стандартизация и интеграция;
управление конфигурациями:
в ходе деятельностей по сборке и тестированию - контроль версий, управление базовым состоянием, контроль входов и выходов этапа сборки и тестирования;
ведение отчетности, которая позволит осуществить сборку снова при возникновении необходимости;
управление наглядностью тестирования - формирование отчетов по тестированию;
контроль доступа к физическим компонентам и технологиям;
проверка выполнения требований безопасности;
проверка деятельностей - все необходимые условия выполнены;
управление вопросами среды - кондиционирование, электропитание, физическое место, пожарная сигнализация и т.п.
проверка готовности релиза к передаче на следующую стадию;
передача релиза на следующую стадию.
В ITIL вводится понятие "базовое состояние". Базовое состояние (Baseline) - зафиксированное состояние, используемое как ориентир (контрольная точка). Трактовка зависит от контекста. В контексте Внедрения базовое состояние может быть использовано для возврата инфраструктуры к исходной конфигурации в случае, если внедрение релиза оказалось неудачным. Информация о базовых состояниях конфигураций хранится в CMS.
Для сборки релиза необходимо объединить множество компонентов, активов и продуктов от внешних и внутренних поставщиков. В этом большую роль играет документация - соглашения, контракты, лицензии и т.п. Деятельность по приобретению компонентов включает в себя:
взаимодействие с процессами снабжения для приобретения компонентов;
сбор:
информации о новых и обновленных активах и конфигурационных единицах от SACM;
квитанций и чеков;
документации предоставления, релиза и изменения от поставщика.
проверка, мониторинг и ведение отчетности о качестве поступающих конфигурационных единиц и компонентов услуг;
обеспечение того, что наличие лицензии можно будет доказать при возникновении необходимости;
ответные действия в случае, если качество, полученное на практике, отличается от ожидаемого, и оценка влияния снижения качества на внедрение в целом;
обновление статусов конфигурационных единиц в SACM.
После того, как все необходимое куплено, документация готова, можно приступить к сборке пакета релизов. При сборке релизов важно понимать, что продукт поступит скоро в промышленное производство, следовательно, использованные в рамках сборки процедуры должны быть повторимы в случае необходимости.
Ключевые этапы деятельности сборки пакета релизов:
комплектование и интеграция компонентов релиза;
создание документации для сборки и релиза
планы сборки, тестирования и инсталляции;
детальное описание механизмов мониторинга и проверки качества релиза;
детальное описание ответных действий в случае возникновения проблем;
автоматические и ручные процедуры, необходимые для развертывания услуги в среде промышленной эксплуатации;
процедуры по возвращению в исходное состояние в случае неудавшегося релиза;
процедуры контроля лицензий.
инсталляция и проверка пакета релиза;
отправка уведомлений всем заинтересованным участникам о том, что пакет релиза готов для инсталляции и использования.
Если тестирование пакета релизов прошло успешно, релиз и его составляющие попадают под контроль Управления конфигурациями. С этого момента все изменения в пакете релизов осуществляются через Управление изменениями.
Критерии тестирования должны отражать условия, в которых услуга будет использоваться и предоставлять выгоду заказчикам. Тестирование релиза проверяет, что компоненты релиза могут корректно интегрироваться, а сам релиз можно инсталлировать в целевую среду. Тестирование операционной готовности проверяет, что услуга и поддерживающие ее инфраструктуры могут быть переданы в производство. Оно также предоставляет определенный уровень уверенности в том, что новая или измененная услуга будет соответствовать установленным требованиям.
В рамках тестирования операционной готовности проводятся следующие тесты:
тестирование готовности к развертыванию - проверяет то, что процессы, процедуры и системы развертывания могут развертывать, устанавливать, назначать и списывать пакет релизов и соответствующую ему услугу в среде производства/развертывания;
тестирование Управление услугами - проверка того, что производительность услуги может быть измерена и проконтролирована в процессе промышленной эксплуатации;
тестирование группы эксплуатации - проверяет, что сервисные подразделения смогут управлять услугой в процессе промышленной эксплуатации;
тестирование уровня услуг - проверка соответствия новой или измененной услуги требованиям уровня услуг;
тестирование пользователей - проверка того, что пользователи имеют доступ к новой или изменой услуге и могут ее использовать;
тестирование интерфейса поставщика услуг - проверка того, что интерфейсы, поддерживающие услугу, функционируют;
тестирование развертывания - проверка того, что услуга корректно развернута для каждой целевой группы или среды.
После проведения указанных выше тестов наступает заключительный этап тестирования - "репетиция услуги". Это метод тестирования, в котором создаются условия, максимально приближенные к условиям реальной эксплуатации. Он должен выявить ошибки и неработающие процессы, прежде чем они повлияют на бизнес в процессе промышленной эксплуатации. Проводится перед непосредственным развертыванием услуги. Как вариант может осуществляться в виде пилота - то есть на маленькой группе реальных пользователей услуги.
После успешного тестирования или пилотирования можно приступить к развертыванию услуги. На начальном этапе составляются детальные планы развертывания, и производится оценка рисков. Планы должны быть утверждены, а Запросы на изменения авторизованы процессом Управления изменениями. Только после этого услуга готова к развертыванию.
В рамках развертывания могут выполняться следующие действия:
перенос финансовых активов:
любые изменения в финансовых соглашениях;
покупка или перенос ежегодной поддержки;
управление затратами, в том числе на системы управления услугой;
новые цены на лицензии и обновления;
годовые контракты на восстановление в случае сбоя с третьими сторонами;
предоставление или перенос оборотного капитала;
перенос прав на интеллектуальную собственность.
Перенос/переход бизнеса и организации
окончательное оформление организационной структуры, ролей и ответственностей;
установление связей между изменениями организации, ролей и ответственностей;
убедиться в том, что люди могут приспособиться к новым практикам;
убедиться в том, что люди понимают планы и процедуры обеспечения непрерывности.
Сюда также входит найм квалифицированного персонала, способного реализовать развертывание.
развертывание процессов и материалов;
развертывание возможностей Управления услугами - новые процессы, инструменты и системы для персонала, ответственного за управление услугами.
перенос услуги:
перед переносом пересматриваются риски, проблемы услуги и значения ее производительности;
настройка аудита для услуги и конфигураций;
внесение в Каталог услуг информации о новой или измененной услуге;
уведомление инвесторов об изменении.
развертывание услуги - развертывание релиза, в том числе действия по распространению и установке услуги, поддерживающих услуг, приложений, инфраструктуры и функциональных возможностей. В этот этап входят следующие деятельности:
распространение и развертывание услуги и ее компонентов в заданных границах времени;
сборка, установка и настройка услуги и ее компонентов на работу с новой или преобразованной информацией;
тестирование системы и услуг в рамках инсталляции, формирование отчетов об инсталляции и тестировании;
фиксация всех проблем, сбоев, ошибок, инцидентов и расхождений с планами;
корректирование всех расхождений, которые не выходят за рамки проектных ограничений.
Отзыв услуги - действия, предпринятые для того, чтобы релиз можно было отозвать в случае возникновения необходимости:
удаление развернутых копий программного обеспечения и данных с аппаратного обеспечения;
идентификация лицензий и других активов, которые могут быть отозваны;
расположение оборудования в соответствии с политиками и процедурами;
перемещение отозванных активов в защищенное хранилище при необходимости.
Записи о действиях по отзыву, восстановлению и расположению должны управляться и использоваться для обновления другой информации, например, об имеющихся в организации лицензиях.
удаление избыточных активов. Если услуга отозвана, необходимо пересмотреть использование активов. Активы отозванной услуги могут быть использованы для других услуг либо извлечены из обращения, что приведет к снижению издержек.
верификация развертывания. После того, как деятельности в рамках развертывания завершены, необходимо убедиться, что пользователи, группа эксплуатации и инвесторы готовы к использованию услуги. Это включает в себя выполнение следующих действий:
проверка того, что услуги, активы и ресурсы "на своих местах";
проверка того, что обновление документации и информации завершено;
материалы для обучения и координации готовы для предоставления инвесторам, пользователям и группе эксплуатации;
проверка того, что роли и ответственности распределены;
персонал и другие ресурсы готовы для управления и использования услуги и ее компонентов в нормальных и экстренных условиях;
участники имеют доступ к информации, необходимой для управления, поддержки и использования услуги;
настроены механизмы измерения производительности услуги и поддерживающих ее ресурсов.
поддержка в начале эксплуатации (Early Life Support или ELP) - поддержка, предоставляемая в отношении новой или измененной услуги в течение некоторого времени непосредственно после того, как услуга была введена в эксплуатацию. Во время поддержки в начале эксплуатации поставщик услуг может пересматривать ключевые показатели производительности, уровни услуги и наблюдаемые пороговые значения, а также задействовать дополнительные ресурсы для Управления инцидентами и Управления проблемами. Пример деятельностей в рамках Поддержки в начале эксплуатации показан на рис. 8.
Рис. 8. Пример деятельностей в рамках Поддержки в начале эксплуатации
В процессе ELP группа развертывания реализует улучшения и решает возникающие проблемы, то есть стабилизирует использование услуги. Также происходит обновление базы данных дополнительными данными диагностики, известными ошибками, наиболее часто задаваемыми вопросами и т.п.
обзор и завершение развертывания
Обзор развертывания включает в себя следующие действия:
организация опросов и исследований удовлетворенности пользователей, инвесторов и заказчиков новой или измененной услугой;
выявить недостигнутые критерии качества;
проверить завершенность всех необходимых действий, исправлений и изменений;
пересмотреть незавершенные изменения и убедиться в том, что для них выделены финансовые средства и назначены ответственные исполнители;
пересмотреть целевые показатели производительности и успешности;
убедиться, что все проблемы, связанные с ресурсами, возможностями, мощностями и производительностью, решены до завершения развертывания;
проверить то, что все проблемы, известные ошибки и обходные решения согласованы с инвесторами, заказчиками и пользователями. Обходное решение (Workaround) - уменьшение или устранение влияния инцидента или проблемы, для которых в текущий момент недоступно полное разрешение. Например, перезапуск отказавшей конфигурационной единицы. Обходные решения для проблем документируются в записях об известных ошибках. Обходные пути для инцидентов, которые не привязаны к записям о проблемах, документируются в записях об инцидентах.
пересмотреть все риски и выявить те, которые влияют на эксплуатацию и поддержку услуги;
проверить то, что избыточные активы извлечены из обращения;
проверить готовность услуги к передаче от ELP в промышленную эксплуатацию.
Обзоры, проводимые после завершения развертывания, контролируются процессом Управления изменениями.
обзор и завершение внедрения
Перед тем, как завершить Внедрение полностью, необходимо предоставить формальный обзор Внедрения, включающий в себя:
проверку того, что все деятельности в рамках Внедрения завершены, то есть информация и документация собраны, обновлены, защищены;
проверку того, что применяются правильные и точные метрики.
Обзор аккумулирует выходы всех процессов, процедур и деятельностей в рамках Внедрения. Успешное проведение оценки гарантирует то, что услуга передана на этап Эксплуатации.
Входами процесса Управления релизами и развертыванием являются:
авторизованные Запросы на изменения;
Проектная документация;
пакет уровней услуг;
План обеспечения непрерывности бизнеса и IT;
Планы и стандарты сервис-менеджмента;
технологические стандарты и каталоги снабжения;
приобретенные активы и компоненты с их документацией;
модели и планы сборки;
требования и спецификации сред для сборки, тестирования, пилотирования, развертывания, обучения и восстановления;
политика и проект релизов от этапа Проектирования;
модели релизов и развертывания;
критерии входа и выхода для каждой стадии развертывания и релиза.
Выходами процесса Управления релизами и развертыванием являются:
План релиза и развертывания;
завершенные Запросы на изменения для деятельностей в рамках релиза и развертывания;
оповещение об услуге;
обновленный Каталог услуг с информацией о новой или измененной услуге;
новые протестированные возможности услуги и среды;
новая или измененная документация сервис-менеджмента;
пакет услуг, учитывающий требования бизнеса/заказчиков к услугам;
Пакет уровней услуг (SLP);
SLA, OLA и другие контракты;
модель услуг, описывающая структуру и динамику управления и использования услуг;
отчеты о новых или измененных услугах;
протестированные планы непрерывности;
полный и актуальный перечень конфигурационных единиц;
план мощностей соответствующий планам бизнеса;
подготовленный пакет релизов - для развертываний в будущем;
отчет о внедрении.
Ключевые показатели производительности Управления релизами и развертыванием можно разделить на два класса:
Заказчики и бизнес:
уменьшение отклонения значений производительности услуг от требуемых заказчиками и бизнесом;
уменьшение количества инцидентов, связанных с услугами;
увеличение удовлетворенности пользователей и заказчиков предоставленными услугами;
уменьшение неудовлетворенности пользователей и заказчиков.
Поставщики услуг:
уменьшение необходимых ресурсов и затрат для диагностирования и исправления инцидентов и проблем в рамках развертывания и производства;
увеличение использования стандартизированного подхода к Внедрению, в том числе процессов, документации и стандартов;
уменьшение несовпадений между информацией, предоставляемой проверками конфигураций, и реальной ситуацией.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление