Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявления массовой культуры как специфического явления индустриального общества




Дополнение к представлениям о массовой культуре

Как убедительно показал Хосе Ортега-и-Гассет [28], ХХ столетие ознаменовано «восстанием масс» (это название его работы), т.е. выходом на арену активной творческой жизни масс, которые в прежние времена были в социальном и творческом отношении ничем. Именно эти массы должны внести какие-то существенные изменения во все сферы культуры и, конечно, в первую очередь в наиболее доступную сферу - искусство. Либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализация явились главными факторами, которые поставили огромные социальные массы в совершенно новые жизненные условия. Все это породило в обществах избыток нерастраченной энергии. Социальная невостребованность этой энергии и послужила важнейшим фактором в создании того, что было названо масскультурой. Х.Ортега-и-Гассет в качестве основных черт человека массы выделяет безудержный рост жизненных вожделений и принципиальную неблагодарность ко всему, что дало ему возможность хорошо жить. Главный принцип современного человека массы - жить в свое удовольствие. «Жить играючи», как советует один из телеклипов. Современная массовая культура – это, прежде всего, определенное отношение к жизни, определенный тип поведения, т.е. определенное мировоззрение. Она есть следствие выхода широкой многочисленной энергичной и полуобразованной массы молодежи, духовно свободной от всякого культурного наследия.

Другой важнейший фактор – научно-технический прогресс с его ориентацией на массовое потребительство. Все упрощается, тиражируется, все удешевляется и в значительной степени фальсифицируется. В сфере производства – это создание внешней броскости, привлекательности, декоративности за счет фальсификации внутреннего содержания и качества. Процесс развития массового потребителя неразрывно связан с созданием симуляции моды на те или иные товары, навязыванием их, быстрой заменой их с целью стимулирования новых объемов потребления[29]. Промышленный прогресс усвоил одну из главных черт человеческой психики: так как человеку все быстро приедается, то он падок на перемены и сенсации. Это все восприняло современное массовое искусство. В живописи господствует тенденция декоративности, кстати, немалую роль в этом сыграли абстракционисты. Серьезная музыка вытесняется популярными шлягерами или превращается, по словам Ницше, в средство возбуждения притупленных и «утомленных жизнею струн напряженной как арфа души», в так называемую авангардную музыку. «Высокую трагедию» вытеснили буффонада, комедия и фарс. Дефицит «героики» компенсируется зрелищностью, острым сюжетом, любовной интригой, откровенным сексом, эротикой и насилием. Массовое искусство – это целое мировоззрение, формирующее замену одной культурной парадигмы на другую. И это место определяется, прежде всего, органической и неразрывной связью с современными средствами массовой информации, которые получили свое повсеместное распространение в середине ХХ века. В прежние времена отношение к искусству в значительной мере определялось гуманитарным образованием человека и его воспитанием в определенной достаточно узкой культурной среде. Сегодня все это практически потеряло смысл, поскольку структуру и стереотипы мышления большинства людей, их отношение к жизни, отношение к искусству, культуре вообще формирует не столько образование, сколько СМИ - то, что они увидят по телевидению, прочтут по дороге на работу или домой, увидят на рекламных стендах, услышат из разговоров с сослуживцами и соседями. Эти знания Абрам Моль[30] называет «мозаичными», по сути, случайными наслоениями на некий условный экран культуры индивидуума, возникающие как обрывки сведений, понятий и представлений. Служит ли это показателем подъема или упадка культуры, его новой стадией приобщения широчайших слоев – судите сами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.