Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другой, который мы от века




Культура проявляется как чисто человеческое достояние, как феномен, которого не существует в природе без участия человека, следовательно, она может быть представлена как совокупный опыт человечества в духовном и материальном плане.

Как давно человечество существует на Земле? Археологические находки дают возможность предположить, что 6 млн. лет назад преавстралопитеки афаренсис уже существовали в Африке (Сомали). 1,9 млн. лет назад появляется человек прямостоящий, в эпоху палеолита началось расселение питекантропов в Азию и Европу, появились первые орудия труда из гальки, сформировался человек умелый. Приблизительно 1 млн. лет назад неандертальцы и кроманьонцы начали строить первые жилища, человек научился пользоваться огнем (добывать и поддерживать его) – возник человек разумный. Современные данные говорят о том, что уже 195 тыс. лет тому назад люди антропологически не отличались от нас, а интеллектуально были способны к абстрактному мышлению, порождая примитивные формы искусства. [7]

Понятие «культура» в привычном контексте вроде бы самоочевидное явление: им пользуются и философы, и социологи, и обычные люди, причем это понятие относится к вещам, хорошо известным и не вызывающим сомнения.

В то же время оно плохо поддается формулированию, так как является вместилищем многозначных проявлений, неопределенных и многослойных представлений, раскрывающих какие-то отдельные аспекты культуры, иначе говоря, под одним и тем же словом понимаются различные вещи и явления. Пытаясь собрать их вместе, чтобы объяснить сущностные стороны этого понятия-явления, мы получаем невероятно сложную по содержимому кучу всяческих ее интерпретаций, не создающих целостное представление о предмете размышлений.

Внешне культура предстает как сложный конгломерат взаимодействующих знаний, стереотипов отношений, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Термин «культура» был введен в научный оборот в 19 веке (в оборот европейской социальной мысли во второй половине 17 столетия). Но представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского (colere), означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменения в природном объекте под воздействием человека. В то же время «культура» со времен Марка Тулия Цицерона (106-43 г.г. до н.э) означала «воспитание», «образование» и «развитие» в отношении человека; но, впрочем, просматривается связь латинских терминов «культура» и «культ» (cuel) как почитание, поклонение.

Исторически в это понятие вкладывался самый разный смысл. Эллины, говоря о культуре, тем самым демонстрировали свое отличие от «диких, некультурных варваров», считая, что существующий и понимаемый ими порядок окружающего отражает представление о мире как о разумном строе вещей. В Средние века доминировали признаки культуры как личного совершенства и трансцендентности (Бог как высшее существо творит мир по собственной воле, неизвестно из чего). В эпоху Возрождения культура стала олицетворением соответствия гуманистическому идеалу.[8] С точки зрения просветителей 18 века культура означала «разумность», реализуемую в организации общественных порядков, политических учреждений, измеряемую достижениями в области науки и искусства. С сегодняшних бытовых позиций «человек культурный –это человек воспитанный, он не плюет на пол, не сморкается с помощью двух пальцев, не употребляет неприличных слов, - короче, ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона».[9]

Чем более мы углубляемся в рассмотрение понятия «культура», знакомимся с рассуждениями на этот счет известных философов, социологов, культурологов, тем все более сложным и многообразным и неопределенным становится предмет культуры, ее сфера и границы. По некоторым данным в настоящее время в мире существует несколько сотен определений понятия «культура», предложенных исследователями в области культурологии. Для того чтобы все-таки осмыслить, что может являть собою культура, целесообразно обратиться к привычной для нас возможности применить некие искусственные приемы превращения сложного в более простое и доступное нашему пониманию. Например, опираясь на онтологические позиции [10] , выделить наиболее типичные ее черты и особенности и с их помощью попытаться разделить или скомпоновать все известные определения культуры в виде нескольких основных типов.

В этом случае мы получаем четыре типологических определения:

- культура как идеи, то есть нечто, находящееся в умах членов человеческих сообществ в виде знаний, верований, отношений, ценностей, идеалов и т.п., обеспечивающих способы совместной жизни людей;

- культура как идеи и поведение, то есть общепринятые знания и стереотипы поведения и общения, верований, совокупность принятых ценностей, которые характерны для отдельного сообщества;

- культура как идеи, поведение и образцы материального воплощения культуры - материальные артефакты [11], то есть эксплицитные и имплицитные стереотипы поведения, приобретенные и передаваемые как совокупный социально-исторический опыт в виде неких символов;

- культура как информация, которая создается или принимается, отыскивается, передается, используется и даже утрачивается(культура как мир знаков и значений).

 

Интерпретируя эти типовые определения, мы понимаем, что культура охватывает предельно широкий мир разнообразных явлений и может быть представлена состоящей из:

· совокупности идей, знаний, ценностей, норм, предметов творчества, материальных продуктов человеческой деятельности;

· системы отношений производственных, социальных, духовных;

· принципов и форм организации жизни естественной, социальной, духовной;

· уровней потребностей, возможностей и способностей;

· способов понимания опыта и сохранения непрерывности человеческогобытия.

 

Согласно приведенной типологии обозначений культуры во всех перечисленных типах культура хранит, транслирует, генерирует конкретные программы деятельности, поведения и общения. Культура фиксирует их в виде разных знаковых систем. Следовательно, знаковые системы выступают как общая форма хранения и передачи информации в стационарных и динамических реализациях, по вертикали временного исторического среза и горизонталям актуальных пространственных взаимодействий.

 

Культура являет собой искусственно созданную среду обитания и самоосуществления. Процесс освоения (восприятия, понимания, усвоения) различных знаковых систем означает, что культура выступает также в качестве механизма регуляции социальных отношений, поскольку знаковые системы упорядочивают поведение людей и делают возможным совместный способ их существования. Любые феномены культуры являются по существу семиотическими образованиями. К примеру, во всех определениях культуры присутствует понятие идеи (как смысла).[12] «Смысл» в культуре представляет собой факт сознания, становящийся посредством с емиотизации фактом культуры. Это возможнотолько в результате воплощения или отражения возникающей идеи (смысла) в определенной знаковой форме: в виде слов, визуальных или аудиальных образов. Значит, смысловое поле задается возможностями знаковых систем культуры.

 

Онтологически, то есть по своей сути, человек не только и не столько продукт природы, сколько продукт воспитания и самовоспитания.

Любой человек в процессе взросления, вхождения в сообщество и общественные отношения, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него. Он осваивает социальный опыт предшественников (этот процесс именуется процессом социализации). Таким образом, образование и воспитание - это не что иное, как овладение культурой, обуславливающее поведение, деятельность человека, плоды его труда, и одновременно процесс передачи культуры через знаковые системы от одного поколения другому.

Между тем Н .А. Бердяев, русский философ (1874 – 1948), ясно выразил противоречивость процесса социализации (следовательно, и культуры) в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности, а также между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, наконец, между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме[13].

В представлениях Эдварда Сепира, одного из основоположников культурологии и теоретика языкознания, человек проявляет свою человеческую сущность как носитель культуры. Подлинная культура – это культура внутренняя, вырастающая из потребностей, коренных интересов и желаний ее носителей.

 

Б.А. Успенский, известный представитель семиотического направления, определяет культуру как некую систему, стоящую между человеком (как социальной единицей) и окружающей его действительностью, т.е. как механизм переработки и организации информации, поступающей из внешнего мира[14].

В.С.Библер трактует культуру как форму человеческого бытия или общения[15].

По выражению Питирима А. Сорокина, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Одновременно с этими процессами человек вносит в культурный слой и свой вклад, тем самым обогащая его[16]. Поэт Н. Заболоцкий выразил это известными строками:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.