Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли




Окружающая природная среда служит условием и средством существования человека во всех формах его сущностных проявлений, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом власти государства, местом для размещения разного рода объектов, пищевым, сырьевым, энергетическим, эстетико-культурным и иными базисными условиями человеческой жизнедеятельности. В зависимости от целей и видов удовлетворяемых потребностей можно выделить следующие формы взаимодействия общества и природы.

Первая – потребление природных объектов человеком для удовлетворения телесных потребностей организма. Эту форму обычно называют экономической формой взаимодействия человека и природы.

Вторая – потребление и изменение существующих и создание новых объектов и комплексов для удовлетворения эстетических потребностей человека. Эту форму с большой степенью условности можно назвать эстетико-культурной.

Третья – духовное сосуществование и проникновение в сущность окружающей природной среды, ее преображение духом. Её можно представить как духовную форму взаимодействия человека и природы.

Четвертая – охрана окружающей природной среды, главная цель которой – сохранение человека как вида и его естественной среды обитания. Эта форма получила название эколого-охранительного взаимодействия человека и природы.

Следует отметить, что советская, а в большинстве случаев, и пост советская наука выделяют лишь первую и четвертую формы взаимодействия человека и природы. Некоторые представители современной украинской науки объединяют вторую и третью формы или выделяют их в качестве подвида первой формы взаимодействия. Думается, что в подобных случаях имеет место некорректное использование терминов экологической науки.

Основными объектами экологии как науки объективно являются экономическая и эколого-охранительная формы взаимодействия общества и природы, как наиболее доступные для научного исследования, с одной стороны, и как наиболее тесно взаимосвязанные, с другой. Эколого-охранительная форма взаимодействия общества и природы сама по себе не имеет достаточных условий существования непосредственно в существе человека и его потребностях. Она является вторичной по происхождению и вызвана не столько характером и объемом телесных потребностей человеческого организма, сколько характером и объемом человеческих запросов, многократно превосходящих соответствующие потребности, а также уровнем культуры природопользования как составной частью экологической культуры и общей культуры человека вообще.

Впервые в научный оборот термин "экология" был введен немецким ученым-биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии "Общая морфология организма". Экология определялась им как наука, изучающая взаимодействие биологических организмов с окружающей природной средой. Сам термин "экология" происходит от греческих корней "oikos" (дом, жилище, местопребывание) и "logos" (слово, смысл, в современной интерпретации - наука, знание). Энциклопедический словарь определяет экологию как науку об отношениях растительных и животных организмов (куда в полном соответствии с материалистической традицией включается и человек), их сообществ между собой и с окружающей средой. При этом объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. Такое определение представляется необоснованно узким, т. к. отражает лишь физиологический и теоретико-познавательный аспекты бытия биосферы. Оно не учитывает должным образом сложнейшую сферу психической реальности и опускает духовную сферу, выразителями которых является свободная человеческая воля. Именно свободно-волевой характер человеческой деятельности не позволяет свести экологию к понятию науки в чистом виде, т. е. к системе теоретических знаний, подтвержденных бесспорными доказательствами, а сближает ее с такими явлениями, как философия и религия.

В силу указанной особенности, а также в связи с обострением и глобализацией экологических проблем, из экологии выделился или под ее влиянием сформировался целый ряд отраслей знаний. К ним относятся социальная экология, прикладная экология, экологическая медицина, экологическая география, экологическая демография, биотехнологические науки и некоторые другие, среди которых центральное место заняла социальная экология или экология человека.

В 60-70-ые годы ХХ века в мире значительно усилилась прикладная направленность экологии. В этот период начался активный процесс экологизации всех сфер научной деятельности от естественных до общественных наук, и сферы практического разума и практической деятельности, т.е. нравственности, этики, культуры, образования и т. д. Прикладная экология определяет нормы использования природных ресурсов и экологически допустимые пределы воздействия на них и на состояние окружающей природной среды в целом, влияния человека и других представителей биосферы, изучает механизмы разрушающего воздействия на биосферу, разрабатывает способы экологизации хозяйственной деятельности.

С середины 80-х годов берет своё начало экологическая медицина, изучающая воздействие окружающей среды на здоровье человека, условия возникновения, распространения, предотвращения и лечения “средовых” заболеваний и генетических отклонений, медицинские аспекты экологических отношений типа “доза – эффект”. Она включает в себя разделы биологии человека, медицины (гигиены, токсикологии, эпидемиологии и т. п.), химии, физики, социологии, технологии различных производств, а также оценку риска использования лекарств, химических веществ, стройматериалов, пестицидов и ядохимикатов, исследует действие отравляющих отходов промышленности и сельского хозяйства, изучает методы лечения, причины и механизмы образования вредных аномалий, возникновения раковых, иммунологических и иных тесно связанных с экологическими факторами заболеваний.

Экологическая география изучает географические факторы и закономерности экологических процессов, географические особенности антропогенного и иного воздействия на окружающую среду и, наоборот, влияние географических факторов на экологически значимую деятельность, жизнь и здоровье человека.

