Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «недостатки развития речи»




Вопрос 17

Методологические принципы логопедии.

Вопрос 16

Системный подход и его роль в анализе речевых нарушений.

Вопрос 15

Р.Е.Левина о системном подходе к анализу речевой патологии.

Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Нарушение отдельных компонентов речи.

Нарушение всех компонентов речи.

Анализ связи между различными речевыми компонентами в процессе развития.

Системогенез как специфическая закономерность развития организма.

Взаимодействие между языковыми компонентами и нейрофизиологическим данными о формировании функциональной речевой системы.

Принцип системного подхода как основа педагогической классификации.

Комплектование специальных учреждений для детей с нарушениями речи на основе принципа системного подхода.

Значение системного анализа для определения методов и путей коррекционно-педагогической работы.

Общее направление научного исследования в логопедии.

Основные принципы анализа речевой патологии.

Принцип системности. Системное строение и системное взаимодействие различных компонентов речи.

Принцип развития. Анализ речевого дефекта в динамике возрастного развития ребёнка. Выделение ведущего дефекта и связанных с ним вторичных нарушений. Принцип связи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребёнка.

 

Онтогенетический принцип. Учёт закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций.

Этиопатогенетический принцип. Анализ этиологии речевых нарушений. Патогенез речевых нарушений.

Принцип учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта. Установление симптоматики речевого нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефектов.

Принцип деятельного подхода. Возрастная оценка ведущей формы деятельности.

Принцип обходного пути. Формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Дидактические принципы при изучении речевых нарушений: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

Методы логопедии как науки.

- организационные,

- эмпирические,

- количественный и качественный анализ полученных данных,

-интерпретационные методы.

К недостаткам развития речи относятся отклонения от нор­мального формирования языковых средств общения. Собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказать отрицательное влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины – расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. Специфика отклонений и их выраженность зависят от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения), от уровня психического и интеллектуального развития ребенка, от влияния окружающей среды и других факторов.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • не соответствуют возрасту говорящего,
  • не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка,
  • связанны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи, носят устойчивой характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются,
  • требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от их характера,
  • часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребёнка.

Необходимо отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей. Рассматриваемые в логопедии отклонения речи следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То илииное затрудне­ние в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток только с учетом возрастных норм. При этом для различных речевых процессов возрастная граница может быть неодинаковой

По форме речи выделяются дефекты устной и письменной речи. Рассматривая виды речевой деятельности, выделяют недостатки внутреннего программирования и трудности оформления высказывания.

При изучении этапов восприятия речи обсуждаются вопросы перцепции и понимания.

Могут быть также выделены недостатки операций, используемых при оформлении высказывания – дефекты использования языковых и произносительных единиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.