КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция Исторические периоды менеджмента
Разновидности современного менеджмента Сегодня существует тенденция дифференциации понятия «общего менеджмента», обусловленная практической необходимостью постоянного повышения профессионализма управления. К разновидностям современного менеджмента мы относим: • производственный; • проектный; • кадровый • педагогический; • организационный; (коллективный); • информационный; • маркетинговый; • ресурсный; • стратегический; • финансовый; • управление по • программно- «консалтинговый; результатам; целевой; • менеджмент • контроллинговый;• программный; качества; • экологический;• инновационный; • предписывающий; • командный. Выделяются четыре периода развития теории и практики менеджмента: Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до примерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; первый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет); Сократ (470—399 гг. до н. э.) сформулировал принцип универсального управления; Платон (428—348 гг. до н. э.) сделал попытку разграничения функций управления; Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.) создал теорию управления войсками. Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало формирования научных направлений и школ менеджмента. Адам Смит (1723—1790) провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Роберт Оуэн (1771—1858) сформулировал идеи гуманизации производства, выдвинул программу создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», основал коммунистические колонии в США и Великобритании, но потерпел неудачу. Ч. Беббидж в 1833 г. разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной вычислительной техники, что позднее произвело переворот в принятии управленческих решений. Период систематизации (1856—1960). Формируются новые направления, школы, течения в управлении. В период промышленной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосредственного наблюдения за деятельностью работников. Появились первые менеджеры. С течением времени менеджеры переключились на изучение способов управления, на поиск систематизированных на основе опыта подходов к управлению, сложились основные научные школы управления. Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Возникла теория непредвиденных ситуаций. В 70—80-е гг. сформировалась концепция организации как открытой системы. С точки зрения экономики организации существенные результаты получены в рамках ситуационного подхода, идея которого внесла большой вклад в развитие теории управления. Научные концепции и подходы к менеджменту 1. Концепция научного управления 2. Концепция административного управления 3. Концепция с позиции психологии и человеческих отношений 4. Концепция с позиции науки о поведении 5. Новые подходы В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:научного управления;административного управления; управления с позиций психологии и человеческих отношений;управления с позиций науки о поведении. В современных условиях существуют три научных подхода к управлению: подход к управлению как к процессу;системный подход;ситуационный подход. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работа по управлению - это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Благодаря разработке концепции научного управления, менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства. Школа научного управления сложилась на основе трудов Ф. Тейлора, X. Эмерсона, Г. Гантта, Л. Гильберта, Ф. Гилберта, Г. Форда, А. Файоля, Дж. Муни, М. Вебера и др. Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого). Ключевые положения школы сводятся к следующему: • научные принципы организации труда; • рационализация трудовых операций; • нормирование труда; • разделение труда в управлении; • разделение ответственности за результаты труда между менеджерами и рабочими. Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организации. Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них: • научный подход к менеджменту и его принципам; • анализ содержания работы и способов ее выполнения; • нормирование труда; • работа с кадрами (отбор, переквалификация их. п.); • мотивация труда работников. Концепция административного управления направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории управления. Согласно концепции одного из представителей классической теории управления А. Файоля, "управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А. Файоль рассматривал управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А. Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством. Классическая, или административная, школа в управлении возникла на основе идей школы научного управления. Становление школы связывают с именами А. Файоля, Дж. Муни, Л. Урвика, Р. Дейвиса, М. Вебера, Ч. Бернарда. Внимание этой группы исследователей привлекли общие функции и принципы управления, функции менеджеров, определение общих характеристик и закономерностей организаций. Рассмотрению подверглись следующие проблемы: • принципы и функции менеджмента; • принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; • построение организации (структура и управление работниками); • процессный подход к управлению; • власть и ответственность; • справедливость оплаты труда. Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления. А. Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1) разделение труда; 2) власть и ответственность; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства (единоначалие); 5) единство руководства; Основной вклад исследователей классической школы управления в современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных принципов управления, а также в разработке концепции «менеджмента персонала». Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой науки. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц". Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30- 50-е годы, основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда составляет основу повышения его производительности. Школа «человеческих отношений» обязана трудам таких исследователей, как Г. Мюнстерберг, М. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард, Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Раис, Р. Черчмен, Е. Арноф и др. Основное внимание ученых было уделено следующим проблемам: • социальная ответственность руководства перед работником; • индивидуальная психология; • консультации с работниками; • совершенствование труда в самой системе управления; • стимулирование у работников инициативы в достижении целей • обеспечение единства целей и усилий членов коллектива. Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Исследования, проведенные американским психологом А. Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Концепцию управления с позиции науки о поведении (бихевиористская школа) развивали К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, М. Вебер и др. Основными аспектами изучения управления учеными данной школы были: • социальное взаимодействие в производственном коллективе; • мотивация к труду; • авторитет и лидерство в коллективе; • формальные и неформальные организации; • коммуникации в организациях;, • изменение содержания работы и качество трудовой жизни.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |