КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные функции культуры
Основная, главная функция феномена культуры - человеко-творческая или гуманистическая. Можно назвать ее функцией социализации, т.е. создание из биологической особи разумного общественного человека. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет о необходимости глубокой внутренней работы индивидуума, в котором природой заложено стремление к самоидентификации и совершенству своей неповторимости через социализацию, т.е. приобщение к ценностям и нормам культуры, овладение языком и знаниями. Степень социализации может быть различной, и во многом она зависит от характера социализации: или она ограничивается подчинением индивида определенным стандартам, или она дает свободу развития индивидуальности. Человек-робот и человек- личность – 2 полюса, и гуманизм состоит в ориентации на личность. Востребованность обществом человека как высокоразвитой личности реализуется через систему образования и через возрастание значимости творческого начала в жизни общества, через утверждение принципов гуманизма в человеческих отношениях. В информационном обществе предполагается создание предпосылок для самоопределения личности и гармонизации отношений между нею и обществом. Это связывается с возможностями распространения (доступа) информации, скоростью ее передачи, возможностями усвоения информации и обмена ею. Образование становится приоритетной областью развития личности, но смысл его состоит не в стандартизации, безликом уравнивании всех, а в направленности на интеллектуальное, духовно развитие личности, индивидуализацию ее. Возникающее противоречие связано с монополизацией генерации информации, использованием массовой культуры, СМИ, предоставляющих широкие возможности для манипулирования сознанием в корыстных целях «культурно-идеологических транснациональных практик глобального капитализма»[31]. Трансляция социального опыта или исторической преемственности или информационной функции. Культура рассматривается как социальная память человечества. Она реализуется в материальных и духовных элементах в виде знаковых систем: преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии. К чему приводит разрыв в исторической преемственности? К аномии[32], потере социальной памяти, явлениям «манкуртизма». Следует помнить, что обмен информацией обогащает все стороны, участвующие в процессе передачи, при этом направляющий информацию не теряет ее для себя. Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей, следовательно, накапливать богатейшие знания о мире, систематизировать их, познавать законы природы, с одной стороны, а с другой – познавать человеком самого себя. Вопрос «как мы знаем то, что мы знаем», вопрос эпистемологического характера логически связывается с естественными границами человеческого интеллекта. Но природа наградила нас такими внутренними способностями как интуиция или откровения, являющихся мощнейшими союзниками научного знания.
Семиотическая или знаковая функция неотделима от коммуникативной или информационной функции культуры. Семиотическая функция сама по себе представляет определенную знаковую систему культуры. Знаковые системы, к которым относятся словесный язык, специфические «языки» искусства, а также языки естественных наук. Эти знаковые системы являются носителями коммуникативной функции. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение на сравнительно небольших дистанциях во времени и пространстве, то с развитием техники, коммуникационных связей средств массовой информации коммуникативные возможности культуры, то есть способность сохранять, передавать, тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли. Люди, которых уже нет в живых, продолжают существовать среди нас духовно, нередко обеспечив свое бессмертие, переходя в разряд коммуникативных связующих в общечеловеческих, цивилизационных масштабах.
Ценностная или аксиологическая [33] функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. На протяжении человеческой истории происходит естественный отбор, классификация явлений и предметов окружающего мира с позиций их «полезности» или «вредности» для выживания грядущих поколений. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются, появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. Критерием соответствующей оценки выступает нравственное и интеллектуальное содержание. Понятие о «добре» и «зле» у разных народов на разных этапах развития различны, как и системы определения ценностей, однако, все они имеют и некое общечеловеческое ядро, которое благодаря информационным, коммуникационным системам культуры развивается и имеет тенденцию к все более обобщенному осмыслению. Регулятивная (нормативная) функция связана с определением, регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Регулятивная функция осуществляется на разных уровнях, имея определенную иерархическую структуру. К наивысшим относятся нормы морали, которые, меняясь в ходе истории от народа к народу, тем не менее имеют общие корни, связанные с единством бытия, развивающиеся в направлении осознания индивидуальности и одновременно принадлежности ко всему человечеству, т.е. устремленные в приближении к общечеловеческим нормам морали. Древнейшими социальными институтами, формулирующими нормы морали, являются религии и конфессии, основные моральные нормы которых во многом совпадают (не убий, не соврати, не укради и т.д.). Относятся к разряду не писанных, но императивных. Механизм реализации – вера. Следующий уровень – нормы права, принципиально основываясь на нормах морами, они конкретизируются и излагаются в конституциях и законах, приобретая юридическую силу, обязательность их выполнения в рамках того с сообщества, в котором реализуются. Различия в нормах права значительны у разных народов, в разные периоды развития их истории. Механизм реализации – запрет и разрешение. Неотъемлемой частью регулятивной функции культуры являются обычаи, традиции, обряды как устойчивая система поведения человека в разных сферах жизни и в разных ситуациях, передающаяся из поколения в поколение. Механизм реализации – осознанное или бессознательное подчинение, формирование в процессе социализации или аккультурации. Наконец, на отдельном уровне находятся нормы поведения на работе, общения с другими людьми, закрепленные в правилах воспитания, этикета, личной гигиены, культуры общения, организации труда. Императивны, но механизм реализации зависит от ситуации (безусловного или вероятностного подчинения).
Культурологический словарь 1 .Носители культуры: - первичным творцом выступает весь народ, ибо из его глубин истекают все достижения интеллектуальной мысли, художественного и материализованного творчества и нравственности; с развитием процессов глобализации становится реальным рассматривать человечество в целом; - интеллигенция - определенная часть общества, профессионально занимающаяся умственным, творческим трудом, распространением и развитием культуры; - небольшие группы индивидов или социальные объединения, рассматриваемые в этнических, национальных, государственных и цивилизационных масштабах; - отдельные индивиды, в состояниях «человек – личность», «человек – функция», определяющей характеристикой является полноценность его как члена общества.
2. Уровни культуры: - мировая культура - синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов; - национальная культура – синтез культур различных классов, слоев и групп соответствующего общества.
3. Виды культуры. Доминирующая культура - совокупность ценностей, верований. Традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Субкультуры – малые культурные миры как часть общей культуры, присущие большой социальной группе (национальные меньшинства, социальные, профессиональные, возрастные, криминальные, девиантные), отличаются языком, внешним видом, взглядами на жизнь, поведением, обычаями. Субкультура отличается, но не противостоит доминирующей культуре. Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Конткультура – субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с доминирующими ценностями. Происхождение обязано формирование движение «хиппи» и «битников», принадлежит Теодору Роззаку, явление носит общесоциологический характер и является следствием парадигмальных сдвигов. Проявляет себя в виде механизма культурных новаций.
4. Формы культуры: - элитарная создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами, требует глубоких профессиональных знаний и высокой ответственности от созидающих ее, основанием ее служит культурное наследие, выделяет принцип преемственности, всегда имеет конкретного автора произведения; - массовая или общедоступная культура, охватывает культурные явления 20-го века, поскольку обусловлена бурным развитием средств массовой коммуникации. Культура рассматривается как товар массового потребления. Распространение связано с применением новых технологических приемов, современных информационных средств массовой коммуникации, возможностей тиражирования. В то же время играет существенную положительную роль в распространении образцов элитарной и народной культуры, расширении кругозора широких масс, повышении его образования, активно используется для массового манипулирования сознанием как отдельных индивидов, так и определенных страт общества; в сути своей интернациональна; - народная культура – фольклор - созидаемая анонимными творцами, включает мифы, легенды, эпос, сказки, песни, танцы. Всегда локализована, т.к. связана с традициями местности, демократична, поскольку в ее создании участвуют все желающие; - маргинальная культура – культура маргиналов – побочная, находящаяся между двумя культурами или социальными стратами, не способная идентифицировать себя ни с одной из культур, то есть не адаптируемая, пограничная. Пример: культура бомжей, отторженных групп общества, нередко выражается в агрессивных, эгоцентрических, эпатажных формах. 5. Архетипы - прообразы, идеи, мотивы, составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного, лежащие в основе сновидений, мифов, сказок, и других проявлений фантазии. К ним, в частности, относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию, являющиеся основой успеха массовой культуры. 6. Институты культуры - социальный, исторически сложившийся комплекс норм, принципов, ценностей, установок, учреждений, упорядочивающих и регулирующих определенную сферу общественных отношений. Пример: институты власти, институт семьи, брака, собственности, институт цензуры. 7. Культурная стратификация – иерархически выраженные различия людей, принадлежащих к одной доминирующей культуре, но отличающихся субкультурными, речевыми характеристиками, образом жизни, досуговыми и культурными предпочтениями. Меняется в зависимости от типа общества и типа культуры. Пример: мужчина и женщина в мусульманских странах. 8. Культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы или границы государства. Пример: культурная экспансия США в 20 веке, вестернизация – распространение с Запада на восток культурной диффузии стиля и образа жизни, символов и культурных артефактов. 9.Культурный шок - неосознанная, глубокая реакция индивида или группы при столкновении с чужой культурой. Фактически представляет конфликт между привычными ценностями, привычными культурными практиками и ценностями, нормами, традициями в новой культуре. Сила шоковой реакции определяется степенью различия культур, психологическими особенностями, умением приспосабливаться к новым условиям, наличием элементов старой культуры, контактности представителей новой культуры. 10. Морфология культуры (от греч- форма и учение). Изучение типичных форм и структур культуры. В основу положено убеждение, что развитие культуры обусловлено внутренними закономерностями общества. В рамках морфологии эмпирическим путем (сравнения и аналогий) делаются попытки выявить источники и факторы развития культур и стадии их существования. О.Шпенглер «Закат культуры». Н.А.Данилевский «Россия и Европа», А.Тойнби «Постижение истории» 11. Культурология как интегративная наука – синтетическая область знаний, возникших на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии, психологии культуры, истории культуры и т.д.. То есть сложный и тонкий - с точки зрения взаимного влияния, порождения новых явлений и осмыслений социальной динамики - синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. 12. Культурогенез - происхождение, становление, развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемой культуры. 13. Картина мира, которой мы располагаем, - это результат опосредованного через знаковые системы отношения человека к миру. (обратитесь к лекции «Культура как мир знаков и значений»).
Рекомендованная литература: 1. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.,1990, с. 73-84, 160-164. 2. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур., Л..1967. 3. Сорокин П. Человек.Цивилизация. Общество. М.,1992, с 218,427-504. 4. Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М.,1991,с.28- 287. 5. Гердер Г.И. Идеи к философии истории человечества. – М.,1977, с. 441-442. 5. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993, с. 151, 267-269,305. 6. Гуревич П.С. Культурология. М., 2001. 7. Гуревич П.С. Хрестоматия «Культурология». М., 2000. 8. Кармин А. С. Культурология. Спб.,2001.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Что такое культурология, происхождение этой науки, связь с другими науками. 2. Классификация определений культуры. 3. Обыденное понимание культуры. 4. Представления о культуре И.Гердера. 5. Материальные основания культуры. 6. Психоаналитическая версия З.Фрейда и его последователей. 7. Игровая теория происхождения культуры И. Хейзинга. 8. Базисные элементы культуры и их особенности 9. Типологии культуры 10. Уровни, виды, формы культуры 11. Функции культуры.
Практические задания: 1.На выбранном практическом материале выделить классификационные признаки морфологии культуры, найти и показать процессы их взаимопроникновения и перехода из одной формы культуры в другую. 2. Изобразите графически функции культура, их взаимосвязи и направленность на выделение главной функции - созидание личности, или человекотворческую функцию. 2. Доказать правомерность выделения массовой культуры как порождения ХХ века, пояснить ее позитивные и негативные следствия.
Лекция № 2
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |