КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации
Теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире и выявление социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее типов в современных условиях в целях разработки приемлемой ее модели.
Раздел II Социальная психология
Урок 5-6 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Понятие, стадии, институты и механизмы социализации личности
Социализация, согласно наиболее распространенному определению, это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез. Социализация имеет следующую структуру: содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к негативному опыту) и широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие характеристики социализации, как ее механизм, социальные институты, факторы и стадии. По мнению Э.Фромма, наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция и конформизм. Мазохизм — стремление к подчинению, отказ от Я, это бегство от одиночества, свободы. Социализация в виде с адизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое, положение от себя и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации других, запугивания окружающих. Деструкция — заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э. Фромм, разрушить мир является для человека последней, отчаянной попыткой в их противоборстве. Конформизм (от лат. — подобный) означает отказ от собственного Я и превращение человека в робота, т.е. подмена подлинной личности псевдоличностью. Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности, т.е. референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, по сравнению с влиянием других социальных институтов она занимает особое место в социализации личности. Ее нельзя ничем заменить, что подтверждают судьбы детей, воспитывающихся вне семьи. Как правило, они страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности. Кроме социальных институтов социализации, следует выделить и факторы, ее определяющие. К числу факторов, создающих трудности в области социализации, можно отнести состояние экономики, т.е. качество жизни, экологическую обстановку, экстремальные ситуации (вооруженные конфликты, природные стихийные бедствия, крупные аварии и т.п.). Во многом на социализацию личности влияет и такое социально-психологическое явление, как идентичность. Это понятие введено в науку Э. Эриксоном, который определяет идентичность как субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с Определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми. Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах: во-первых, как идентичность, которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: органического и индивидуального, т. е. непреложной данности физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего идентичности подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность — это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовую, национальную и др.), подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Каждый индивид является частью различных сообществ людей, разделяет их ценности и представления о мире, о месте человека в нем. Психосоциальная идентичность — ощущение человеком значимости своего бытия для общества. Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким человек не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется и отрицательная идентичность, может взять верх. Для позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной. Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентичности, выдвинутой им в качестве основополагающего момента развития личности. Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле. Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (половым, возрастным, расовым, религиозным и т.д.). Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, родители и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые», и т.д. Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация — процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. При этом она имеет индивидуальный аспект и связана с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Фрейд выделил первичную, маргинальную, устойчивую социализации, а также стадию, обусловленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами. Преподаватель: Первичная стадия ребенка распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта, и анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки туалета. По мнению 3. Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека — фаллическую стадию (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты З.Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие эту стадию, начинают идентифицировать себя с родителями Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация — социализация подростка. Известно, что подростковый возраст являет собой ступень полового созревания, продолжающийся до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью. И наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором он оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться за счет любви к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни. (в тетрадь)Э. Эриксон выделяет восемь стадий человеческого развития: — доверие — недоверие (грудной возраст); — автономия — стыд и сомнение (1—2 года); — инициатива — чувство вины (3—5 лет); — трудолюбие — иждивенчество (юношество); — становление индивидуальности; — интимность — одиночество (начало взрослого периода); — творческая активность — застой (средний возраст);. — умиротворение — отчаяние (старость). Социализацию можно рассматривать в виде типичного и единичного процессов. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий: Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, одно и то же положение. Социализация как единичный процесс возникает благодаря свойственной лишь ей окраске (способности, внешние данные, степень конформности, коммуникабельность личности, ее индивидуальный уровень идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.д.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |