Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2 Подходы к управлению и их характеристики. Три основных подхода: процесснвй, системный, ситуационный




Процессный подход (1920г. особенно 1950–н.в.) рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций, которые в конечном итоге группируются в планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения;

системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели, система разбивается на подсистемы, организация на подразделения. В системном подходе (1950 г. – н.в.) подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Когда руководство меняет один элемент или какую-то одну часть организации, все другие части в определенной степени также испытывают воздействие этой перемены. Такого рода изменения могут сказаться на будущей эффективности организации в целом. Изначальный недостаток подходов различных школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую, зависящую от многих различных факторов. Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления. Системный подход - это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению;

ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов. Ситуационный подход (1960 – н.в.) концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одного или нескольких из них. Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.


Лекция. Требования, предъявляемые к менеджеру, функции менеджера

В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, за­нимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области приня­тия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в ры­ночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являют­ся обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

• к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

• к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

• к руководителю по отношению к подчиненным;

• к администратору любого уровня управления, организующего работу в соот­ветствии с современными методами.

Менеджер – это профессионал, владеющий специальными знаниями в области управления.

Бизнесмен – это собственник, применяющий свой или заёмный капитал в целях получения прибыли или дохода.

Предприниматель- человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового дела, предприятием.

С переходом к рынку формируется новый тип управляющего. Его отличительные черты:

- новая цель деятельности (не план, а работа на прибыль, удовлетворение потребностей);

- переход к экономическим методам управления (вместо жестко административных) учет мотивов деятельности, использование стимулов к производительному качественному труду;

-рациональное распределение ресурсов предприятия (деньги, сырьё, рабочая сила, топливо, материалы, оборудование);

- способность к новациям. Менеджер –новатор по природе, инициатор, изобретатель, деловой.

- способность к прогнозу.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют по­иску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к кото­рой относится фирма по виду и характеру деятельности;

• владение навыками не только администрирования, но и предпринимательст­ва, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия ка­ждого в их исполнении;

• наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической си­туации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

• умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;

• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, осо­бенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

• знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и воз­можностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

• знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;

• устранение неспособных с целью удержания единства и правильности функ­ционирования фирмы.

Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устра­нение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выпол­нять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тяго­стное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Каждый менеджер, и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных усло­виях и целиком зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребите­лей, но и своих собственных работников.

Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном адми­нистрировании, на контрактной основе.

Повседневная работа менеджера затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Первым формулировку содержания этих функций дал родоначальник современного менеджмента Анри Файоль в 1916 году. Рассматривая деятельность по управлению он выделил такие функции менеджера как: планирование (прогнозирование), организация, распоряжение, координация, контроль.

Главной функцией менеджмента считается планиро­вание. Реализуя ее, управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация, и ее перспектив форму­лирует цели и задачи на предстоящий период, разраба­тывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы, определяет материальные, трудовые финансовые ресурсы. Учет грядущего и разработка программы действия. Образно говоря, речь идет об опре­делении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Подготовку к практическому воплощению замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание организации, подразделений и рабочих мест, управления и коммуникаций,определение порядка их функционирования, обес­печение деятельности необходимой документацией.Решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта.

Доведение до сведения исполнителей управленческих решений, направление деятельности по их реализации в нужную сторону, «воодушевление» на эффективную работу выполняет функция распорядительства. Распоряжаться значит заставить персонал хорошо работать, а для этого необходимо:

глубокое знание персонала,

устранение неспособных,

подавать хорошего пример;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.