КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология культуры
Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Структурные элементы культуры. Морфология культуры
Для описания сложного явления необходимо попытаться создать его приближенную модель, сначала упрощенного вида, затем усложняя ее, обогащая новыми предположениями, допущениями, которые помогут приближаться к описанию этого феномена. Обычно на первом этапе выделяют некие базисные элементы, лежащие во всех реализациях феномена, затем описывают определенные типологические характеристики, структурируют объемную модель, в данном случае – пространство культуры, описывают существование многомерной модели посредством ее функциональных направлений и т.п.
Б азисные элементы культуры условно существуют в двух видах – материальном и духовном. Совокупность материальных элементов составляет материальную культуру, нематериальных – духовную. Их подразделение достаточно условно, так как в реальной жизни они взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура - совокупность физических объектов, созданных искусственно (артефактов). От машин, книг, храмов, орудий труда до жилого дома, украшений, одежды и т.д. Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. культуры.
Духовная культура имеет некоторые особенности: она внутренне связана с теми конкретными социально-историческими условиями, которые ее породили - и природными и социальными. Поскольку в регионах условия разнообразны, то изначально в мире оформились разные культуры, т.е. существующее в мире разнообразие культур есть следствие адаптации различных человеческих сообществ к условиям их конкретного бытия. Интеллектуальная ее часть, выраженная в науке, научном знании, научной рациональности, проявляет интернациональный характер, особенно в вопросах технического прогресса. Интеллектуальный потенциал в обыденной жизни проявляется как рациональный, здравый смысл Взаимозависимость базисных элементов культуры выражается в следующей аксиоме. Материальная культура всегда является воплощением идей, творчества, знаний.
В основе типологии [24] культур лежит систематизация периодов в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам, а также различения культур по определенным существенным основания, которые выделяются в качестве определяющих. Исходя из этого, можно выделить несколько типологий культуры, например, выделяют синхронную и диахронную, структурную, а также типологию культуры по методу «идеальных типов», типологию по коммуникационным основаниям. В основе синхронной типологии лежит изучение явлений и феноменов культуры в рамках одной какой-либо эпохи «остановленного мгновения», абстрагируясь от генезиса и истории. Практически реализуется в «географической принадлежности» культур. В основе диахронной типологии лежит смена событий, состояний, фактов, явлений в хронологической последовательности. Практически реализуется в исторической принадлежности культур. Структурная типология связана со с труктурно-функциональным анализом выявления каких либо структур в качестве относительно устойчивой совокупности отношений, при этом рассматриваются преимущественно синхронные построения. В 50-х годах прошлого столетия К.Леви-Стросс осуществил перенос конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях получения в ней строгости по типу естественных наук, правда, с меньшей эффективностью. Метод построения идеальных типов, предложенный Максом Вебером, использовался П.Сорокиным, основан на создании модели конкретного сочетания связей, индивидуальных событий в их культурном значении.[25] Типология по коммуникационным основаниям содержит смысловой и содержательный аспект социального взаимодействия. Типология культуры строится на основании нескольких критериев: - по регионально-этническому критерию (китайская, русская, индийская, западноевропейская, еврейская и т.д.); - по связи с религией (религиозные, светские); - по региональной принадлежности (культуры Востока и Запада, средиземноморья, латиноамериканская); - по принадлежности к историческому типу общества (культуры традиционного, индустриального, постиндустриального или информационного общества); - по хозяйственному укладу (культура охотников и собирателей, земледельцев, индустриальная культура); - по сфере деятельности (производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная); - по связи с территорией (городская, сельская); - по принадлежности носителя (доминантная, специализированная); - по уровню мастерства и типу аудитории (элитарная, народная, массовая, маргинальная); - по типу отношений между участниками коммуникации (межличностная, публичная, массовая, межкультурная).
Классификационные конфигурации культуры При структурировании пространства (тела) культуры целесообразно выделить некоторые классификационные конфигурации культуры: синтетические уровни, виды, формы. 1. В глобальных масштабах можно выделить особые синтетические уровни: - мировая культура, представляющаясинтез всех достижений национальных культур; но это не единая или некая универсальная культура глобализованного общества, это всеземное богатство культурных проявлений; - национальные культуры, выступающие как результат синтеза культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, каждое из которых обладает неповторимостью и оригинальностью.
2. Структурирование культуры внутри общества по носителю приводит к выделению таких видов культуры, как доминантная культура, субкультура и контркультура. [26]
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |