Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система ценностей носит глубинное, сущностное назначение, в котором содержится и биологический характер, направленный на выживание личности и вида, воспроизведение себе подобных




Но нормы и способы проявления носят социальный характер, так как присущи сообществу существ, имеющих разум-воображение, который способен отвлекать их от природной, инстинктивной линии.

Ценности следует рассматривать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.п.

Природа и функции ценностей заключаются в следующем:

· ценности трактуются как порождаемые культурой,

· позволяющие соединять прошлое-настоящее - будущее;

· семиотизировать (т.е. находить знаковые эквиваленты) пространство человеческой жизни,

· наделяя все его элементы аксиологической значимостью;

· задавать системы приоритетов;

· обосновывать смыслы, стратегии жизни, поступки, решения и т.д.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, и хотя они служат эталоном для всех людей, но индивиды могут следовать им или наоборот отвергать их. Культурные нормы и ценности тесно связаны друг с другом, однако, если нормы - это правила поведения, то смыслы ценностей сводятся к абстрактным понятиям о том, что такое Добро и Зло.

Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, которые сформированы и закреплены жизненным опытом индивида в результате процесса социализации и социальной адаптации. Благодаря им человек способен отделять существенное от несущественного, следовать определенным нормам и правилам, осознаваемым как некие рамки бытия, которые создают иерархию индивидуальных предпочтений. Ценностные ориентации образуют систему определенного восприятия условий бытия в актуальной (здесь и сейчас) и в долгосрочной перспективе, формируют целевую и мотивационную программы, определяют уровень притязаний и престижных предпочтений; обеспечивают целостность и устойчивость личности, представления о должном в соответствии с критериями значимости.

Ценностные ориентации раскрываются через оценки, которые человек дает себе и окружающим, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности, структурировать жизненные ситуации, иначе говоря, они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве норм своего поведения. Например, одни люди - приверженцы ценностей коллективизма, другие – ценностей индивидуализма. Ключ к пониманию ценностных ориентаций следует искать в интерсубъективных отношениях людей, предполагающих самоопределение человека в разных проявлениях культурного пространства, подчиняющихся разным культурным нормам, которые далеко не всегда согласуются между собой.

Рекомендованная литература:

1. Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка.-М.1998. Часть 1, главы 1,Ш.

2. Степанов Ю.С.Константы.Словарь русской культуры. М. 2001. С.903-949.

3. Лотман Ю.М.Семиосфера.- СПб.2001.С.396 - 399

4. Эко У. Имя Розы. М. 1989.

5. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб. 2002

6. В.фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. М.1985.

7. Каган М.С. Философия культуры//жизнь слова в культуре, СПб.1996

8. А.Соломоник.Семиотика и лингвистика. М., 1985

9. Язык и наука конца ХХвека.М.1995.

10. Жолковский А. Умберто Эко. Отсутствующая структура// Вопросы философии.1970 №2

11. Иванов В.В. Огонь и роза. Введение к «Имени розы»// иностранная литература 1988, №8

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Представления о знаковом знаке по Ф. де Соссюру и Ч.С. Пирсу.

2. Культура как знаковая система. Знак как мифологема культуры.

3. Пять основных типов знаковых знаков и знаковых систем. Охарактеризуйте каждую систему.

4. Трехмерное пространство языка (синтактика, семантика, прагматика)

5. Сущность и виды знаков (от знака сигнала до знака символа). Символ как пароль культуры.

6. Функциональные и конвенциональные знаки.

7. Естественные вербальные и невербальные языки.

8. Искусственные языки (кино, театра, музыки, изобразительного искусства).

9. Представления о герменевтике как понимании текстов в соотнесении их с опытом современности. Законы интерпретации текста. Культура понимания - культура интерпретации в процессе коммуникации.

10. Понятие картины миры, культурной картины мира и языковой картины мира. Что представляет собой понятие культурного кода.

11. Система ценностей и их функции. Что означает выражение: ценности трактуются как порождаемые культурой, позволяющие соединять прошлое-настоящее-будущее, они семиотизируют пространство человеческой жизни.

Практические задания:

А. Предложите Вашу критическую интерпретацию культурологического текста

1. Стихотворения В. Соловьева.

«Нет, силой не поднять тяжелого покрова

Седых небес…

Все та же вдаль тропинка вьется снова

И тот же лес.

И в глубине вопрос - вопрос единый

Поставил Бог.

О. если б ты хоть песней лебединой

Ответить мог.

 

Весь мир стоит застывшею мечтою,

Как в первый день.

Душа одна, и видит пред собою

Свою же тень».

 

2.Музыкального произведения по Вашему выбору.

3.Картины любимого Вами художника.

4. Известного архитектурного сооружения.

 

Б. Используя представления о тексте и его смыслообразующих механизмах (денотат и коннотация), проведите анализ выражений: «секонд хенд люкс» или «осетрина второй свежести»

 

 

Лекция №3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.