КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Методы оказания психологической помощи пострадавшим в ЧС
Специалист, оказывающий экстренную психологическую помощь, применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник, методик, которые сочетаются друг с другом и подходят конкретному человеку. В зависимости от конкретной ситуации, ее условий, индивидуальных особенностей пострадавшего выбираются или разрабатываются индивидуальная тактика работы с конкретным человеком.
В качестве методов психологической диагностики применяются методы наблюдения и беседы, как наиболее адекватные ситуации. Одним из эффективных методов работы с пострадавшими является метод «дибрифинга стресса критического инцидента» (Critical Incident Stress Debriefing — CISD), разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 г. и получивший с тех пор широкое распространение. Психологические дибрифинги как форма оказания помощи в кризисных ситуациях проводятся с группами людей, совместно испытавшими стрессовые или трагические события. Дибрифинги не заменяют собой собственно лечения, которое бывает необходимо в некоторых случаях; их цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Эта цель достигается путем «вентиляции» впечатлений и эмоций; когнитивной организации опыта; уменьшения тревоги и напряженности; понимания универсального характера индивидуальных реакций, достигаемого в процессе интенсивного «обмена» чувствами; мобилизации ресурсов для социальной поддержки, усиления групповой солидарности и сплоченности; подготовки участников к правильному восприятию своего последующего состояния и использованию различных стратегий психологической помощи. Таким образом, процесс дибрифинга состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивания стресса ведущими; подробного обсуждения «симптоматики» и психологической поддержки; мобилизации ресурсов, предоставления информации и планирования дальнейшей помощи. Выделяют от пяти до семи обязательных фаз, через которые проходят пострадавшие. 1. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач а) не заставлять никого из группы говорить или обсуждать то, б) соблюдать конфиденциальность: то, что происходит или обсуждается в группе, предназначено только для группы и не выносится вовне; в) не допускать критических суждений в отношении другого: г) каждый может говорить лишь о своих переживаниях, поступках (от первого лица), а не о чужих; д) участники предупреждаются о том, что могут вновь пере е) группа работает без перерывов, что не означает невозможности покидать ее на время с тем, чтобы все же вернуться, если 2. Факты: каждый рассказывает о том, что происходило с ним — 3. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях на них. Очень важно припомнить самые первые впечатления, Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого-либо из участников, а все остальные превратились бы в слушателей: каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания. Ведущий поддерживает в группе понимание того, что, высказываясь, участники вновь переживают сильный стресс, однако это происходит в ситуации, когда реальная опасность миновала, а их чувства находят понимание и поддержку группы в условиях взаимной поддержки и профессионального участия специалистов-психологов. Как правило, проведение дибрифинга в полном объеме возможно на реабилитационном этапе. Однако сам по себе дибрифинг не исчерпывает необходимости в оказании индивидуальной психологической помощи отдельным лицам. Выявление нуждающихся в продолжении психореабилитационных мероприятий предполагает более глубокую психологическую оценку последствий экстремальных событий. Она может проводиться в ходе индивидуальной психологической беседы, индивидуальной или групповой психодиагностики. Целесообразно пользоваться как уже проверенными и зарекомендовавшими себя методиками (методика И.О.Котенева, методика Спилбергера-Ханина. тест САН и др.), так и методиками, специально предназначенными для диагностики гюстстрессовых состояний, посттравматических стрессовых расстройств (шкалой оценки воздействия событий Горовица, Миссисипской шкалой, SCL-90 и др.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |