Подтверждение(Validation) -деятельность, которая гарантирует, что новая или измененная услуга, процесс, план или другой результат отвечает нуждам бизнеса. Подтверждение гарантирует, что требования бизнеса удовлетворены, даже если они могли измениться по отношению к исходному результату проектирования.
Подтверждение и тестирование услуг (Service Validation and Testing) - процесс, ответственный за подтверждение и тестирование новой или измененной услуги. Подтверждение и тестирование услуг удостоверяется, что услуга соответствует ее спецификации проектирования и будет отвечать потребностям бизнеса.
Если не протестировать услуги корректно, при их передаче в промышленную эксплуатацию вырастет количество:
инцидентов, связанных со сбоями элементов услуг и несовпадениями между прогнозами и практикой;
количество звонков и обращений в сервис-деск, вызванных тем, что услуги не функционируют должным образом;
проблем и ошибок, которые труднее диагностировать в процессе эксплуатации;
издержек, так как ошибки сложнее и дороже исправлять в процессе эксплуатации, чем в процессе тестирования;
услуг, которые не могут использоваться эффективно пользователями и предоставлять им желаемую ценность.
Основные цели процесса Подтверждения и тестирования услуг:
планирование и последующая реализация процессов тестирования и подтверждения, которые представят объективные доказательства того, что услуги предоставляют заявленную ценность заказчикам, пользователям и инвесторам;
оценка качества релиза и его компонентов;
идентификация, оценка и улаживание проблем, ошибок и рисков в процессе Внедрения.
Таким образом, Подтверждение и тестирование услуг позволяет удостовериться, что услуга сможет предоставлять ценность заказчикам и их бизнесу.
Услуга определяется пакетом услуг, который может состоять из нескольких пакетов уровней услуг (SLP) и компонентов, которые в свою очередь также могут быть услугами, например, поддерживающими. SLP определяет уровень полезности и качества, которые должны предоставлять услуги, и является основным входом процесса Подтверждения и тестирования услуг. Дизайн (проект) услуги зависит от того, где и как она будет использоваться. Атрибуты услуги характеризуют ее форму и функциональность в контексте перспективы использования. Таким образом, SLP определяет совокупность требований к услугам, а также набор ограничений для их использования. Процесс Подтверждения и тестирования услуг должен определить возможности устранения ограничений, определенных на этапе Проектирования, и проверить их корректность.
Прежде чем начинать тестирование, необходимо сформировать стратегию тестирования. Стратегия тестирования определяет подход к организации тестирования и обработке его результатов. Она может применяться ко всей организации, набору услуг или отдельной услуге. Каждая стратегия должна согласовываться с инвесторами, так как они выделяют деньги на ее реализацию.
Содержание стратегии тестирования:
цели и задачи тестирования;
контекст;
стандарты, требования законов и регуляторов;
контракты и соглашения;
охват и организация:
команды поставщика услуг;
организация тестирования;
третьи стороны, стратегические партнеры, поставщики;
бизнес-единицы и их месторасположение;
пользователи и заказчики.
процесс тестирования:
управление и контроль тестированием - запись, мониторинг прогресса, ведение отчетности;
планирование и оценка тестирования;
действия в рамках тестирования - планирование, реализация и документирование тестов и их результатов.
метрики тестирования и улучшения
идентификация объектов тестирования:
пакет услуг;
пакет уровня услуг;
модель услуг, отображающая структуру и динамику развития услуг;
план эксплуатации услуг;
планы сервис-менеджмента:
критические элементы, на которых необходимо сконцентрировать тестирование;
месторасположение бизнес-единиц, на которых будет осуществляться тестирование.
интерфейсы поставщика услуг;
подход:
выбранная модель тестирования;
уровни тестирования;
подходы к тестированию;
степень независимости реализации, оценки и анализа тестирования;
повторное использование - опыт, практика, знания и результаты тестирований в прошлом;
распределение по времени;
разработка и повторное использование проектов, инструментов, сценариев и данных для тестирования;
контроль изменений и исправление ошибок;
система измерения.
критерии:
приема/отклонения;
входа и выхода для каждой стадии тестирования;
остановки или повторного запуска тестирования.
требования к людям:
роли и ответственности;
составление расписания тренингов для персонала;
требования к степени вовлеченности заинтересованных лиц - поставщиков услуг, поставщиков, заказчиков, пользователей.
требования к среде:
среды тестирования, которые будут использованы, их расположение, организация и техническое оснащение;
требования к каждой среде тестирования;
планирование и ввод в эксплуатацию сред тестирования.
Модель тестирования включает в себя план тестирования, то, что должно быть протестировано и сценарий тестирования каждого элемента. Сценарии тестирования определяют условия тестирования, цикл тестирования и результаты, которые должны быть получены.
Таблица 2. - Примеры моделей тестирования
Модель тестирования
Результат/цель тестирования
Условия, на которых основано тестирование
Тестирование контрактов
Заказчик может использовать услугу с целью получения ценности
Требования контрактов
Модель тестирования требований к услугам
Поставщик услуг может предоставлять услугу с характеристиками, которые требует заказчик
Требования к услугам и Критерии приемки услуг
Модель тестирования уровня услуг
Поставщик услуг предоставляет услугу с заданным уровнем услуг, то есть тестирование времени ответа и исправления ошибок, доступности, вспомогательных услуг
Требования уровня услуг, SLA, OLA
Модель тестирования услуги
Поставщик услуг способен предоставлять, сопровождать и управлять новой или измененной услугой с использованием модели услуг, включающей в себя модель ресурсов, модель затрат, модель прогресса, модель мощностей и производительности и т.п.
Модель услуг
Модель тестирования инсталляции
Команда развертывания, инструменты и процедуры могут инсталлировать пакет релизов в целевую среду в заданных временных рамках
Проект и план релизов и развертывания
Модель тестирования верификации развертывания
Развертывание завершено успешно, все услуги и конфигурации "на своих местах" и соответствуют критериям качества
Тесты и проверки текущего состояния активов и конфигураций
Существует множество подходов к тестированию. Они могут комбинироваться или использоваться по отдельности в зависимости от того, что конкретно тестируется. Например:
обзор документации;
моделирование и измерение - подходит для тестирования модели услуг и плана эксплуатации;
подход, основанный на рисках - концентрируется на областях повышенного риска, например, критичных для бизнеса услугах;
подход, основанный на проверке соответствия стандартам;
подход, основанный на опыте - использование экспертов в конкретной области для руководства тестированием;
симуляция;
тестирование по сценариям;
разыгрывание ролей;
макетирование;
тестирование в лабораторных условиях;
регрессивное тестирование;
пилотирование в отдельном помещении;
пилотирование в среде промышленной эксплуатации.
Чтобы оптимизировать использование ресурсов в рамках тестирования, необходимо расставить приоритеты тестирования в зависимости от значимости услуги для бизнеса, влияния услуги и рисков, ассоциированных с ней.
Существуют разные типы тестирования. Рассмотрим некоторые из них:
тестирование структуры услуги и требований к ней. Проверка атрибутов услуг в контексте контрактов, компонентов услуг и поддерживающих ее активов на совместимость;
тестирование гарантии. Как уже говорилось в предыдущих лекциях, пользователи видят и измеряют ценность услуги в двух составляющих - гарантии и полезности. При этом для каждой услуги определяются четкие показатели гарантии. Эта четкость позволяет провести тестирование гарантии или того, что услуга подходит для использования. В рамках тестирования гарантии могут проводиться:
тестирование доступности;
тестирование мощности;
тестирование непрерывности;
тестирование безопасности.
тестирование простоты использования услуги используется, как правило, для организации работы потенциальных пользователей услуги с ограниченными возможностями, например, глухонемых или дальтоников;
тестирование соответствия контрактам и требованиям регуляторов. Тестирование проверяет, что все критерии контрактов и требования регуляторов выполнены и удовлетворены;
тестирование Управления услугами - тестирование процессов в рамках Управления услугами;
операционное тестирование - включает в себя множество тестов, зависящих от типа услуги. Типичные тесты включают:
нагрузочные тесты и стресс-тесты - проверяют способность услуги работать на требуемом уровне на доступных мощностях. В качестве мощностей может рассматриваться полоса пропускания сети, ресурсы сервис-деска, доступные лицензии, мощность процессора, доступная память и т.п.;
тестирование безопасности - все услуги должны быть рассмотрены со стороны их влияния на аспекты безопасности организации;
тестирование восстанавливаемости - тестирование плана восстановления, который должен быть разработан для каждой услуги.
регрессивное тестирование - такое тестирование повторяет успешные тесты и сравнивает вновь полученные значения с предыдущими. Оно позволяет протестировать услуги и их компоненты, которые раньше работали без сбоев и ошибок.
Основные деятельности в рамках тестирования схематически показаны на рис. 9.
Рис. 9. Деятельности в рамках тестирования
Не все деятельности в рамках тестирования выполняются последовательно, многие могут выполняться параллельно.
Управление тестированием. Управление тестированием включает в себя следующие действия:
планирование ресурсов для тестирования;
распределение что и когда должно тестироваться;
управление инцидентами, ошибками, проблемами, рисками;
проверка того, что известные ошибки и документация обработаны;
отслеживание прогресса и сбор данных от обратной связи с различными этапами тестирования;
осуществление незначительных изменений для уменьшения ошибок в промышленной эксплуатации;
фиксация базового состояния конфигураций;
тестирование набора метрик, анализ, ведение отчетности и управление.
Метрики тестирования используются для оценки деятельностей в рамках тестирования. Они позволяют персоналу, ответственному за тестирование, контролировать прогресс и успешность тестирования.
Планирование и проектирование тестирования
Планирование и проектирование тестирования рассматривает следующие вопросы:
обеспечение ресурсами;
программное, аппаратное обеспечение, персонал и другие мощности;
необходимые ресурсы со стороны бизнеса/заказчиков;
поддерживающие услуги;
определение дат контрольных точек;
согласованное время предоставления результатов тестирования;
точка и время приемки;
финансовые требования.
Проверка плана и проекта тестирования контролирует то, что:
модель тестирования предоставляет адекватные и подходящие тесты, покрывающие все риски, связанные с услугой;
модель тестирования покрывает все ключевые аспекты интеграции и интерфейсов;
сценарии тестирования точные и завершенные.
Подготовка среды тестирования, в том числе фиксирование базового состояния для начала тестирования.
Осуществление тестирования - проведение тестов с использованием ручных или автоматизированных процедур. Если тестирование провалилось, причины должны быть документированы. Тестирование должно проводиться в соответствии с принятыми планами и стратегиями тестирования.
Достижение критериев выхода и формирование отчета
Результаты тестирования должны быть сравнены с прогнозируемыми. Они могут быть интерпретированы в терминах "прием/отклонение" тестирования; рисков для бизнеса или поставщика; изменении спроектированной ценности, вызванное увеличением издержек или уменьшением выгоды от использования услуги. По результатам тестирования формируется итоговый отчет.
завершение тестирования.
Входами процесса Подтверждения и тестирования услуг являются:
пакет услуг;
Пакет уровня услуг (SLP);
интерфейсы поставщика услуг;
проектная документация (SDP);
планы релизов и развертывания;
критерии приемки;
Запросы на изменения.
Основными выходами процесса Подтверждения и тестирования услуг являются:
формирование базового состояния конфигураций для проведения тестирования;
осуществляемые тесты;
результаты этих тестов;
анализ результатов - сравнение реальных и прогнозируемых данных, анализ выявленных в ходе тестирования рисков.
Ключевые показатели производительности процесса Подтверждения и тестирования услуг:
первостепенные показатели отражают ценность для бизнеса и заказчиков:
раннее подтверждение того, что услуга сможет предоставлять предсказанную ценность;
уменьшение негативного влияния ошибок и инцидентов в промышленной эксплуатации;
более эффективное использование ресурсов;
уменьшение задержек в тестировании, которые влияют негативно на бизнес;
улучшение понимания новой или измененной услуги;
четкое понимание ролей и ответственностей, относящихся к новой или измененной услуге;
затраты и ресурсы, необходимые от пользователей и заказчиков.
второстепенные показатели - внутренние по отношению к поставщику услуг. Эти показатели отражают эффективность и результативность тестирования:
объем работ и стоимость настройки среды тестирования;
объем работ для нахождения дефектов;
уменьшение повторяющихся ошибок - достигается за счет обратной связи тестирования с проектированием и внедрением. Благодаря анализу результатов тестирования ошибки исключаются из будущих релизов;
уменьшение количества ошибок/дефектов на поздних стадиях тестирования и в процессе производства;
повторное использование данных тестирований;
количество ошибок на каждой стадии жизненного цикла;
количество и процентное соотношение ошибок, которые были обнаружены в ходе тестирования;
инциденты, найденные в ходе тестирования, как процент от общего количества инцидентов, произошедших в ходе эксплуатации;
количество известных ошибок, задокументированных на ранних стадиях тестирования.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление