Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок 3-4 структура социально-психологической теорий




 

Социальная психология состоит из двух частей — теории и прак­тики, в связи, с чем выполняет соответствующие функции (теоре­тическую и практическую). Учебные курсы и учебники по соци­альной психологии обычно так и называются, хотя и не всегда имеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до вы­хода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А.Н.Сухова, А.А.Деркача (1998).

Между тем в зависимости от выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Со­циально-психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных в различных сферах, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как «Политическая психология», «Этнопсихология», «Психология управления», «Экономическая психология», «Эколо­ гическая психология» и др. Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психоло­гическая диагностика, консультирование, воздействие и психотех­нологии в социальной практике. В этом случае социально-психоло­гическая теория является как бы стволом дерева социальной психо­логии, а ее ветвями — соответственно перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит в ос­вещении основных характеристик социально-психологических явле­ний, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их разви­тия, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты: методологию; феноменологию; закономерности и механизмы; теоретическое обоснование прак­сиологии (методики применения различных воздействий или их совокупностей с точки зрения их эффективности).

Социальную психологию невозможно представить без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без соци­альной психологии.

В России впервые подобный подход применил Л. С. Выготский, затем Б. Ф. Поршнев и др.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии со­циально-психологических явлений позволяет объяснить современ­ное состояние политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрас­ли социальной психологии: политическая, этническая и эконо­мическая психология.

Выделяют пять базовых определений культуры: как особой сфе­ры и формы деятельности, связанной с мышлением и т.д.; как общего уровня развития общества; как суммы общественных дос­тижений; как специфической системы норм, ценностей и смыс­лов, отличающей одно общество от другого, и как духовного из­мерения всякой деятельности.

К элементам культуры можно отнести устное народное твор­чество (фольклор, фразеологизмы), художественную литературу, живопись, музыку, театр, традиции, обычаи, религию и многое другое.

Презентация культуры происходит через следующие социаль­но-психологические явления: ментальность, смыслы (смысл жиз­ни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, Я и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятие «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции характеристик, общения, (язык, стиль, диалектные особенности и т.п.).

История социальной психологии как науки началась с изуче­ния мифов, обычаев, языков, т.е. психолого-исторических, эт­нопсихологических явлений, проведения кросскультурных, срав­нительных исследований.

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета истори­ко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике.

Если говорить о том ценном, что было накоплено благодаря своеобразной теоретической моде, то это в основном происходи­ло путем выявления и научного освещения феноменологии на микроуровне. Почти не развивались теории социальных конфлик­тов, межэтнических отношений, психологии власти. Причем эм­пирическая база для социально-психологической теории создава­лась главным образом в стенах научных учреждений и учебных заведений, в частности, в результате изучения студентов.

По мере развертывания социально-психологической службы на предприятиях и в других сферах крепла и вставала на ноги при­кладная социальная психология. Это нашло отражение в разделе­нии кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского уни­верситета на кафедры прикладной социальной психологии и социально-психологической теории. Там же открылась и кафедра политической психологии. Факт разделения социальной психоло­гии на теорию и практику способствовал и открытию в Российс­ком педагогическом университете кафедры практической психологии.

В последнее время в области прикладных социально-психоло­гических исследований наблюдается своеобразный бум. В России возникли многочисленные центры прикладных социально-пси­хологических исследований: общественного мнения, межнацио­нальных конфликтов и других явлений. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение.

Прикладную функцию со­циальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, мало продуктивны.

Существенным образом возросло значение и теоретического обоснования праксиологии (учения о практике, т.е. прикладной социальной психологии). Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но и нередко дис­кредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе использованных мето­дик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, проис­ходит подрыв авторитета социальной психологии.

Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается такая же пестрая картина, как и в социально-психологической теории, а если сказать односложно, то «всеядность». Стремясь наверстать упущенное время и возможности, социальные психо­логи спешно обучаются на курсах по овладению технологиями эриксонианского гипноза, нейролингвистического программиро­вания, трансактного анализа, медитации, зомбирования и пр.

В основе повального увлечения прикладными направлениями лежит стремление быть на уровне мировых стандартов, а также нередко и склонность ко всему сенсационному, экстраординар­ному. Поэтому не случайно у нас немало социальных психологов не являются профессионалами и не работают в рамках какой-либо фундаментальной научной школы.

Малая продуктивность многих прикладных социально-психо­логических направлений, в частности групповой психотерапии, совершенно очевидна. Тем не менее, психологические шоу пользу­ются успехом и приносят большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не долж­на дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непро­фессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубо коммерческих целях. Гуманная сущность прикладной социальной психологии должна остаться. Гарантом этого могут выступить толь­ко профессиональная идеология и высокая общая культура спе­циалистов-психологов.

Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает и в связи с происходящими переменами в обще­стве, в сферах экономики, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально-психологичес­кими изменениями: переоценкой ценностей, ломкой сте­реотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегу­манизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конф­ликтами. Коренной ломке подвер­гаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического нездоровья общества. Используя средства массовой информации, происходит экспан­сия государства и общества, их различных институтов в область интимного, личного. Все это выдвигает перед социально-психологической теорией совершенно новые задачи, из которых основными явля­ются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.