КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическая маркировка продукции
Экологическая маркировка продукции - это процедура присвоения экологического знака продукции, которая обладает определенными экологическими преимуществами перед аналогами в пределах определенной группы однородной продукции. Такая экологическая маркировка является добровольной и может быть использована общественными или частными агентствами. Присвоение права на экологический знак отличается от сертификации на соответствие требованиям стандартов. Основная цель экологической маркировки — выделение среди группы однородной продукции той продукции, которая на всех стадиях жизненного цикла имеет меньшее воздействие на окружающую среду. Экологическая маркировка — один из видов экологической декларации. Маркировка может иметь форму знака, графического изображения, может быть представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного, публичного объявления. Согласно ИСО 14020 выделяют три типа экологической маркировки: 1-Экологическая маркировка знаком, присвоенным по результатам сертификации продукции третьей стороной. 2-Маркировка основана на самодекларации: производитель может маркировать продукцию особым знаком. 3-Маркировка сходна с маркировкой по первому типу, но связана с определенной количественной информацией о характеристиках эко- логичности на стадиях жизненного цикла изделия. Принципами экологической маркировки являются: - экологические знаки и декларации должны быть точными, проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение. - информация по характерам экологичности продукции и услуг в декларации должна быть представлена потребителю непосредственно производителем. - экологическая маркировка и декларация должны основываться на научной методологии, которая включает рассмотрение жизненного цикла продукции, оценку экологического риска, обеспечение воспроизводства результатов испытаний. - информация в экологической маркировке должна быть доступна для заинтересованных сторон. -процедуры и критерии экологической маркировки не должны создавать дополнительных препятствий в торговле, дискриминации в приобретении своих или иностранных изделий и услуг. - информация об экологической политике предприятия-производителя (система экологического менеджмента, фактические организационные и технические мероприятия, деятельность предприятия по улучшению характеристик экологичности продукции и пр.). - информация об используемых материалах, выбросах в атмосферу (природных ресурсах, химических материалах, количестве твердых отходов, выбросах в атмосферу, сбросах в воду, потребляемое количество энергии и материалов и пр.). - информация об использовании продукции (чтобы пользовате- лю минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду и пр.). - информация о требованиях к транспортированию продукции (расстояние, на которое транспортируется продукция; используемые транспортные средства; применяемое топливо; состав выхлопных газов и пр.). - информация об утилизации (отдельное описание отходов производства продукции; должны быть предложены рекомендации, как обращаться с опасными отходами (если таковые имеются), какие должны быть проведены измерения при обращении с такими отходами и пр.). При разработке критериев экологической маркировки и требований к их применению следует учитывать экологические аспекты таких стадий, как добыча сырья, производство/поставка, удаление и утилизация отходов. Критерии экологической чистоты должны основываться на значениях показателей воздействия продукции (услуг) на окружающую среду на всех стадиях его жизненного цикла. Критерии должны быть достижимы, измеряемы с определенной точностью и иметь реальные предпосылки для их достижения. Они должны действовать в течение определенного срока и периодически пересматриваться с учетом появления новых технологий, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды и изменения рыночных условий. В программы экологической маркировки включают: -перечень групп однородной продукции, имеющих право на маркировку; -критерии экологической чистоты; -функциональные характеристики продукции; -порядок сертификации продукции; -требования периодического пересмотра программ; -источники финансирования программ экологической маркировки; -методы испытаний и верификации результатов; -периодическую проверку соответствия продукции критериям. Все критерии экологической чистоты и функциональные характеристики продукции должны быть проверены уполномоченным органом. Процедура для установления требований программ экологической маркировки включает: - консультацию с заинтересованными сторонами. Уполномоченный орган, ответственный за формирование и реализацию программ экологической маркировки, должен внедрить определенный механизм консультаций, упрощающий участие заинтересованных сторон, например консультативный совет, консультативный комитет для публичных слушаний; - выбор группы однородной продукции. На этом этапе рассматриваются потенциальные кандидаты среди групп однородной продукции. По завершении оценки уполномоченный орган должен быть в состоянии заявить, какая группа однородной продукции по характеристикам экологичности более предпочтительна для рынка; - выбор и разработку критериев экологически чистой продукции. Работы по выбору критериев основаны на технической и научной методологии, и окончательное решение по критериям является результатом консультаций между уполномоченным органом и заинтересованными сторонами. Для определения таких критериев можно использовать «Матрицу критериев экологической чистоты».При установлении критериев должны учитываться местные, региональные и глобальные требования охраны окружающей среды, возможности доступных технологий и экономические факторы;. - выбор функциональных характеристик продукции. Характеристики, которые делают продукцию полезной для потребителя, не должны компрометироваться оценками экологичности; - отчетность и публикации. Когда группы однородной продукции, критерии и характеристики установлены, они должны быть опубликованы. - проведение изменений критериев экологической чистоты. Если продукция уже отмечена экологическим знаком, то, при наличии новых факторов, связанных с критериями экологической чистоты, может быть пересмотрено решение о его присуждении. Программа маркировки с точки зрения предоставляемой ею информации может быть: - позитивной (т. е. дающей позитивную информацию об экологических качествах продукции); - негативной (т. е. предостерегающей о существующих опасностях); - нейтральной. В целом эко-маркировка служит достижению следующих основных целей: -«перехитрить» те компании, которые пытаются предоставить потребителю фальшивую или вводящую в заблуждение экологическую информацию (в том числе посредством рекламы) путем осуществления экспертных, объективных оценок экологических качеств продукта; -повысить обеспокоенность потребителей по поводу экологических качеств продукции, подтолкнуть их к тому, чтобы при принятии решений о покупке они исходили из соображений экологической безопасности продукта и ООС; -обеспечить производителям рыночные стимулы для разработки новых продуктов и процессов, экологически менее опасных. В странах ЕС действуют две ключевые программы эко-маркировки: -программа «знак качества» — для добровольного участия компаний; -программа экологической сертификации (ЕСР —Environmental Certification Programme) — обязательная для фирм —производителей потенциально опасных продуктов. Данные программы нацелены на отбор наименее опасных и наиболее экологически качественных продуктов из однородной группы. Отбор осуществляется с применением концепции экологического жизненного цикла. Экологическая сертификация и маркировка могут завершаться присвоением продукту специального знака — эко-лейбла. Эко-лейбл, продукт должен с экологической точки зрения обладать существенно более высоким качеством, чем аналогичные изделия. Как правило, эко-лейбл соответствия дается нескольким продуктам в определенной продуктовой группе. Это стимулирует производителя постоянно улучшать качество продукции, чтобы достичь требуемых критериев. Когда процентное соотношение товаров, получивших маркировку, существенно возрастает, планка требований к качеству продукции также поднимается, что стимулирует производителей к циклу постоянных улучшений. На территории Германии уже к середине 90-х гг. XX столетия экологическую маркировку имели около 4000 видов товаров и оборудования (из них 10% — импортированные) 75 продуктовых групп, поступивших приблизительно от 630 производителей. К недостаткам применения эко-лейблов специалисты относят: отсутствие достаточной и ясной информации о безопасности (экологичности и т. п.) продукта или технологических процессов; включение явно не реалистичных сведений, как и информации, способной ввести в заблуждение Кроме того, эко-маркировка продукции, как правило, не гарантирует «полной» экологичности товара. Скорее, она указывает на «относительно большую экологичность данного продукта в сравнении с его альтернативами на рынке.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |