КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок 3-4 структура социально-психологической теорий
Социальная психология состоит из двух частей — теории и практики, в связи, с чем выполняет соответствующие функции (теоретическую и практическую). Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова, А.А.Деркача (1998). Между тем в зависимости от выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Социально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию». Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных в различных сферах, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как «Политическая психология», «Этнопсихология», «Психология управления», «Экономическая психология», «Эколо гическая психология» и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальной практике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями — соответственно перечисленные отрасли. Главная задача социально-психологической теории состоит в освещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи. Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию; феноменологию; закономерности и механизмы; теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности). Социальную психологию невозможно представить без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии. В России впервые подобный подход применил Л. С. Выготский, затем Б. Ф. Поршнев и др. В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-психологических явлений позволяет объяснить современное состояние политических, общественных и экономических институтов. Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии: политическая, этническая и экономическая психология. Выделяют пять базовых определений культуры: как особой сферы и формы деятельности, связанной с мышлением и т.д.; как общего уровня развития общества; как суммы общественных достижений; как специфической системы норм, ценностей и смыслов, отличающей одно общество от другого, и как духовного измерения всякой деятельности. К элементам культуры можно отнести устное народное творчество (фольклор, фразеологизмы), художественную литературу, живопись, музыку, театр, традиции, обычаи, религию и многое другое. Презентация культуры происходит через следующие социально-психологические явления: ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, Я и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятие «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции характеристик, общения, (язык, стиль, диалектные особенности и т.п.). История социальной психологии как науки началась с изучения мифов, обычаев, языков, т.е. психолого-исторических, этнопсихологических явлений, проведения кросскультурных, сравнительных исследований. Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета историко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике. Если говорить о том ценном, что было накоплено благодаря своеобразной теоретической моде, то это в основном происходило путем выявления и научного освещения феноменологии на микроуровне. Почти не развивались теории социальных конфликтов, межэтнических отношений, психологии власти. Причем эмпирическая база для социально-психологической теории создавалась главным образом в стенах научных учреждений и учебных заведений, в частности, в результате изучения студентов. По мере развертывания социально-психологической службы на предприятиях и в других сферах крепла и вставала на ноги прикладная социальная психология. Это нашло отражение в разделении кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского университета на кафедры прикладной социальной психологии и социально-психологической теории. Там же открылась и кафедра политической психологии. Факт разделения социальной психологии на теорию и практику способствовал и открытию в Российском педагогическом университете кафедры практической психологии. В последнее время в области прикладных социально-психологических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного мнения, межнациональных конфликтов и других явлений. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение. Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, мало продуктивны. Существенным образом возросло значение и теоретического обоснования праксиологии (учения о практике, т.е. прикладной социальной психологии). Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но и нередко дискредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе использованных методик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, происходит подрыв авторитета социальной психологии. Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается такая же пестрая картина, как и в социально-психологической теории, а если сказать односложно, то «всеядность». Стремясь наверстать упущенное время и возможности, социальные психологи спешно обучаются на курсах по овладению технологиями эриксонианского гипноза, нейролингвистического программирования, трансактного анализа, медитации, зомбирования и пр. В основе повального увлечения прикладными направлениями лежит стремление быть на уровне мировых стандартов, а также нередко и склонность ко всему сенсационному, экстраординарному. Поэтому не случайно у нас немало социальных психологов не являются профессионалами и не работают в рамках какой-либо фундаментальной научной школы. Малая продуктивность многих прикладных социально-психологических направлений, в частности групповой психотерапии, совершенно очевидна. Тем не менее, психологические шоу пользуются успехом и приносят большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не должна дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непрофессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях. Гуманная сущность прикладной социальной психологии должна остаться. Гарантом этого могут выступить только профессиональная идеология и высокая общая культура специалистов-психологов. Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает и в связи с происходящими переменами в обществе, в сферах экономики, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально-психологическими изменениями: переоценкой ценностей, ломкой стереотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегуманизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конфликтами. Коренной ломке подвергаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического нездоровья общества. Используя средства массовой информации, происходит экспансия государства и общества, их различных институтов в область интимного, личного. Все это выдвигает перед социально-психологической теорией совершенно новые задачи, из которых основными являются:
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |