КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какмы объясняем результаты международных переговоров.
ШШЛ П^Р Глава S Переговоры в разных странах мира чем отличаются трансграничные переговоры? 247
Идеология. Переговорщики в Соединенных Штатах в целом разделяют общую идеологию, основанную на признании преимуществ индивидуализма и капитализма. По мнению Салакьюза, американцы глубоко верят в права личности, превосходство частных вложений и в то, что для предпринимателя важно получать прибыль [40]. Переговорщики из других стран не всегда разделяют такую идеологию. Например, переговорщики из некоторых стран (е. g., Китай, Франция) могут считать права группы более важными, чем права личности, а государственные инвестиции лучшим способом поместить ресурсы, чем частные капиталовложения; они могут также подчиняться различным предписаниям по получению и распределению прибыли. Идеологические разногласия усиливают сложности коммуникации при трансграничных переговорах в самом широком понимании, поскольку данные стороны могут на самом фундаментальном уровне расходиться по поводу предмета переговоров. Культура. Наиболее часто в исследованиях, касающихся международных переговоров, изучают такой феномен, как культура [41]. Хотя многие специалисты по международным переговорам считают культуру решающим фактором в трансграничных переговорах, на самом деле для концепции культуры существует множество различных смыслов [42]. Как мы показали выше, представители различных культур по-разному ведут переговоры [43]. Помимо разницы в поведении, представители разных культур могут также по-разному интерпретировать важнейшие переговорные процессы (например, какие вопросы могут быть предметом переговоров или каковы цели переговоров). Согласно Салакь-юзу, представители некоторых культур подходят к переговорам дедуктивно (идут от общего к частному), в то время как представители других культур более индуктивны (они решают ряд частных вопросов, которые затем образуют область обшего соглашения) [44]. Себениус (Sebenius) утверждает, что культура оказывает существенное воздействие как на принятие решений в переговорах, так и собственно на процесс переговоров, включая вопросы о том, кто участвует в переговорах, кто принимает решения и о неформальных факторах, способствующих или препятствующих переговорам [45]. В некоторых культурах стороны ведут переговоры по существенным вопросам, считая отношения между данными сторонами чем-то более или менее случайным. В других культурах отношения между сторонами находятся в центре переговоров, а существенные вопросы собственно сделки более или менее случайны [46]. Существуют также свидетельства того, что в зависимости от культуры меняются предпочтения в отношении моделей разрешения конфликта [47]; есть и указания на то, что культура влияет на проявление эмоций в переговорах и на поведение, позволяющее сохранить лицо [48]. Очевидно, что весьма трудно вести зарубежные переговоры, если различны основные представления о том, что такое переговоры и как они происходят. Последнюю часть настоящей главы мы посвятим более детальному изучению различных аспектов этой проблемы. Внешние участники. Патак и Хабиб определили внешних участников следующим образом: «различные люди и организации, заинтересованные в результате переговоров или делающие на него ставку» [49]. В число внешних участников входят ассоциации предпринимателей, профсоюзы, посольства и отраслевые объединения. Например, профсоюзы часто выступают против пе- реговоров с иностранными компаниями, опасаясь сокращения рабочих мест в стране. Международные переговорщики могут получить существенную информацию и поддержку от своего правительства через торговое представительство своего посольства, а также от других бизнесменов через торговую палату той страны, где ведут переговоры. Непосредственный контекст На всем материале этой книги мы показывали многие факторы непосредственного контекста в связи с переговорами внутри страны. В настоящем разделе мы рассмотрим представления модели Патака и Хабиба с международной точки зрения; более подробное обсуждение теорий и моделей, лежащих в основе этой модели, можно найти в других разделах книги. Относительная переговорная сила. Один из факторов в трансграничных переговорах, привлекающий значительное внимание исследователей, — относительная сила в переговорах обеих сторон. Совместным предприятиям посвящены многочисленные исследования по трансграничным переговорам, и относительную силу часто определяют как объем активов (финансовых и других вложений), которые каждая сторона намерена вложить в новое предприятие [50]. Считается, что та сторона, которая вкладывает более весомые активы, располагает большей переговорной силой и поэтому получит большее влияние на процесс и исход переговоров. Однако исследование Яня и Грея (Yan and Gray) оспаривает такое предположение и показывает, что относительная сила — это не просто функция активов; она зависит от контроля над управлением, который в очень большой мере определяется в переговорах [51]. Кроме того, очевидно, на относительную силу могут влиять некоторые другие факторы, включая особый подход к рынкам (е. g., в современных или бывших коммунистических странах), система распределения (е. g., в Азии, где создание новой системы распределения настолько дорого, что может служить препятствием для выхода на рынок) или регулирование отношений с правительством (е. g., там, где совершенно отличаются язык и культура). Уровни конфликта. Уровень конфликта и тип взаимозависимости сторон в трансграничных переговорах также влияют на процесс и исход переговоров. Ситуации интенсивного конфликта или конфликты, основанные на этнических, идентификационных или географических противоречиях, разрешить сложнее [52]. Продолжающиеся конфликты в Северной Ирландии, на Ближнем Востоке, в Восточном Тиморе и Судане — лишь малая часть примеров такого рода. Однако существуют исторические свидетельства того, как гражданские войны завершали всесторонними соглашениями, с надлежащим институциональным оформлением, запрещающими использовать для принуждения силу и обеспечивающими справедливое распределение ресурсов и политической власти, что вело к более устойчивому урегулированию [53]. Также важна степень различия в установлении сторонами рамок переговоров или в понимании предмета переговоров (о рамках переговоров см. главы 2 и 5); данные вопросы по-разному трактуют в разных культурах, так же как способы, которыми переговорщики реагируют на конфликт [54]. Например, Фишер, Юри и Пат-тон показывают, что конфл икты на Ближнем Востоке в течение нескольких Глава 8 Переговоры в разных странах мира Как мы объясняем результаты международных переговоров? 249
лет было трудно решать потому, что различные стороны совершенно по-разному представляли себе о чем идет спор (е. g., безопасность, суверенитет, исторические права) [55). Отношения между переговорщиками. Патак и Хабиб считают, что отношения, сложившиеся между главными участниками переговоров до начала данных переговоров, также оказывают важное воздействие на процесс и исход переговоров [56]. Переговоры — часть более широких отношений между двумя сторонами. История отношений между данными сторонами влияет на текущие переговоры (например, как стороны установят рамки переговоров), так же как текущие переговоры станут частью любых будущих переговоров между данными сторонами [57]. Желательный результат. Материальные и нематериальные факторы играют большую роль в определении результата международных переговоров. На политической арене страны часто используют международные переговоры для достижения как внутри-, так и внешнеполитических целей. Например, одной из основных целей Северного Вьетнама в Парижских мирных переговорах, посвященных прекращению войны во Вьетнаме, было добиться формального признания другими переговорными сторонами. Точно так же в последних этнических конфликтах по всему миру их многочисленные участники угрожали, что если они не получат признания за столом официальных переговоров, они сорвут успешное разрешение конфликта (например, в Северной Ирландии). Между краткосрочными целями одной из сторон в данных переговорах и влиянием переговоров на долгосрочные отношения сторон возможны текущие расхождения. В торговых переговорах между Соединенными Штатами и Японией обе стороны часто получают худшие краткосрочные результаты, чем им хотелось бы, из-за важности долгосрочных отношений. Непосредственные участники. В число непосредственных участников переговоров входят собственно переговорщики, а также те, кого они прямо представляют — в частности, управляющие, работодатели или члены совета директоров [58]. Участники могут влиять на переговорщиков различными способами. Мастерство, способности и международный опыт самих переговорщиков, очевидно, могут оказывать большое воздействие на процесс и исход трансграничных переговоров. Кроме того, личная мотивация главных переговорщиков и других непосредственных участников также может серьезно влиять на переговорный процесс и результаты переговоров. Мотивация в переговорах может быть основана на некоторых нематериальных факторах, в частности, на том, как в процессе и по результатам переговоров их участники будут выглядеть перед противной стороной и собственным руководством; существуют и иные нематериальные факторы, в частности — перспективы личной карьеры переговорщика. Подводя краткий итог, отметим: модель Патака и Хабиба дает хорошее представление о том, насколько серьезно некоторые факторы контекста среды и непосредственного контекста могут влиять на трансграничные переговоры. В следующем разделе этой главы мы приведем примеры того, как взаимодействие данных факторов может определяющим образом влиять на процесс и, результаты переговоров. Согласно модели Патака и Хабиба международные переговоры могут быть гораздо сложнее, чем переговоры внутри страны. Порой возникает соблазн объяснить исход переговоров действием какой-либо одной переменной — например, культурными различиями или относительной силой какой-то страны (скажем, размером национальной экономики). Однако это серьезная ошибка. Последние исследования по переговорам в самом разном контексте показали, что простые, однозначные аргументы не могут объяснить противореч и в ых результатов международных переговоров [59]. Скоппа (Schoppa) изучил результаты пяти различных споров между Японией и Соединенными Штатами в 1989 г. в рамках Инициативы по преодолению структурных препятствий (Structural Impediments Initiative), посвященных изменению торговых отношений между двумя странами [60]. Данные переговоры велись между одними и теми же странами и в один и тот же период времени, поэтому можно было ожидать, что результаты каждых из этих переговоров получат одно и то же объяснение. Например, если Соединенные Штаты были сильней Японии или если японцы были лучшими слушателями, чем американцы, это должно было оказать более или менее одинаковое влияние на исход всех переговоров. Скоппа обнаружил, что результаты всех пяти переговоров (предметом их стали государственные капиталовложения, системы распределения, земельная политика, эксклюзивная деловая практика и кейрецу*) весьма различались и ни одной переменной объяснить их было нельзя. Скоппа выявил также, что разные варианты переговорной стратегии показывают разный уровень эффективности применительно к разным вопросам. Например, стратегия увеличения числа участников, вовлеченных в переговорный процесс, по-видимому, позволяла добиться уступок в переговорах по государственным капиталовложениям и системе распределения, но не оказала никакого воздействия в переговорах по эксклюзивной деловой практике и по кейрецу. Работа Дэжуна и Фора (Derong and Faure) по переговорному процессу между китайскими компаниями и правительственными инстанциями Китая разных уровней также поучительна [61]. Исследование было посвящено серии переговоров между одной из пекинских высокотехнологичных компаний и шестью регулирующими подразделениями правительства. Много написано о китайском переговорном стиле (например, о потребности в гармонии, о значении времени и т. д.), и можно было бы ожидать, что внутрикитайские переговоры должны проходить примерно так. Однако Дэжун и Фор показали, что здесь существует широкий набор различных стратегических и тактических решений, зависящих от целей конкретных переговорщиков и конкретной ситуации. Хотя национальная культура, видимо, определяет переговорный процесс в целом, роль данной организации и данной организационной культуры также представляется важной. Относительно времени, например, Дэжун и Фор выявили, что «подразделения <правительства> действуют согласно повсеместным обычаям бюрократии, которая требует огромного количества времени для достижения результата. С другой стороны, данная компания работает исходя из Кейрецу — крупнейшие японские корпорации. — Примеч. пер. 250 Глава S Переговоры в разных странах мира Измерения культуры по Хофстеду 251
негласного правила, гласящего, что время - ресурс ограниченный, и его использование, на управленческом языке, стоит денег» [63]. Взаимоотношения между организационной и национальной культурами и то, как они меняются, когда страны реформируют свою экономику, делают еще менее вероятной для исследователей возможность использовать упрощенные объяснения международных переговоров. Таким образом, модели подобные модели Патака и Хабиба -очень хороший инструмент для того, чтобы верно направить рассуждения о международных переговорах. Однако всегда важно помнить, что на процесс и исход переговоров влияют многие факторы и что влияние этих факторов с течением времени может изменяться по величине [64]. Для каждого международного переговорщика вызов состоит в необходимости понимать одновременное и множественное влияние нескольких факторов на переговорные процесс и результат и постоянно модернизировать такое понимание с изменением обстоя-течьств Это также значит, что планирование международных переговоров особенно важно, так же как и корректировка планов по мере поступления новой информации за счет мониторинга контекста среды и непосредственного контекста. ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПО ХОФСТЕДУ Исследование Хофстеда (Hofstede) определяет культуру как общие ценности и верования, разделяемые членами некоторой группы; его считают наибо-тее исчерпывающей и широкой исследовательской программой по культурным измерениям в международном бизнесе [65]. Хофстед изучил сведения о ценностях полученные от более чем 100 000 служащих компании «Аи-би-эм» (IBM) по всему миру, на сегодня это исследование охватывает 53 различных культуры и страны Статистический анализ полученных сведений показывает, что для описания важных различий между культурами в данной работе можно использовать четыре измерения [66]. В табл. 8.1 перечислены страны, включенные в исследование Хофстеда, и их распределение относительно этих четырех измерений, описанных ниже. Индивидуализм/коллективизм Измерение «индивидуализм/коллективизм» описывает степень организации обш£гва вокруг личности или группы. Индивидуалистическое общество п^щряГм^лоды людей быть независимыми и самим заботиться о себе Кол-™исТское общество объединяет отдельных лиц в сплоченные группы, ко, тооьГеб^угна себя ответственность за благополучие каждого их члена. В число инди^луа^истических стран входят США, Великобритания и Австралия, кол- ы ив^кГ- Индонезия, Пакистан и Коста-Рика. Хофстед показывает, что акиент нТоТношениях в коллективистском обществе играет решающую роль в пег^го^рах переговоры с одной и той же стороной могут продолжаться года-„ГгГгпиппшика влечет за собой изменение отношений, на их вос-ми, а смена пе^™^^^в^Гд0лгое время. Наоборот, в индивидуалисти-S3S ~ГкоДв считав взаимозаменяемыми, и при выбо- ТАБЛИЦА 8.1. Распределение стран/культур по культурным измерениям (по Хофстеду, 1991)
Глава 8 Переговоры в разных странах мира Измерения культуры по Хофстеду 253
ТАБЛИЦА 8Л (Окончание)
ИСТОЧНИК: По G. Hofstede, Culture and Organizations: Software of the MM (London, England: McGraw-Hill, 1991). Воспроизведено с разрешения McGraw-Hill Companies. ре переговорщика важна компетентность, а не отношения. Смысл здесь заключается в том, что переговорщики из коллективистских культур очень зависимы от выстраивания и поддержания долгосрочных отношений, тогда как переговорщики из индивидуалистических культур могут предпочитать менять переговорщиков, применяя те краткосрочные критерии, которые кажутся подходящими. Кроме того, Смит, Дуган, Петерсон и Леун (Smith, Dugan, Peterson, and Leung) выявили, что внутри коллективистских стран разногласия разрешаются в соответствии с правилами, в то время как в индивидуалистических странах конфликты обычно разрешают используя личный опыт и подготовку [67]. Измерение «индивидуализм/коллективизм» в культуре привлекает серьезное внимание изучающих переговоры, и оно, видимо, влияет на широкий крут переговорных процессов и результатов, а также предпочтений при выборе процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Переговорные процессы. Кай (Cai) продемонстрировал, каким образом индивидуализм или коллективизм влияют на планирование переговоров: переговорщики из более коллективистской культуры (Тайвань) затратили больше времени на планирование с учетом долгосрочных целей, тогда как переговорщики из более индивидуалистической культуры (США) затратили больше времени на планирование с учетом краткосрочных целей |68|. Гельфанд и Христа- копуло (Gelfand and Christakopouluo) выявили, что переговорщики из относительно индивидуалистической культуры (США) более склонны совершать ошибки, связанные с «дележкой пирога» (см. главу 5), чем переговорщики из более коллективистской культуры (Греция) [69|. Кроме того, изучение переговорного процесса показало, что переговорщики из более индивидуалистических культур делают больше экстремальных предложений в ходе переговоров, чем переговорщики из более коллективистской культуры. Индивидуализм или коллективизм также, скорее всего, изменяют воздействие ответственности переговорщиков на переговорный процесс. Гельфанд и Реало (Gelfand and Realo) выявили, что «высокая ответственность усиливает соперничество для представителей с низким уровнем коллективизма и способствует сотрудничеству лиц с высоким уровнем коллективизма» [70]. Результаты переговоров. Исследователи также находят, что измерение «индивидуализм/коллективизм» может влиять на исход переговоров. Литучи (Lituchy) сообщает, что переговорщики из более коллективистской культуры (Япония) добиваются более интеграционных решений, чем представители индивидуалистической культуры (США) или пары переговорщиков из разных стран (Япония, США) [71]. Аруначалам, Уолл и Чан (Arunachalam, Wall, and Chan) выявили, что переговорщики из более коллективистской культуры (Гонконг) добиваются более высоких совместных результатов в задании по интеграционным переговорам, чем переговорщики из более индивидуалистической культуры (США) [72]. Бретт и Окумура (Brett and Okumura) не обнаружили прямого влияния индивидуализма или коллективизма на исход переговоров, но тем не менее показали, что переговорщики, представляющие одну культуру (пары Япония—Япония или США—США), скорее достигают большей общей выгоды, чем межкультурные пары (Япония—США) [73J. Бретт и Окумура предположили, что недостаточный обмен информацией в межкультурных парах может быть причиной худших интеграционных результатов в таких группах. Чтобы лучше понять степень влияния индивидуализма/коллективизма на переговоры, необходимы новые исследования по их влиянию на результаты переговоров. Стили разрешения конфликта. Ким и Китани (Kim and Kitani) показали, как индивидуализм/коллективизм влияют на предпочтения в выборе стиля при разрешении конфликта в романтических отношениях: партнеры из более коллективистской культуры (американцы азиатского происхождения) предпочитают любезный, уклончивый и интеграционный стиль управления конфликтом, тогда как партнеры из более индивидуалистической культуры (белые американцы) предпочитают доминирующий стиль [74]. Схожим образом Пирсон и Стивен (Pearson and Stephan) выявили, что переговорщики из более коллективистской культуры (Бразилия) предпочитают приспособление, сотрудничество и уход, а переговорщики из более индивидуалистической культуры (США) явно предпочитают соперничество [75]. Исследование Минту-Вимсатта и Гас-сенхаймера (Mintu-Wimsatt and Gassenheimer) дало новые свидетельства влияния индивидуализма/коллективизма на стили разрешения конфликта: ученые обнаружили, что экспортеры с Филиппин («высококонтекстная» культура, то есть более коллективистская) предпочитают менее конфронтационное решение проблем, чем экспортеры из Соединенных Штатов («низкоконтекстная» куль- Глава 8 Переговоры в разных странах мира Как культурные различия влияют на переговоры? 255
тура, то есть более индивидуалистическая) [76]. Жир (Gire) выявил, что хотя переговорщики как из более индивидуалистической культуры (Канада), так и из более коллективистской (Нигерия) в качестве процедуры управления конфликтом предпочитают переговоры арбитражу, предпочтение, оказываемое переговорам, сильней у переговорщиков из более коллективистской культуры, чем у переговорщиков из более индивидуалистической культуры; последние, в свою очередь, больше склонны к арбитражу, чем переговорщики из более коллективистской культуры [77]. Кроме того, Аруначалам, Уолл и Чан выявили, что посредничество сильней воздействует на результат переговоров, которые ведут переговорщики из более индивидуалистической культуры (США), чем в переговорах, которые ведут переговорщики из более коллективистской культуры (Гонконг) [78]. Коротко говоря, такое измерение культуры, как индивидуализм/коллективизм, очевидно, влияет на широкий круг переговорных процессов и результатов, а также на предпочтения по процедуре разрешения конфликтов. Для дальнейшего выяснения степени этого влияния, однако, необходимы более систематические исследования, так же как и для того, чтобы определить, какие конкретные аспекты различий в индивидуализме/коллективизме объясняют уже полученные данные. Удаленность власти Удаленность власти представляет собой «степень, с которой менее сильные члены организаций и институтов (например, семьи) принимают и ожидают неравномерное распределение власти» [79]. Согласно Хофстеду, культуры с более выраженной удаленностью власти более готовы к тому, что принятие решений сконцентрировано на вершине и все важные решения окончательно принимает лидер. Культуры с меньшей удаленностью власти обычно распространяют принятие решений по всей организации, и хотя руководители пользуются уважением, их решения возможно оспаривать. Среди стран с наибольшей удаленностью власти упомянем Малайзию, Гватемалу и Панаму, а с наименьшей ■*-Норвегию, Швецию и Великобританию. Последствия для международных переговорщиков здесь состоят в том, что переговорщикам из культур со сравнительно большой удаленностью власти чаше и по большему кругу вопросов требуется санкция начальства, — это замедляет переговорный процесс. Кроме того, Смит, Дуган, Петерсон и Леун выявили, что «внефупповые» разногласия менее характерны для культур с большой удаленностью власти, чем для культур с малой удаленностью власти [80]. Мужское/женское Хофстед установил, что культуры различаются по степени, в которой они разделяют ценности, традиционно воспринимаемые как мужские или женские. Мужские культуры характеризуются «самоуверенностью, приобретением денег и вещей, они не заботятся о других, качестве жизни или народе» [81]. Для женской культуры характерны забота об отношениях, воспитании детей и качестве жизни. Наиболее «мужские» страны — Япония, Австрия и Венесуэла, наиболее «женские» — Коста-Рика, Чили и Финляндия. Согласно Хофстеду, это измерение влияет на переговоры, увеличивая соперничество при встрече переговорщиков из мужских культур; переговорщики из женских культур чаше выражают сочувствие противной стороне и ищут компромисс [82]. Уклонение от неопределенности Уклонение от неопределенности — четвертое измерение, выделенное Хоф-стедом, «указывает, в какой степени некоторая культура программирует ее носителей чувствовать себя некомфортно или комфортно в неструктурированной ситуации» [83]. Для неструктурированных ситуаций характерны быстрые изменения и новизна, тогда как структурированные стабильны и безопасны. Среди стран с наиболее высоким уклонением от неопределенности — Греция, Португалия и Гватемала; наименьшее уклонение от неопределенности — в Швеции, Гонконге и Ирландии. Переговорщики из культуры с уклонением от неопределенности неуютно чувствуют себя в неясных ситуациях и чаще склонны искать в переговорах принятые правила и процедуры. Переговорщики из культур, более приспособленных к неструктурированным ситуациям, обычно адаптируются к быстро меняющейся ситуации и ощущают меньший дискомфорт, если правила данных переговоров неоднозначны или неустойчивы. Конспект Измерения Хофстеда привлекли большое внимание специалистов по межкультурным связям и международных бизнесменов. Хотя данную модель можно критиковать [84], она приобрела ведущее значение в межкультурных исследованиях по международному предпринимательству. Однако кроме работ по индивидуализму/коллективизму, выполнено мало систематических исследований по изучению влияния измерений Хофстеда на переговоры, и необходимы новые исследования относительно степени влияния этих измерений на меж- и внутри-культурные переговоры [85]. Кроме того, существуют свидетельства значительной вариативности внутри более индивидуалистических или более коллективистских культур. Например, Мияхара, Ким, Син и Ён (Miyahara, Kim, Shin, and Yoon) изучали предпочтения в выборе стилей разрешения конфликтных ситуаций в Японии и Корее — странах с коллективистскими культурами [86]. Мияхара и его коллеги обнаружили существенные различия между японцами и корейцами: корейцы оказались более озабоченными тем, чтобы при разрешении конфликта не быть навязчивыми и избегать антипатии, а японцы — более расположены к достижению ясности, чем корейцы. По этим причинам интерпретации влияния измерений Хофстеда на переговоры следует считать предварительными. КАК КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВЛИЯЮТ НА ПЕРЕГОВОРЫ? Поскольку культурные различия существуют и их можно измерять, поскольку они действуют на различных уровнях, возникает вопрос о том, как они влияют на переговоры. Опираясь на работы Висса и Стриппа (Weiss and Глава S Переговоры в разных странах мира Stripp), Фостера (Foster), а также других авторов, мы полагаем, что культура может влиять на международные переговоры, по меньшей мере, восемью различными путями [87]. 1. Определение переговоров. Фундаментальное определение перегово 2. Выбор переговорщиков. Критерии, используемые для выбора участника переговоров, варьируются в зависимости от культуры. Эти критерии могут включать знание предмета переговоров, старшинство, семейные связи, пол, возраст, опыт и статус. Различные культуры по-разному оценивают эти критерии, что приводит к различным ожиданиям относительно того, что соответствует переговорам различных типов. 3. Протокол. Культуры различаются по степени важности протокола, или формальных отношений между двумя сторонами в переговорах. Американская культура — одна из наименее формальных культур в мире. Довольно распространен в общем фамильярный стиль коммуникации; например, обращаются друг к другу по имени, игнорируя титулы. В других культурах ситуация противоположная. Многие европейские страны (е. g., Франция, Германия, Англия) очень формальны, и не использовать при обращении к кому-либо точное звание (господин, доктор, профессор, лорд) считается оскорбительным [90]. Формальные визитные или деловые карточки, распространенные во многих странах Тихоокеанского кольца (е. g., Китай, Япония), практически обязательны там при представлении. Переговорщики, забывшие взять деловые карточки или использующие их для записок, часто грубо нарушают протокол и оскорбляют контрагента [91]. Даже способ, каким предъявляют деловую карточку и обмениваются рукопожатием, или соблюдение требований к одежде — предмет интерпретации для переговорщика: все это может стать основанием для суждения о подготовке и личности контрагента. 4. Коммуникация. Культура влияет на стиль наших коммуникаций — и Как культурные различия влияют на переговоры? 257 культурах; поиск подобной информации — один из главных аспектов при планировании международных переговоров [93]. 5. Время. Различные культуры очень по-разному определяют значение времени и его влияние на переговоры [94]. В Соединенных Штатах люди склонны беречь время: они приходят на встречу в назначенный час, стараются не отнимать время у других и вообще считают, что «быстрее» лучше, чем «медленнее», потому что символизирует высокую производительность. В других культурах отношение ко времени совершенно иное. В более традиционных обществах, особенно в жарких странах, темп жизни медленнее, чем в США. Это уменьшает сосредоточенность на времени, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В других культурах американцев считают рабами своих часов, потому что американцы внимательно следят за временем и охраняют его как ценный ресурс. В некоторых культурах, таких как Китай и Латинская Америка, время per ж* неважно. Переговоры сосредоточены на поставленной задаче независимо от того, какое время на это уйдет. В ходе межкультурных переговоров велика вероятность неверного понимания из-за различного отношения ко времени. Американцев могут воспринимать как вечно спешащих и перескакивающих с одной задачи на другую, а американцам может показаться, что переговорщики из Китая или Латинской Америки ничего не делают и попусту тратят время. 6. Склонность к риску. Культуры различаются по степени их готовности рисковать. Некоторым культурам присуща тенденция порождать принимающих бюрократические, консервативные решения, желающих получить большой объем информации, прежде чем принять решение. Другие культуры производят более предприимчивых переговорщиков, более склонных действовать и рисковать при недостаточной информации (например, «кто не рискует, тот не пьет шампанского»). Согласно Фостеру, американцы занимают в континууме область риска, как и некоторые азиатские культуры (е. g., страны-«драконы»), а некоторые европейские культуры вполне консервативны (е. g., Греция) [95]. Ориентация культуры на риск существенно влияет на предмет переговоров и на содержание их результатов. Переговорщики в ориентированной на риск культуре стремятся сразу перейти к делу и, как правило, больше рискуют. Представители культур, избегающих риска, обычно ищут дополнительную информацию и занимают выжидательную позицию. 7. Группа и личность. Культуры различаются в зависимости от того, * Per se (nam.) — само по себе. — Примеч. пер,
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |