Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Возрастные особенности развития психики детей и подростков




Первое, с чем приходится сталкиваться сотрудникам после ос­вобождения заложников, — это необходимость получения показа­ний, особенно если проблема освобождения заложников не реше­на полностью. Стресс, «стокгольмский синдром» и другие подоб­ные факторы мешают получить достоверную информацию. Поэтому нужно знать особенности развития психики человека, так как приемы, используемые даже при опросе детей, могут быть применимы и при работе со взрослыми заложниками.

Необходимо учитывать, что при опросе детей их восприятие, мышление, память и т.п. отличаются от взрослого. Прежде чем начинать опрос ребенка, необходимо вывести его из стрессового состояния. И это еще раз показывает необходимость участия в пе­реговорном процессе эксперта-психолога.

В возрасте 4 — 7 лет дети еще плохо определяют «на глаз» рас­стояние между предметами, размер помещения, размеры предме­тов и т.д. Цвета различаются, как правило, только основные, сме­шанные же просто не воспринимаются (например, фиолетовый) или, точнее, не определяются так, как они определяются взрос­лыми. Происходящие события ребенок воспринимает повествова­тельно, не выделяя главного и второстепенного, при этом прида­вая свою особую эмоциональную насыщенность всему увиденно­му и услышанному.

Так, к примеру, если преступник чем-либо сильно напугал ребенка, последний при определении его роста и телосложения может описать его как высокого, огромного, большого. Объектив­но же преступник может быть худой, щуплый и небольшого роста. В связи с этим при опросе ребенка необходимо предъявлять ему ряд людей различного роста, телосложения, веса и т.п. Ребенок же должен выбрать из них наиболее похожего на преступника по требуемым от него критериям (такого же роста, веса и т.п.).

В этом возрасте еще не сформировано и восприятие времени. Так, заполненное событиями время протекает быстрее. Пустое, незаполненное время переоценивается в большую сторону. По­этому при опросе ребенку необходимо задавать конкретные, де­тализированные, наводящие вопросы, имеющие всегда альтерна­тивный выбор.

Например: «Когда ты увидел этого дядю, в окнах домов уже горел свет или нет?». Альтернативность в вопросах обусловлена тем, что дети в этом возрасте склонны во всем соглашаться со взрослыми, особенно если спрашивающий имеет большое значе­ние в глазах ребенка (милиционер, мама, учитель и т.д.).

Также следует учитывать такой факт, что в возрасте 4 — 7 лет дети склонны «играть на публику», если они становятся объектом внимания взрослых, особенно в напряженной, эмоциональной ситуации. И далее, в случае если преступник относился к ребенку хорошо, доброжелательно, то у последнего может произойти иска­жение восприятия действительности и он будет всячески «покры­вать» преступника, представлять его в «лучшем свете».

Например, дети склонны играть во всевозможные «секреты», «тайны». И опытный преступник может использовать это в своих корыстных целях. Из вышесказанного следует, что опрос ребенка необходимо проводить «один на один», в спокойной, доброжела­тельной обстановке. В поведении опрашивающего не должно быть эмоциональных контрастов ни в голосе, ни в движениях, ни в одежде.

Особенностью памяти в этом возрасте является то, что она носит наглядно-образный характер, то есть мышление ассоциа­тивно, причем с особенностями указанного выше восприятия. Ребенок не запоминает предметы просто так, он запоминает их в сравнении с чем-то и в связи с чем-то. Например: «Машина была большая, как дом».

Также следует отметить, что ребенок не старается запомнить происходящее для того, чтобы в дальнейшем рассказать увиден­ное, его память носит непроизвольный характер. Отвлеченные, абстрактные понятия и рассуждения вообще не запоминаются, так как не понимаются. К примеру, если ребенок слышал разго­вор двух преступников и они переговаривались на сленге, то он может просто не понять сказанного. Поэтому при постановке во­просов детям необходимо учитывать эти особенности детской па­мяти.

Внимание в этом возрасте также имеет отличительные черты. У детей оно непроизвольное, они еще не умеют поддерживать его в течение длительного времени в одном и том же направле­нии, не отвлекаясь от других предметов. В первую очередь внима­ние детей привлекает все яркое, броское, неизвестное. Однако иногда внимание может быть весьма интенсивным и устойчивым, но это происходит в том случае, если ребенок воспринимает все происходящее как игру.

Мышление в этот период характеризуется как конкретное, уме­ние обобщать развито еще в недостаточной мере, поэтому важно задавать ребенку простые, конкретные, предметные вопросы, деля тем самым увиденные ребенком события на понятные ему опера­ции и действия.

Следует выделить такую особенность детской психики, как чрез­мерное использование своего воображения. В этом возрасте ребе­нок в большей мере отходит от действительности при пересказе увиденного, нежели взрослый, он смешивает воображаемое с дей­ствительным. Попросту говоря, для ребенка существует один мир. Воображаемое и действительное для него одно и то же, одно «впле­тено» в другое, и с этим необходимо считаться. Поэтому при оп­росе достоверность полученной информации будет зависеть от умения правильно сформулировать и поставить вопрос перед ре­бенком.

При характеристике речи следует отметить, что у детей в этом возрасте словарный запас составляет порядка 2 000 — 3 000 слов. Это значит, что иногда ребенок понимает, что от него хотят услышать, но не может выразить этого достаточно понятно на вербальном уровне. Как правило, в этом случае он прибегает к ассоциациям, образам. Полнота и достоверность получаемой ин­формации будет зависеть в первую очередь от умения задавать во­просы, и здесь необходимо учитывать все перечисленные выше особенности психики. Поэтому вопрос должен отвечать следую­щим требованиям:

а) конкретность;

б) предметность;

в) соответствие возрастным особенностям;

г) альтернативность;

д) наглядность (если вопрос о том, в какую куртку был одет
преступник, то необходимо показать ребенку несколько курток,
чтобы он выбрал наиболее похожую);

е) отсутствие эмоциональной контрастности в поведении оп­рашивающего.

Возрастная группа с 7 до 12 лет значительно отличается от первой, так как в этом возрасте продолжают развиваться и улуч­шаться все свойства психики (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение и т.п.).

Особенностью восприятия является более развитая детализированность событий, однако их эмоциональная насыщенность ос­тается еще достаточно сильной. Увиденные или услышанные со­бытия трактуются в описательном характере («что вижу, то и го­ворю»).

Продолжает развиваться память, усиливается роль преднаме­ренного запоминания для последующего изложения. Запомина­ние становится более прочным. Чем старше становится ребенок, тем сильнее словесно-логическое запоминание начинает преоб­ладать над наглядно-образным.

Объем, интенсивность и продолжительность внимания разви­ты еще не в полной мере. Вследствие этого восприятие поверхно­стно, и поэтому запоминаются в первую очередь эмоционально значимые моменты. Ребенок может хорошо запомнить не суще­ственные для следствия детали и не запомнить главного. Однако продолжительное или повторное восприятие увеличивает внима­ние и, как следствие, запоминание.

Вот почему так важны именно простые, конкретные, деталь­ные вопросы.

Речь к 7 годам уже достаточно развита, однако часто прерыва­ется. Сказав об одном, ребенок может упустить многое другое. Поэтому в этом случае необходимо переспрашивать, уточнять, детализировать. Ближе к 12 годам происходит целенаправленная перестройка речи, она становится логически более связанной, сознательной.

Воображение также проходит подобное развитие. Если в 7 — 8 лет ребенок еще смешивает воображаемое с действительным, то ближе к 10— 12 годам уже появляются попытки более точно отра­зить воспринятое событие.

Уровень развития психических функций к 12 годам уже по­зволяет вести разговор с ребенком «на равных». Ребенок начина­ет понимать, что хочет узнать у него взрослый. Однако не следу­ет забывать, что в этом возрасте психическое развитие еще от­стает от биологического. И поэтому постановка вопроса при оп­росе ребенка 7—12 лет должна отвечать перечисленным выше критериям.

У подростков 12—15 лет существенных отличий их психиче­ского функционирования от взрослых нет. Достоверность и точ­ность полученной информации от подростка будет зависеть от умения спрашивающего расположить его к себе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.