Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, виды и функции общения




Преподаватель: Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вебриальных и невебриальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией, её восприятие и познание участниками общения, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижению изменения в деятельности.

Схематично общение можно представить следующим образом:

- передатчик, отправитель;

- получатель, приемник, адресат;

- канал связи;

- шум, сигнал;

- код, декодер.

Выделяют следующие виды общения:

- межличностное, групповое и межгрупповое, массовое;

- доверительные и конфликтные;

- интимные и криминогенные;

- деловое и личное;

- прямое и опосредованное;

- терапевтическое и ненасильственное.

Общение возможно при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь), и невербальная (неречевые) средства общения. В межличностном общении обычно при меняются два варианта языка: устный и письменный.

Преимущества письменного языка становится решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменным языком, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устный язык, отличающийся по ряду параметров от письменного, является самостоятельным. Он имеет свои правила и свою грамматику. Основное его превосходство перед письменным языком заключается в экономности, то есть для устной передачи какой-либо мысли требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложения. Недостатками устного языка являются речевые ошибки, многозначность. Преимущества устного языка проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, а также в условиях дефицита времени по защите своей чести и достоинства.

Невербальное средство общения нужны, в частности, для того, чтобы регулировать течения процессы общения, создавать психологический контакт между партнерами, выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Невербальное средство общения, как правило, не могут самостоятельно передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами.

Совокупность этих средств можно сравнить с симфоническим оркестром, а слово – с его солистом.

Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средств подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

визуальные – кинетика (движение рук, ног, головы, туловища), направление взгляда и визуальный контакт, выражение глаз, выражение лица, поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста), кожные реакции (покраснение испарина), дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство), вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, сигареты и т. п.);

акустические (звуковые) – связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте), не связанные с речью(смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «хлюпанье» носом и т.п.);

тактильные (связанные с прикосновением)-физическое воздействие(ведение слепого за руку, контактный танец и др.), такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувствительного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.

В этот момент доминируют психологические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. Обоюдные или

односторонние реакции отвержения могут выражаться скольжением взгляда, отдергиванием руки при пожатии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, «кислой миной», суетливостью, убеганием и т.п. И наоборот, мы охотно обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, и т.п.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал.

Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале»нравится – не нравится». Если человек нам нравится, то он легче вступает с нами в контакт, если нет – то ему приходится преодолевать наше отрицательное эмоционально-эстетическое отношение к его внешнему облику. На этом пути ему необходимо продемонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности качества. Это могут быть как привлекательные психологические качества (ум, доброта, отзывчивость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус которые проявляются в различных формах невебрального и вебрального поведения. В них происходит выражение всех сторон человеческой привлекательности, которые предопределяют обаятельность личности.

Обаяние – это нечто большее, чем физическая привлекательность, когда человек может быть красив и холоден. Это не просто доброта, которая бывает навязчивой, и не высокомерное проявление значительно социального статуса личности. Обаяние – это, скорее, таинственный дар достигать психологического расположения окружающих людей, Быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчетное положительное отношение.

Обаяние исходит от человека. Оно в искрящихся глазах, в сияющей улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в юморе и в то же время оправданных ожиданиях партнера. Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать. Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отношение, которое является предпосылкой, необходимой для обратной связи.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных действий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда свидетельствует о прочности и психологической глубине обращения. Так, в случаях фактического общения обратная связь порой носит чисто внешний, демонстрационный характер. Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лишь демонстрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным к содержанию и смыслу разговора. Это свидетельствует об отсутствии или спаде интереса к говорящему, его проблемам, о психологической разобщенности. Такой контакт не является прочным.

Аттракция как аспект общения связана с эмоциями, чувствами и настроением в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях

субъектов, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности. Когнитивная (поведенческая) сторона общения как раз и служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Когнитивные функции обеспечивают управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности. Они раскрывают стремление человека к тем или иным ценностям, стимулируют его побудительные силы, регулируют поведение партнеров в совместной деятельности. Универсальным магазином регуляции поведения людей является установка, во многом определяющая стратегию жизни, пронизывающая все уровни функционирования человека и его психику. Установки всех видов уходят корнями в подсознание и поэтому с трудом поддаются рациональным способам согласования. Партнеры с разными установками не всегда понимают друг друга, плохо сотрудничают, скорее идут на радикальный разрыв. Благоприятному развитию общения способствует совместимость установок партнеров.

Функции общения многообразны. Их можно выявить при сравнительном анализе общения человека с различными партнерами, в различных условиях, в зависимости от используемых средств и влияния на поведение и психику участников общения.

Информационно-коммуникативная функция общения – это, по сути, передач и прием информации как некоего сообщения. В нем имеют место два составных элемента: текст (содержание сообщения) и отношения к нему человека (коммуникатора). Изменение доли и характера этих составляющих, то есть текста и отношения к нему сообщающего, может существенно повлиять на характер восприятия сообщения, на степень его понимания и принятия, а следовательно, отразиться на процессе взаимодействия между людьми.

Регулятивно - коммуникативная функция общения направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния. Эта функция призвана соотносить мотивы, потребности, намерения, цели, задачи, предполагаемые способы деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения намеченных программ, регулировать деятельность. Общение здесь может быть нацелено на достижение сработанности, спаянности, установления волевого единства действий людей, объединенных как в малые контактные группы, так и большие общности (например, сплоченные воинские подразделения).

Аффективно-коммуникативная функция общения представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном (целенаправленном), при непроизвольном воздействии.

 

Урок 11-12 Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная сторона общения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.