КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Урок 13-14 Психология воздействия в общении
Техника фиктивного общения. Техника правил общения.
Лучший собеседник не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо слушает. Типы слушателей: 1. Оценка - эта категория слушателей, которые оценивают. Реакция-это оценка (осуждения и т.д.) для них важно не то, что говорят, а то что думают. 2. Толкователь – за сказанное ищут мотивацию, важно не то, что сказано, а почему. 3. Диагност – приведите пример чем можете доказать, для него характерен допрос. 4. Сердобольный тип или сочувствующий (охает, окает, поддерживает) сочувствующий не дает высказаться и за них приходится вариться в «собственном соку» 5. Фельтфебель (приказывает «не разговаривай со мной таким тоном») 6. Заяц – неприятные разговоры избегает, переключается от темы отводит в сторону. 7. Понимающие слушатели – он не оценивает, не диагностирует он внимательный слушатель. Существуют приемы понимающих слушателей: 1. Не рефлексивное слушание. Мы не анализируем, не сидим, а «впитываем» все говорит собеседник (кивок головой, поддакиваем) 2. Выяснение – это обращение к говорящему за некоторым уточнением (не повторите ли ВЫ еще раз? Что вы имеете в виду? Извините я не совсем понял вас?) 3. Перефразирование – это тоже самое, что собеседник, но несколько иначе (включает следующие слова, Если я вас правильно понял, то… Вы поправьте меня если я ошибаюсь). 4. Резюмирование – это подведение итогов, то есть делает вывод. 5. Отражение чувств – стремление показать, что мы понимаем его чувства (у меня такое чувство что вы огорчились). 6. Импатия – это понимание собеседника сердцем
Э.Берн выделил в структуре личности: ребенка, родителя, взрослого родителя. Ребенок область хочу! он часто меняет настроения плачет, он не предсказуем, если ребенка в структуре личности нет то этот человек лишен радости. Сверх развитый ребенок тоже не хорошо так смена настроения может удручать близких его капризы и т.д. Родитель область надо! Это установки поучения вспыльчивость консерватизм. Взрослый родитель эта сфера знаний область разумного. Взрослый это весовщик в области между – надо! – Родитель – хочу! Ребенок
Внушение - один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (уговоров, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербализовано. Оно — сознательная деятельность со стороны субъектов воздействия. В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем, что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения и индукцирования эмоционального воздействия друг, на друга. Это приводит к образованию общего психического настроя и решимости. В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как, частицы в ускорителе, и тонизируют группу. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Эффект заражения проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение передается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т.д. Однако толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или умышленно создается. В этих случаях используются иные способы психического воздействия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, попытка самосожжения, блокирование общественного транспорта. Так, слухи, представляющие собой недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного или нескольких лиц, о каких-либо событиях и устно передающиеся от одного к другому, в значительной степени влияют на возникновение толпы. Убеждение являются одним из способов психологического воздействия. Они выполняют функции, аналогичные внушению. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического (обоснования добиться согласия личности, принимающей информацию. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что в данном случае на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Здесь большую роль играет сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частоты звуковых колебаний, рева большой массы людей, что воздействует на эмоциональное состояние. Подражание также является одним из способов психологического бездействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания не только принимается поведение другого человека или массовое психическое состояние, но и воспроизводится, тиражируется это поведение. Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным необычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосожжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу. Модным катализатором толпы является блокирование общественного транспорта, групповая голодовка. Участники толпы могут использовать в качестве способов психологического воздействия пикетирование, «штурм» административных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство достижения цели. Заражение - социально-психологический механизм передачи эмоционального состояния от единого человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию (влиянию) со стороны других людей. В отличие от подражания в содержательной стороне заражения доминирует бессознательная, невольная (психофизиологическая) предрасположенность человека или группы к переживанию определенного настроя и доведения накала слабо контролируемых чувств до достаточно высокого уровня. Заражение начинается с какого-то конкретного момента либо вызывающего шок, либо запускающего процесс активного обсуждения и выработки общности оценок и взглядов. Легче заражается человек и группа, эмоции и чувства которых ориентированы на неактуализированную потребность (люди находятся в состоянии ожидания). То же самое происходит с людьми, имеющими дело с малозначимыми потребностями, которые не играют большой роли, но могут быть легко реализованы, так как сопровождаются довольно сильным эмоциональным фоном, выражающимся в любопытстве и интересе, стремлении к безопасности, в наличии определенной степени агрессивности, переживании стяжательского отношения к окружающему миру. При наличии обратной связи и многократного повторения или удлинения переживаемого заражение может нарастать по закону взаимной индукции, приобретая характер циркулярной реакции. Такая реакция обычно сопровождает массовидные социально-психологические процессы (паника, страх и др.), восприятие публичных выступлений, спортивные и другие зрелища и является дополнительной характеристикой неорганизованных групп людей, находящихся в состоянии бурного проявления эмоций и чувств. Однако, выйдя из-под контроля, эти чувства и переживания способны привести (а обычно так и происходит) к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур в группе и полной потере осознанного взаимодействия между ее членами. Положительный эффект от заражения обычно принимает форму слабой степени сопереживания людей. При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека (группы) с оценками и установками заражающих их других людей или степень уподобления их образцам для подражания. В целом, чем выше уровень самосознания индивида или группы, оптимальнее их здравый смысл и способность контролировать свои действия и поступки тем труднее люди поддаются заражению. В то же время при наличии и активном функционировании указанных характеристик роль самосознания в сдерживании процесса заражения не так велика. Скорее она влияет на большую или меньшую степень продуманности деятельности и поведения.
Раздел IV Психология социальных сообществ
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |