Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Методы оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС




Специалист, оказывающий экстренную психологическую по­мощь, применяет не один конкретный метод, а скорее набор тех­ник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят кон­кретному человеку. В зависимости от конкретной ситуации, ее ус­ловий, индивидуальных особенностей пострадавшего выбирают­ся или разрабатываются индивидуальная тактика работы с кон­кретным человеком.

 

В качестве методов психологической диагностики применяются методы наблюдения и беседы, как наиболее адекватные ситуа­ции.

Одним из эффективных методов работы с пострадавшими яв­ляется метод «дибрифинга стресса критического инцидента» (Critical Incident Stress Debriefing — CISD), разработанный амери­канским психологом Дж. Митчелом в 1983 г. и получивший с тех пор широкое распространение.

Психологические дибрифинги как форма оказания помощи в кризисных ситуациях проводятся с группами людей, совместно испытавшими стрессовые или трагические события. Дибрифинги не заменяют собой собственно лечения, которое бывает необхо­димо в некоторых случаях; их цель — минимизировать нежела­тельные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Эта цель достигается путем «вентиляции» впечатлений и эмоций; когни­тивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженно­сти; понимания универсального характера индивидуальных реак­ций, достигаемого в процессе интенсивного «обмена» чувствами; мобилизации ресурсов для социальной поддержки, усиления груп­повой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и ис­пользованию различных стратегий психологической помощи.

Таким образом, процесс дибрифинга состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивания стресса веду­щими; подробного обсуждения «симптоматики» и психологической поддержки; мобилизации ресурсов, предоставления информации и планирования дальнейшей помощи. Выделяют от пяти до семи обязательных фаз, через которые проходят пострадавшие.

1. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач
и правил, снятие тревоги у участников по поводу «необычности»
процедуры. Основными правилами, которых придерживаются как
ведущие, так и участники, являются:

а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то,
чего они не захотят. Единственное требование — это назвать свое
имя и отношение к инциденту (характер участия). Все вниматель­но выслушивают то, что говорит каждый из участников;

б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или об­суждается в группе, предназначено только для группы и не выно­сится вовне;

в) не допускать критических суждений в отношении другого:
никто не должен рассматривать происходящее как «разбор» или
«трибунал» — для них найдется другое место;

г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, по­ступках (от первого лица), а не о чужих;

д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пере­
жить отрицательные чувства, что естественно, так как речь идет о
весьма болезненных вещах. Однако задача дибрифинга как раз и
состоит в том, чтобы научиться справляться с реальными нега­тивными эмоциональными состояниями;

е) группа работает без перерывов, что не означает невозмож­ности покидать ее на время с тем, чтобы все же вернуться, если
этому не мешают неотложные обстоятельства.

2. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним —
что он видел, где находился и что делал. Восстанавливается пол­ная картина происшествия и хронология событий. Согласие отно­сительно фактов способствует когнитивной организации опыта.
Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.

3. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от опи­сания событий к рассказу о внутренних психологических реакци­ях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления,
пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоцио­нальные реакции.

Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драма­тический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чув­ства кого-либо из участников, а все остальные превратились бы в слушателей: каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания. Ведущий поддерживает в группе понимание того, что, высказываясь, участники вновь пе­реживают сильный стресс, однако это происходит в ситуации, когда реальная опасность миновала, а их чувства находят понима­ние и поддержку группы в условиях взаимной поддержки и профессионального участия спе­циалистов-психологов.

Как правило, проведение дибрифинга в полном объеме воз­можно на реабилитационном этапе. Однако сам по себе дибрифинг не исчерпывает необходимости в оказании индивидуальной психологической помощи отдельным лицам. Выявление нуждаю­щихся в продолжении психореабилитационных мероприятий пред­полагает более глубокую психологическую оценку последствий эк­стремальных событий. Она может проводиться в ходе индивиду­альной психологической беседы, индивидуальной или групповой психодиагностики.

Целесообразно пользоваться как уже проверенными и зареко­мендовавшими себя методиками (методика И.О.Котенева, мето­дика Спилбергера-Ханина. тест САН и др.), так и методиками, специально предназначенными для диагностики гюстстрессовых состояний, посттравматических стрессовых расстройств (шкалой оценки воздействия событий Горовица, Миссисипской шкалой, SCL-90 и др.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.