Экологическая демография изучает, с одной стороны, влияние численности, плотности населения, факторов урбанизации на состояние окружающей среды и, с другой стороны, влияние окружающей среды на демографические процессы в обществе.

Биотехнологические науки или биотехнологические направления технических наук изучают перспективы, возможности и способы использования живых организмов, их элементов и свойств в сельскохозяйственном, промышленном и ином производстве. Несмотря на кажущуюся сверхсовременность, биотехнологические производства не являются современными изобретениями, а напротив, относятся к древним и естественным способам производства продукции. Наиболее древними биотехнологиями являются технологии виноделия, хлебопечения, приготовления кваса, пива, уксуса, сыра, кисломолочных продуктов, обработка кожи, растительных волокон, секрет булата, некоторых других оружейных технологий и т. д. К сожалению, технократические грезы и потребность “быстрого эффекта” не позволили человечеству по достоинству оценить это направление развития производства на протяжении нескольких последних столетий. В настоящее время с помощью биотехнологий производятся антибиотики, витамины, ферменты, средства защиты растений и многие другие продукты.

С определённой степенью условности можно выделить следующие основные направления современного развития биотехнологий: использование клеток растений и животных; получение находящихся в клетках ферментов и белков, способных многократно ускорять химические реакции; использование живых организмов и продуктов их жизнедеятельности в целях рекреации природных объектов и комплексов, устранения последствий экологических бедствий; производство биологических средств защиты и ускорения сельскохозяйственного производства; разработка технологических процессов получения полезной биомассы живых организмов; создание искусственного интеллекта на основе использования биотехнологических процессов.

Социальная экология или экология человека, оставаясь наукой естественной, приобрела ряд черт, присущих общественным наукам и весьма плотно соприкасается с философией и религией. Социальная экология рассматривает отношения “человек – природа” и “общество – природа”, проблемы природопользования, влияния научно-технического прогресса и других антропогенных факторов на состояние окружающей природной среды и здоровья человека с целью поддержания и создания благоприятной среды обитания человека. Предметом изучения социальной экологии являются законы развития биосферы и отдельных ее компонентов в связи с использованием их людьми в качестве среды обитания и ресурсового базиса жизнедеятельности человека.

В силу бурного развития и расширения хозяйственной деятельности человека, резкого обострения экологических и демографических проблем, глобальной социализацией всех сфер человеческой жизнедеятельности параллельно с указанными процессами возрастало влияние социальных институтов на их разрешении. В современных условиях основным социальным институтом, определяющим экономическую и демографическую жизнь общества, является государство, а основной формой легального воздействия на общественные отношения - право. В связи с этим центральную, формообразующую роль в прикладном аспекте социальной экологии играет правовая экология, оформившаяся в самостоятельный государственно-правовой институт в связи с появлением и укреплением экологической функции государства и права.

В отечественной литературе содержится немало определений экологической культуры. Большинство из них отождествляют экологическую культуру со способами природопользования, а точнее, “природопотребления”, связанных с использованием определенных типов ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Методологической основой подобных определений является материалистический рационализм, устойчиво характеризующий западную научную традицию последних столетий. Такие определения оставляет без внимания существо и характер самих человеческих потребностей. В условиях современного постиндустриального общества с его агрессивной рекламой и формированием искусственных потребностей, недостатки такого понимания экологической культуры проявляются наиболее ярко.

В литературе традиционно выделяются западный и восточный экокультурные типы[2], указывается также на наличие так называемых «экофильных» и «экофобных» цивилизаций. Однако запад, привыкший гордится своим культурным превосходством, начал всерьез открывать для себя экологическую культуру востока лишь со второй половины двадцатого столетия. Особенно заметным это стало на рубеже 60-70-х годов, в эпоху взрыва общественного интереса к экологической проблематике, связанного с первыми публикациями экологических докладов Римского клуба (например, «Пределы роста») и несколькими изданными в те годы сенсационных книг по проблемам глобальных последствий мирового экологического кризиса.

Экологические идеи восточных религий и философских систем оказали существенное влияние на мировоззрение участников современных экологических движений запада. Среди них довольно широкое распространение получил тезис о том, что виной изначальной экологической ущербности западного сознания является, якобы, христианство, провозгласившее человека «царем природы», в то время как восточные (прежде всего индийские) религиозно-философские системы обоготворяли природу, в которой человек должен «сорастворяться», организуя свое взаимодействие с другими представителями биосферы на паритетных началах. Подобные выводы свидетельствуют, с одной стороны, об утрате значительной частью западного мира адекватных представлений об экологических воззрениях канонического христианства и, с другой стороны, об игнорировании того факта, что фундамент техноутопии человечества начал всерьез оформляться именно в период позднего средневековья и реформации. Именно тогда произошел отход большей части западного мира от канонических основ христианского вероисповедания.

Что же касается выделения в качестве самостоятельных экологических типов этноса «экофильных» и «экофобных» цивилизаций, то авторы данной классификации избегают, как правило, конкретных примеров или используют ее в политических целях. По этой причине останавливаться на ней подробнее не представляется целесообразным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.