КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Возрастные особенности развития психики детей и подростков
Первое, с чем приходится сталкиваться сотрудникам после освобождения заложников, — это необходимость получения показаний, особенно если проблема освобождения заложников не решена полностью. Стресс, «стокгольмский синдром» и другие подобные факторы мешают получить достоверную информацию. Поэтому нужно знать особенности развития психики человека, так как приемы, используемые даже при опросе детей, могут быть применимы и при работе со взрослыми заложниками. Необходимо учитывать, что при опросе детей их восприятие, мышление, память и т.п. отличаются от взрослого. Прежде чем начинать опрос ребенка, необходимо вывести его из стрессового состояния. И это еще раз показывает необходимость участия в переговорном процессе эксперта-психолога. В возрасте 4 — 7 лет дети еще плохо определяют «на глаз» расстояние между предметами, размер помещения, размеры предметов и т.д. Цвета различаются, как правило, только основные, смешанные же просто не воспринимаются (например, фиолетовый) или, точнее, не определяются так, как они определяются взрослыми. Происходящие события ребенок воспринимает повествовательно, не выделяя главного и второстепенного, при этом придавая свою особую эмоциональную насыщенность всему увиденному и услышанному. Так, к примеру, если преступник чем-либо сильно напугал ребенка, последний при определении его роста и телосложения может описать его как высокого, огромного, большого. Объективно же преступник может быть худой, щуплый и небольшого роста. В связи с этим при опросе ребенка необходимо предъявлять ему ряд людей различного роста, телосложения, веса и т.п. Ребенок же должен выбрать из них наиболее похожего на преступника по требуемым от него критериям (такого же роста, веса и т.п.). В этом возрасте еще не сформировано и восприятие времени. Так, заполненное событиями время протекает быстрее. Пустое, незаполненное время переоценивается в большую сторону. Поэтому при опросе ребенку необходимо задавать конкретные, детализированные, наводящие вопросы, имеющие всегда альтернативный выбор. Например: «Когда ты увидел этого дядю, в окнах домов уже горел свет или нет?». Альтернативность в вопросах обусловлена тем, что дети в этом возрасте склонны во всем соглашаться со взрослыми, особенно если спрашивающий имеет большое значение в глазах ребенка (милиционер, мама, учитель и т.д.). Также следует учитывать такой факт, что в возрасте 4 — 7 лет дети склонны «играть на публику», если они становятся объектом внимания взрослых, особенно в напряженной, эмоциональной ситуации. И далее, в случае если преступник относился к ребенку хорошо, доброжелательно, то у последнего может произойти искажение восприятия действительности и он будет всячески «покрывать» преступника, представлять его в «лучшем свете». Например, дети склонны играть во всевозможные «секреты», «тайны». И опытный преступник может использовать это в своих корыстных целях. Из вышесказанного следует, что опрос ребенка необходимо проводить «один на один», в спокойной, доброжелательной обстановке. В поведении опрашивающего не должно быть эмоциональных контрастов ни в голосе, ни в движениях, ни в одежде. Особенностью памяти в этом возрасте является то, что она носит наглядно-образный характер, то есть мышление ассоциативно, причем с особенностями указанного выше восприятия. Ребенок не запоминает предметы просто так, он запоминает их в сравнении с чем-то и в связи с чем-то. Например: «Машина была большая, как дом». Также следует отметить, что ребенок не старается запомнить происходящее для того, чтобы в дальнейшем рассказать увиденное, его память носит непроизвольный характер. Отвлеченные, абстрактные понятия и рассуждения вообще не запоминаются, так как не понимаются. К примеру, если ребенок слышал разговор двух преступников и они переговаривались на сленге, то он может просто не понять сказанного. Поэтому при постановке вопросов детям необходимо учитывать эти особенности детской памяти. Внимание в этом возрасте также имеет отличительные черты. У детей оно непроизвольное, они еще не умеют поддерживать его в течение длительного времени в одном и том же направлении, не отвлекаясь от других предметов. В первую очередь внимание детей привлекает все яркое, броское, неизвестное. Однако иногда внимание может быть весьма интенсивным и устойчивым, но это происходит в том случае, если ребенок воспринимает все происходящее как игру. Мышление в этот период характеризуется как конкретное, умение обобщать развито еще в недостаточной мере, поэтому важно задавать ребенку простые, конкретные, предметные вопросы, деля тем самым увиденные ребенком события на понятные ему операции и действия. Следует выделить такую особенность детской психики, как чрезмерное использование своего воображения. В этом возрасте ребенок в большей мере отходит от действительности при пересказе увиденного, нежели взрослый, он смешивает воображаемое с действительным. Попросту говоря, для ребенка существует один мир. Воображаемое и действительное для него одно и то же, одно «вплетено» в другое, и с этим необходимо считаться. Поэтому при опросе достоверность полученной информации будет зависеть от умения правильно сформулировать и поставить вопрос перед ребенком. При характеристике речи следует отметить, что у детей в этом возрасте словарный запас составляет порядка 2 000 — 3 000 слов. Это значит, что иногда ребенок понимает, что от него хотят услышать, но не может выразить этого достаточно понятно на вербальном уровне. Как правило, в этом случае он прибегает к ассоциациям, образам. Полнота и достоверность получаемой информации будет зависеть в первую очередь от умения задавать вопросы, и здесь необходимо учитывать все перечисленные выше особенности психики. Поэтому вопрос должен отвечать следующим требованиям: а) конкретность; б) предметность; в) соответствие возрастным особенностям; г) альтернативность; д) наглядность (если вопрос о том, в какую куртку был одет е) отсутствие эмоциональной контрастности в поведении опрашивающего. Возрастная группа с 7 до 12 лет значительно отличается от первой, так как в этом возрасте продолжают развиваться и улучшаться все свойства психики (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение и т.п.). Особенностью восприятия является более развитая детализированность событий, однако их эмоциональная насыщенность остается еще достаточно сильной. Увиденные или услышанные события трактуются в описательном характере («что вижу, то и говорю»). Продолжает развиваться память, усиливается роль преднамеренного запоминания для последующего изложения. Запоминание становится более прочным. Чем старше становится ребенок, тем сильнее словесно-логическое запоминание начинает преобладать над наглядно-образным. Объем, интенсивность и продолжительность внимания развиты еще не в полной мере. Вследствие этого восприятие поверхностно, и поэтому запоминаются в первую очередь эмоционально значимые моменты. Ребенок может хорошо запомнить не существенные для следствия детали и не запомнить главного. Однако продолжительное или повторное восприятие увеличивает внимание и, как следствие, запоминание. Вот почему так важны именно простые, конкретные, детальные вопросы. Речь к 7 годам уже достаточно развита, однако часто прерывается. Сказав об одном, ребенок может упустить многое другое. Поэтому в этом случае необходимо переспрашивать, уточнять, детализировать. Ближе к 12 годам происходит целенаправленная перестройка речи, она становится логически более связанной, сознательной. Воображение также проходит подобное развитие. Если в 7 — 8 лет ребенок еще смешивает воображаемое с действительным, то ближе к 10— 12 годам уже появляются попытки более точно отразить воспринятое событие. Уровень развития психических функций к 12 годам уже позволяет вести разговор с ребенком «на равных». Ребенок начинает понимать, что хочет узнать у него взрослый. Однако не следует забывать, что в этом возрасте психическое развитие еще отстает от биологического. И поэтому постановка вопроса при опросе ребенка 7—12 лет должна отвечать перечисленным выше критериям. У подростков 12—15 лет существенных отличий их психического функционирования от взрослых нет. Достоверность и точность полученной информации от подростка будет зависеть от умения спрашивающего расположить его к себе.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |